Другие налоги
Тема: Плата за землю, Проверки и ответственность

Ответственность за неуплату земельного налога или арендной платы

Рассмотрим, в каких случаях наступает ответственность физического лица за несвоевременную уплату земельного налога или арендной платы, если орган ГНС не вручил такому лицу налоговое уведомление-решение (под расписку) или направил без уведомления о вручении (оставлено в почтовом ящике).


Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом, а взимание платы за землю — Налоговым кодексом.

Статьей 206 Земельного кодекса предусмотрено, что использование земли в Украине является платным.

Согласно статьям 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками налога являются владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Учет физических лиц — плательщиков налога и начисление платы за землю проводятся ежегодно до 1 мая (п. 287.2 ст. 287 Налогового кодекса).

В соответствии с  п. 286.5 ст. 286 Налогового кодекса начисление физическим лицам сумм налога осуществляется органами ГНС, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса.

Подпунктом 54.3.3 п. 54.3 ст. 54 Налогового кодекса установлено, что согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу или сбору, применение штрафных (финансовых) санкций и пени, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган.

Согласно п. 58.1. ст. 58 Налогового кодекса в случае если сумма денежного обязательства налогоплательщика, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со ст. 54 этого Кодекса (кроме декларирования товаров, предусмотренного для граждан), такой контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение.

♦ В соответствии с п. 58.3 ст. 58 Налогового кодекса налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту проживания или последнего известного места его нахождения с уведомлением о вручении.

Однако, если почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление-решение или налоговые требования либо решение о результатах рассмотрения жалобы в связи с отсутствием по местонахождению должностных лиц, их отказом принять налоговое уведомление-решение или налоговое требование либо решение о результатах рассмотрения жалобы, ненахождением фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, налоговое уведомление-решение либо налоговое требование или решение о результатах рассмотрения жалобы считаются врученными налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

В соответствии с указанными выше причинами невручения налоговых уведомлений-решений сотрудник структурного подразделения, в котором составлено такое налоговое уведомление-решение, на основании информации от структурного подразделения, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, или ответственное лицо, определенное руководителем налогового органа для выполнения таких функций, в день поступления в налоговый орган такой информации оформляет соответствующий акт, где указывает причину, которая привела к невозможности вручения налогового уведомления-решения.

Пунктом 54.5 ст. 54 Налогового кодекса определено, что если сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном этим Кодексом.

Согласно пп. 129.1.1 п. 129.1 ст. 129 Налогового кодекса после истечения установленных этим Кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня.

Начисление пени начинается при начислении суммы денежного обязательства контролирующими органами — от первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении согласно Налоговому кодексу.

В соответствии с п. 126.1 ст. 126 Налогового кодекса в случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных этим Кодексом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах:

  • при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 10% погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке больше 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — в размере 20% погашенной суммы налогового долга.

Таким образом, если налоговое уведомление-решение вручено лично физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом по его адресу по месту проживания или последнего известного места его нахождения с уведомлением о вручении и физическое лицо не уплатило плату за землю, то такому физическому лицу начисляется штраф и пеня. Если налоговое уведомление-решение не вручено физическому лицу или направлено письмом без уведомления о вручении, то контролирующий орган начисляет плательщику сумму земельного налога или арендной платы.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42