НДФЛ
Тема: НДФЛ, Труд и зарплата

Порядок налогообложения заработной платы осужденных

Частью первой ст. 50 Уголовного кодекса определено, что наказание является мерой принуждения, которая применяется от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и состоит в предусмотренном законом ограничении прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительным кодексом определено, что осужденные обязаны выполнять установленные законодательством обязанности граждан Украины (часть первая ст. 9).

В соответствии со ст. 67 Конституции Украины каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Подпунктом 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса определено, что объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога согласно условиям трудового договора (контракта) (пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Вместе с тем согласно пп. 164.2.18 этого пункта в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются также другие доходы, кроме указанных в ст. 165 этого Кодекса.

При этом в соответствии с п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога на доходы физических лиц имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы (по тексту — НСЛ).

Подпунктом 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Статьей 2 КЗоТ определено, что государством обеспечивается право граждан Украины на труд — то есть на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера — включая право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы.

Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации либо уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (часть первая ст. 21 КЗоТ).

Контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон (часть третья ст. 21 КЗоТ).

Частью первой ст. 118 Уголовно-исполнительного кодекса установлено, что осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определенных администрацией колонии.

Согласно части первой ст. 120 Уголовно-исполнительного кодекса труд лиц, осужденных к лишению свободы, оплачивается согласно его количеству и качеству. Формы и системы оплаты труда, нормы работы и расценки устанавливаются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 13 Закона № 2713 трудовые отношения осужденных регулируются законодательством о труде с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства.

Инструкцией № 191 установлено, что осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду на производстве (предприятиях или в мастерских) исправительных центров или на предприятиях, в учреждениях или организациях всех форм собственности на основании заключенных письменных соглашений между учреждением и заказчиком при условии обеспечения надлежащего надзора за их поведением (пп. 1.1 п. 1 Инструкции № 191). При этом труд осужденных к ограничению свободы регулируется законодательством о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.

Подпунктом 4.1 п. 4 Инструкции № 191 определено, что из заработной платы, полученных пенсий и других доходов осужденных осуществляются удержания согласно законодательству с соблюдением следующей очередности: налог на доходы физических лиц (кроме сумм полученных пенсий); алименты; стоимость питания, одежды, обуви, белья, коммунально-бытовых и других предоставленных услуг (кроме стоимости спецодежды и спецпитания); по исполнительным письмам в пользу граждан; по исполнительным письмам в пользу юридических лиц; возмещение материального ущерба, причиненного осужденными государству во время отбывания наказания.

Согласно п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые согласно закону уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.

Учитывая вышеприведенное, заработная плата лиц, осужденных к лишению свободы, не соответствует определению заработной платы в понимании Налогового кодекса, и указанные лица не являются наемными работниками согласно действующему трудовому законодательству, поэтому основания к применению НСЛ к их доходам отсутствуют. Следовательно, указанные доходы облагаются налогом на общих основаниях, как другие доходы, по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса.

Согласно пп. «б» п. 176.2 ст. 176 этого Кодекса вышеуказанные доходы, полученные плательщиками налога, отражаются налоговым агентом в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога по форме № 1ДФ по признакам дохода «127» — «Другие доходы» в соответствии с Порядком № 1020.

Налогообложение единовременного
денежного пособия, которое предоставляется лицам, освобожденным из мест отбывания наказания

Частью первой ст. 157 Уголовно-исполнительного кодекса установлено, что лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства или работы в пределах Украины.

При отсутствии необходимой по сезону одежды, обуви и денежных средств на их приобретение лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются одеждой и обувью бесплатно. Также лицам, освобожденным от отбывания наказания, может быть выдано единовременное денежное пособие за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на финансирование Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (часть вторая ст. 157 Уголовно-исполнительного кодекса).

Рассмотрим порядок налогообложения этого пособия.

Условия и порядок предоставления пособия определены Положением № 134, нормы которого применяются учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами (далее — учреждения) Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (п. 2 Общих положений).

Так, п. 1 Положения № 134 установлено, что лицам, освобожденным от отбывания наказания, которым для прибытия к месту жительства или работы необходимо до 24 часов времени и на лицевых счетах которых нет денежных средств в сумме, равной одной норме суточных, возмещаемых откомандированным в пределах Украины, предоставляется единовременное денежное пособие в размере, составляющем разность между одной нормой суточных и суммой остатка денежных средств на лицевом счету освобожденного после предусмотренных законодательством удержаний.

Лицам, освобожденным от отбывания наказания, которым для прибытия к месту жительства или работы необходимо больше 24 часов времени и на лицевых счетах которых нет денежных средств в сумме, равной двум нормам суточных, возмещаемым откомандированным в пределах Украины, предоставляется единовременное денежное пособие в размере, составляющем разность между двумя нормами суточных и суммой остатка денежных средств на лицевом счету освобожденного после предусмотренных законодательством удержаний (п. 2 Положения № 134).

Согласно п. 4 этого Положения в случае, если на лицевом счету освобожденного отсутствуют денежные средства, ему выплачивается единовременное денежное пособие в сумме, соответствующей одной или двум нормам суточных, в зависимости от времени, необходимого для прибытия к месту жительства или работы.

В соответствии с п. 5 Положения № 134 при определении времени, необходимого для прибытия к месту жительства или работы освобожденного, учитывается время освобождения, время отправления транспортного средства из местности, где отбывал наказание освобожденный, расстояние до места жительства или работы в пределах Украины.

Осужденным иностранцам единовременное денежное пособие выдается с учетом ближайшего расстояния до дипломатических представительств и консульских учреждений своих государств в Украине или до ближайшего пункта пересечения государственной границы Украины. Лицам без гражданства, а также гражданам государств, не имеющим дипломатических представительств или консульских учреждений в Украине, — до дипломатического представительства государства, которое взяло на себя охрану их интересов, или до ближайшего пункта пересечения государственной границы Украины.

Единовременное денежное пособие выдается освобожденным в день освобождения. Персонал бухгалтерии учреждения в справке об освобождении делает соответствующие записи о выданной сумме единовременного денежного пособия (п. 6 Положения № 134).

Согласно п. 3 этого Положения единовременное денежное пособие предоставляется на основании заявления освобожденного за счет средств общего и специального фондов Государственного бюджета Украины (КЭКР 1343 — «Другие текущие трансферты населению»), то есть такое пособие не является адресным непосредственно из бюджета.

Пунктом 165.1 ст. 165 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень доходов, не включаемых в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога. Так, в соответствии с пп. 165.1.1 вышеуказанного пункта в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг согласно закону, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая денежные компенсации инвалидам, на детей-инвалидов при реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов), вознаграждений и страховых выплат, получаемых плательщиком налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи инвалидам из Фонда социальной защиты инвалидов согласно закону.

Учитывая, что единовременное денежное пособие, выплачиваемое лицам, освобожденным из мест отбывания наказания, согласно части второй ст. 157 Уголовно-исполнительного кодекса с учетом требований Положения № 134 не является адресным непосредственно из бюджета, такое пособие включается в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога в соответствии с пп. 164.2.18 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, как другие доходы.

Вместе с тем согласно абзацу первому пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи — помощи, предоставляемой без установления условий или направлений ее расходования (в том числе материальной), предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, установленного на 1 января такого года, то есть в 2011 г. — 1320 грн. Сумма превышения помощи над указанным размером включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога согласно пп. 164.2.18 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.

Абзацем четвертым пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса определено, что при получении нецелевой благотворительной помощи от благотворителя — физического или юридического лица плательщик налога обязан представить годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный размер, установленный абзацем первым пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса.

Благотворительюридическое лицо указывает сведения о предоставленных суммах нецелевой благотворительной помощи в налоговой отчетности (абзац третий пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 этого Кодекса). Согласно пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса вышеуказанные доходы, полученные плательщиками налога, отражаются налоговым агентом в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога по форме № 1ДФ по признаку дохода «169»«Сумма благотворительной помощи, в том числе гуманитарная помощь, поступающая в пользу плательщика налога в виде денежных средств или имущества (бесплатно выполненной работы, предоставленной услуги)» в соответствии с Порядком № 1020.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42