Другие налоги
Тема: Плата за землю

Обложение земельным налогом земель, расположенных под производственными базами, которые обеспечивают функционирование автомобильных дорог

Налоговый кодекс определяет земельные участки, не подлежащие налогообложению. К таким землям относятся земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования. Производственные базы дорожных хозяйств являются комплексом, в который входят как здания, так и сооружения. В редакцию поступило письмо с таким  вопросом: «Подлежат ли обложению земельным налогом земельные участки, расположенные под производственными базами, обеспечивающими функционирование автомобильных дорог, в состав которых входят здания и сооружения?»

Рассмотрим ответ на него. Взимание платы за землю с 01.01.2011 г. осуществляется согласно положениям раздела ХІІІ Налогового кодекса, которым определены перечень плательщиков, объекты и база налогообложения, ставки налога, механизм его исчисления и сроки уплаты, а также порядок льготного налогообложения земельных участков.

Статьей 15 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения согласно этому Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу.

В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса плата за землю — общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Земельный налог — обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.

Собственники земельных участков — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю, а землепользователи — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым согласно закону предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды.

В соответствии со статьями 270, 286 Налогового кодекса объектом налогообложения платы за землю являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а основанием для начисления — данные государственного земельного кадастра.

Положениями Налогового кодекса предусмотрены особенности земельных участков, отнесенных к землям дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования.

Так, согласно пп. 283.1.4 п. 283.1 ст. 283 Налогового кодекса земельный налог не уплачивается за земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования — земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, тоннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, шумовыми экранами, очистными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

  • параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистные сооружения;
  • площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешивания крупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности, собственности государственных предприятий или собственности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 100% акций (долей, паев) принадлежат государству.

Следовательно, Налоговый кодекс определяет земельные участки, за которые не уплачивается земельный налог и которые находятся в пределах и за пределами полос отвода, на которых размещены соответствующие (перечисленные) объекты.

Далее рассмотрим вопрос землепользования, в частности, какие земли относятся к землям дорожных хозяйств.

В соответствии со ст. 31 Закона № 232 к землям дорожного хозяйства относятся земли, предоставленные в пользование под проезжую часть, обочину, земляное полотно, декоративное озеленение, резервы, кюветы, мосты, тоннели, транспортные развязки, водопропускные сооружения, подпорные стенки, полосы отвода и расположенные в их пределах другие дорожные сооружения и оборудование, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

  • параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и протиселевые сооружения, улавливающие съезды;
  • площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;
  • дома (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;
  • придорожные лесные полосы для защиты дорог и выращивания древесины, в том числе деловой.

Земли, находящиеся под автомобильными дорогами общего пользования и их сооружениями, предоставляются дорожным организациям в пользование согласно действующему законодательству.

Однако основным документом, регулирующим земельные отношения в Украине, является Земельный кодекс.

Согласно части второй ст. 71 Земельного кодекса к землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, тоннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:

  • параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды;
  • площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;
  • дома (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;
  • защитные насаждения.

Как видим, речь идет о перечне сооружений, находящихся на землях, расположенных за пределами полос отвода. При этом к ним отнесены производственные базы.

Понятие «сооружения» определено пп. 14.1.238 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, согласно которому сооружения — это земельные улучшения, которые не относятся к зданиям и предназначены для выполнения специальных технических функций.

Земельное улучшение — результаты каких-либо мероприятий, которые приводят к изменению качественных характеристик земельного участка и его стоимости. К земельным улучшениям относятся материальные объекты, расположенные в пределах земельного участка, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также результаты хозяйственной деятельности или проведения определенного вида работ (изменение рельефа, улучшение почв, размещение посевов, многолетних насаждений, инженерной инфраструктуры и т. п.) (пп. 14.1.75 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Налоговый кодекс дает также определение здания. Согласно пп. 14.1.15 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса здания — земельные улучшения, состоящие из несущих и ограждающих или совмещенных (несуще-ограждающих) конструкций, образующих наземные или подземные помещения, предназначенные для проживания или нахождения людей, размещения имущества, животных, растений, сохранения других материальных ценностей, осуществления экономической деятельности.

Таким образом, в соответствии с положениями Налогового кодекса здания и сооружения имеют разные определения. Следовательно, в данном случае не уплачивается земельный налог за земельные участки под производственными базами, которые отнесены к сооружениям, обеспечивающим функционирование автомобильных дорог общего пользования, и принадлежат дорожным хозяйствам автомобильных дорог общего пользования. При этом необходимо учитывать решение соответствующего органа о предоставлении земельного участка, в котором указывается, для каких целей он предоставлен. Вместе с тем в соответствии со статьями 193 и 204 Земельного кодекса совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристике, распределении среди собственников земли и землепользователей содержит государственный земельный кадастр, который ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Согласно Инструкции № 377 данные об автотранспортных предприятиях и других организациях, которые эксплуатируют дороги общего пользования, земли под дорогами общего пользования, указанными в приложении 5 к этой Инструкции (группа по КВЭД 60.2), классифицируются в строке 68 формы № 6-зем «Звіт про наявність земель та розподіл їх за власниками землі, землекористувачами, угіддями та видами економічної діяльності».

Вместе с тем каждый субъект хозяйствования должен помнить, что он обязан использовать земельный участок согласно условиям предоставления и целевого назначения.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42