Другие налоги
Тема: Плата за землю

Особенности налогообложения земельных участков, предоставленных для размещения объектов энергетики

В редакцию «Вестника» поступило письмо от предприятия, которое занимается производством электроэнергии, с таким вопросом: «В соответствии с п. 276.6 ст. 276 Налогового кодекса за земельные участки как в пределах, так и за пределами населенных пунктов, предоставленные для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, взимается земельный налог в размере 25% земельного налога, исчисленного на общих основаниях.

Какие объекты энергетики подпадают под действие этого пункта, учитывая, что ГЭС размещена на одной территории, включающей сооружение ГЭС, левый и правый берег, другие  же объекты находятся в пределах города: административное здание, транспортный участок, база материально-технического обеспечения, служебные гаражи?»

Рассмотрим данный вопрос подробно. Действительно, согласно п. 276.6 ст. 276 Налогового кодекса земельный налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 — 275, 278, 279 и 280 этого Кодекса.

Налоговый кодекс дает также определение возобновляемым источникам энергии — это источники ветровой, солнечной, геотермальной энергии, энергии волн и приливов, гидроэнергии, энергии биомассы, газа из органических отходов, газа канализационно-очистных станций, биогазов (пп. 14.1.29 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу правильности налогообложения земель, предоставленных для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, и применения сниженной ставки земельного налога, рассмотрим нормы регулирования земельных отношений согласно Земельному кодексу и другим законам относительно определения земель энергетики, отнесения субъектов хозяйствования к объектам энергетики и определение понятия «возобновляемые источники энергии».

В Земельном кодексе, являющемся основным документом, который регулирует земельные отношения, отдельной главой дается определение земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. Такими землями признаются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности.

Так, землями энергетической системы признаются земли, предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра, солнца и других источников), под объекты транспортировки энергии к пользователю (ст. 76 Земельного кодекса).

Земли энергетической системы могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны.

Правовые и организационные принципы предоставления и использования земельных участков для размещения объектов энергетики, установления и соблюдения правового режима земель специальных зон объектов энергетики, рационального использования этих земель, а также безопасной жизнедеятельности и защиты населения и хозяйственных объектов от влияния возможных аварий определяет Закон № 2480.

Согласно ст. 1 этого Закона земли энергетики — это земельные участки, предоставленные в установленном порядке для размещения, строительства и эксплуатации энергогенерирующих предприятий, объектов альтернативной энергетики, передачи электрической и тепловой энергии, производственных объектов, необходимых для эксплуатации объектов энергетики, в том числе баз и пунктов.

Этой же статьей определено, что объект энергетики — это электрическая станция (кроме ядерной части атомной электрической станции), электрическая подстанция, электрическая сеть, подключенные к объединенной энергетической системе Украины, а также котельная, подключенная к магистральной тепловой сети, магистральная тепловая сеть, сооружение альтернативной энергетики и т.п.

Правовые, экономические, экологические и организационные принципы использования альтернативных источников энергии и содействие расширению их использования в топливно-энергетическом комплексе определяет Закон № 555.

Как установлено ст. 1 вышеуказанного Закона, альтернативные источники энергии — это возобновляемые источники энергии, к которым относятся энергия солнечная, ветровая, геотермальная, энергия волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа из органических отходов, газа канализационно-очистных станций, биогазов, и вторичные энергетические ресурсы, к которым относятся доменный и коксующийся газы, газ метан дегазации угольных месторождений, преобразование сбросного энергопотенциала технологических процессов.

Электрическая, тепловая и механическая энергия, которая производится на объектах альтернативной энергетики и может быть товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи, является энергией, произведенной из альтернативных источников.

Объекты альтернативной энергетики — это энергогенерирующее и другое оборудование, вырабатывающее энергию за счет использования альтернативных источников энергии, доля которых составляет не менее 50% установленной мощности всех задействованных на объекте источников энергии.

Государственное регулирование в сфере альтернативных источников энергии осуществляется, в частности, путем предоставления разрешений на проведение деятельности в сфере альтернативных источников, предоставляемых органами исполнительной власти в установленном законодательством порядке заявителям на производство электрической, тепловой и механической энергии альтернативных источников и ее передачу и поставку.

Органом государственного регулирования деятельности в электроэнергетике является Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины, одной из задач которой является формирование и ведение реестра объектов электроэнергетики, используемых альтернативные источники энергии (кроме доменного и коксующегося газов, а с использованием гидроэнергии — только малых гидроэлектростанций).

Поэтому субъекты хозяйствования с 01.01.2011 г. уплачивают земельный налог по ставке 25% суммы земельного налога, исчисленного по полной ставке, только за земельные участки, предоставленные им непосредственно для размещения объекта энергетики, вырабатывающего электроэнергию из возобновляемых источников энергии. За другие предоставленные им согласно соответствующим решениям земельные участки (под административное здание, транспортный участок, базу, служебные гаражи) налог будет уплачиваться на общих основаниях.

При этом следует отметить, что физические и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных Земельным кодексом, или по результатам аукциона. Предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или пользовании, осуществляется только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42