Другие налоги
Тема: Налоговый долг

Особенности подтверждения оснований для рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) физических лиц

В соответствии со ст. 100 Налогового кодекса налогоплательщикам может предоставляться рассрочка или отсрочка денежных обязательств (налогового долга).

Согласно ст. 15 Налогового кодекса налогоплательщиками признаются как юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения согласно этому Кодексу или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу, так и соответствующие физические лица (резиденты и нерезиденты).

♦ Действие ст. 100 Налогового кодекса распространяется на физических лиц, которые могут воспользоваться правом на получение рассрочки (отсрочки) денежных обязательств или налогового долга.

В соответствии со ст. 100 Налогового кодекса основанием для рассрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования обстоятельств, перечень которых определен постановлением № 1235, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств и налогового долга и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима рассрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

Основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, перечень которых определен постановлением № 1235, свидетельствующих о наличии действий обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима отсрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика.

Данное требование больше ориентировано на налогоплательщиков — юридических лиц, которые имеют соответствующий бухгалтерский учет и могут формировать экономические обоснования на основании отчетных или оперативно рассчитанных данных. К тому же, формы и принципы бухгалтерского учета и отчетности унифицированы, что обеспечивает равные условия для заявителей.

Другое дело — физические лица, большинство из которых не ведут бухгалтерского учета, а другие (как физические лица — предприниматели) ведут свою бухгалтерию в сокращенном или специфическом виде, не позволяющем налоговому органу применять для анализа их финансового положения стандартные принципы.

♦ Органами ГНС Украины при оформлении рассрочек или отсрочек учитываются особенности оценки финансового положения плательщиков налогов — физических лиц.

Поэтому органами ГНС Украины при оформлении рассрочек или отсрочек учитываются особенности оценки финансового положения плательщиков налогов — физических лиц.

В частности, оценка финансового положения заявителя включает количественные и качественные показатели (факторы), которые могут повлиять на выполнение физическим лицом обязательств по договору о рассрочке (отсрочке).

При определении платежеспособности физического лица также могут учитываться как количественные показатели (экономическая платежеспособность), так и качественные характеристики (личная платежеспособность) заявителя, которые могут подтверждаться достоверными документами, выданными третьими лицами.

К качественным характеристикам заемщика могут относиться:

  • общее материальное положение заявителя (наличие имущества и копий соответствующих подтверждающих документов на его право собственности, которые по желанию плательщика заверяются в установленном порядке);
  • социальная стабильность заявителя (наличие постоянной работы или других стабильных доходов, деловая репутация, семейное положение и т. п.);
  • наличие предыдущих случаев пользования рассрочкой (отсрочкой), соблюдение условий договоров о рассрочке (отсрочке) в прошлом.

К количественным показателям оценки финансового положения физического лица могут относиться:

  • совокупный чистый доход (ежемесячные ожидаемые совокупные доходы, уменьшенные на совокупные расходы и обязательства);
  • накопление на счетах в банке;
  • коэффициенты, характеризующие угрозу возникновения налогового долга и текущую платежеспособность физического лица и его финансовые возможности выполнить обязательство по кредитному соглашению;
  • обеспечение кредита (залог движимого и недвижимого имущества, наличие его страхования, передача права собственности на объект кредитования (жилье, автотранспорт) и его ликвидность и т. п.

Для расчета основных количественных показателей оценки финансового положения физического лица могут учитываться доходы, факт получения которых в течение действия кредитного договора подтверждается достоверными документами, выданными третьими лицами.

При определении платежеспособности и оценки финансового положения физических лиц — предпринимателей могут учитываться следующие соответствующие показатели, устанавливаемые для юридических лиц, в том числе следующие качественные и количественные показатели:

  • менеджмент (уровень менеджмента, деловая репутация и связи в деловом окружении, готовность и способность заявителя нести личную ответственность за выполнение кредитных обязательств и т. п.);
  • прогноз движения денежных потоков (соотношение собственного капитала и размера кредита, соотношение денежного оборота за месяц и суммы рассрочки (отсрочки) на месяц и т. п.).

Источниками информации для проведения анализа финансового положения могут быть (при их наличии):

  • регистрационные документы и документы, подтверждающие лицо заявителя (копия паспорта, идентификационного кода, свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя, лицензий, сертификатов, разрешений и т. п.);
  • документы для анализа и оценки финансового положения.

Отчетные формы, декларации и расчеты:

декларация о доходах, полученных с 1 января по 31 декабря прошлого года или за другой период отчетного года и ожидаемые суммы получения валового дохода;

декларация по НДС, в случае если налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДС;

отчет субъекта малого предпринимательства — физического лица — плательщика единого налога;

налоговые уведомления-решения с корешком о вручении;

другие формы (отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций, налоговый расчет сумм дохода при использовании наемной работы, книга учета доходов и расходов и т. п.);

дополнительные документы заявителя и/или поручителя/поручителей (при их наличии):

самостоятельное финансовое обоснование в виде справки;

прогнозные показатели (остаток товара, получение доходов, расходы, чистая прибыль);

анализ финансового положения (динамика доходов за прошедшие периоды, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей);

справки о доходах физического лица (в том числе социальные выплаты);

копии хозяйственных документов, предоставляющих право заявителю на получение дохода в будущих периодах;

другие документы;

документы для оценки обеспечения налогового кредита:

справки о наличии банковских счетов и движении денежных средств по ним;

справка об имеющихся переплатах и их зачислении на счет налогового обязательства;

гарантийное письмо налогоплательщика о безусловном обязательстве уплачивать рассроченное налоговое обязательство согласно определенному графику вместе с начисленными процентами и недопущение роста налогового долга;

поручительства третьих лиц;

справка заявителя об отсутствии непогашенных кредитов в банках и других финансовых учреждениях или о сумме ежемесячных платежей по имеющимся непогашенным кредитам;

копии документов, подтверждающих право собственности физического лица на активы;

перечень активов, находящихся в собственности у физического лица, подтверждение права собственности на которые не предусмотрено законодательством;

согласование заявителя на распространение налогового залога на собственное имущество при неуплате рассроченных налоговых обязательств;

извлечение из Государственного реестра обременений движимого имущества относительно наличия (отсутствия) обременений на собственное имущество заявителя (поручителя);

другие документы.

Предоставленный перечень не является исчерпывающим или обязательным и может дополняться или заменяться другими видами подтверждающих документов.

При этом инициатива относительно подтверждения наличия угрозы возникновения (накопления) налогового долга, платежеспособности плательщика и обеспечения налогового кредита должна принадлежать заявителю, который непосредственно заинтересован в получении рассрочки (отсрочки).

♦ Физическое лицо при формировании пакета документов для получения рассрочки (отсрочки) может предлагать налоговому органу документы по собственному выбору и при их наличии, однако при этом они должны достаточно убедительно подтверждать основания для предоставления такой рассрочки (отсрочки) и быть гарантией выполнения условий договора (договоров) о рассрочке (отсрочке).

То есть заявитель — физическое лицо при формировании пакета документов для получения рассрочки (отсрочки) может предлагать налоговому органу документы по собственному выбору и при их наличии, однако при этом они должны достаточно убедительно подтверждать вышеуказанные основания для предоставления такой рассрочки (отсрочки) и быть гарантией выполнения условий договора (договоров) о рассрочке (отсрочке).