Другие налоги
Тема: Администрирование налогов

Порядок и срок обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов

Правоотношения между субъектами хозяйствования и органами ГНС, возникающие в процессе осуществления субъектом властных полномочий властных управленческих функций в процессе контроля за уплатой налогов, сборов (других обязательных платежей), в соответствии с частью первой ст. 17 КАС относятся к юрисдикции административных судов.

Указанное обусловлено тем, что согласно п. 1 части первой ст. 3 этого Кодекса дело административной юрисдикции (далее — административное дело) — переданный на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе для выполнения делегированных полномочий.

Учитывая то, что органы ГНС в соответствии с положениями Закона о ГНС являются органами исполнительной власти, споры, возникающие в процессе реализации их полномочий, относятся к компетенции административных судов.

В соответствии с п. 1 части второй ст. 17 КАС юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по обжалованию его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности.

 Вместе с тем субъекту хозяйствования следует правильно определиться со способом защиты своего нарушенного права, проанализировав соответствие спора компетенции административного судопроизводства и полномочий государственного органа.

В другом случае у административного суда не будет законодательных оснований для рассмотрения такого дела по сути в связи с его неподсудностью административному судопроизводству, которое в свою очередь приведет к закрытию производства по делу в соответствии с п. 1 части первой ст. 157 КАС.

Так, Высший административный суд Украины (далееВАСУ), рассматривая дело по иску СПД «С» к государственному налоговому органу о признании ответа недействительным по результатам рассмотрения дела по существу, жалобу субъекта хозяйствования удовлетворил частично, отменил решения судов предыдущих инстанций об отказе в удовлетворении иска, производство по делу закрыл.

Основанием для закрытия производства по делу послужило то, что субъект хозяйствования неправильно избрал способ защиты своего права, обратился в суд с иском, не относящимся к юрисдикции административного судопроизводства.

Обжалуя письмо государственного налогового органа, в котором разъяснен способ реализации субъектом хозяйствования его прав, налогоплательщик не учел, что в соответствии с п. 1 части второй ст. 17 КАС юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности на споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по обжалованию его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действия или бездеятельности.

Обязательным признаком нормативно-правового акта или правового акта индивидуального действия является создание юридических последствий в форме прав, обязанностей, их изменения или прекращения.

Однако содержание обжалуемого ответа государственного налогового органа по своей сути является информационным уведомлением органа властных полномочий о невозможности рассмотрения поданной СПД «С» жалобы вследствие нарушения заявителем доюрисдикционной процедуры обжалования актов индивидуального действия.

Поэтому обжалуемый ответ государственного налогового органа, изложенный в вышеуказанном письме, не является актом реализации контролирующими органами полномочий в сфере управленческой деятельности в том понимании, в котором этот термин употреблен в КАС, что исключает возможность пересмотра этого ответа административным судом.

По другому делу ВАСУ, рассматривая требование субъекта хозяйствования о признании действий неправомерными по составлению акта невыездной документальной проверки, сделал аналогичный вывод и отметил следующее.

В соответствии с положениями КАС дело в административном суде может быть возбуждено при наличии между сторонами публично-правового спора, так как в понимании ст. 3 КАС дело административной юрисдикцииэто переданный на решение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе для выполнения делегированных полномочий.

В административных судах могут быть обжалованы любые решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий, порождающие, изменяющие или прекращающие права и обязанности в сфере публично-правовых отношений, совершенных ими при осуществлении властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе для выполнения делегированных полномочий, если истец считает, что этими решениями, действиями или бездеятельностью его права или свободы нарушены или нарушаются, созданы или создаются препятствия для их реализации или имеют место другие ограничения прав или свобод.

Из приведенных норм права следует, что истец по собственному усмотрению определяет, нарушены ли его права решениями, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий. Однако эти решения, действие или бездеятельность должны быть порождающими, изменяющими или прекращающими права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.

Вместе с тем совершенные налоговым органом действия по приему и вручению акта невыездной документальной проверки не порождают для налогоплательщика наступления каких-либо юридических последствий и не влияют на его права и обязанности.

Таким образом, обжалуемые истцом действия налогового органа невозможно считать его решением, действием или бездеятельностью, порождающими, изменяющими или прекращающими права и обязанности субъекта хозяйствования в сфере публично-правовых отношений, поэтому они не подпадают под действие ст. 17 КАС.

Учитывая указанное, суд кассационной инстанции отмечает, что суды предыдущих инстанций, удовлетворив исковые требования, ошибочно не обратили внимания на то, что избранный истцом способ защиты нарушенного права не соответствует его сути. Поэтому решения судов предыдущих инстанций являются ошибочными, поскольку производство по делу подлежало закрытию, потому что такое требование не является способом защиты прав плательщика НДС и не подлежит рассмотрению в административном суде.

В соответствии с частью первой ст. 157 КАС суд закрывает производство по делу, если дело не следует рассматривать в порядке административного судопроизводства. А согласно части первой ст. 228 этого Кодекса суд кассационной инстанции отменяет судебные решения в кассационном порядке и оставляет исковое заявление без рассмотрения или закрывает производство по делу на основаниях, установленных статьями 155 и 157 этого Кодекса.

Учитывая указанное, ВАСУ по результатам рассмотрения кассационной жалобы государственного налогового органа удовлетворил ее частично, отменил решения судов предыдущих инстанций и закрыл производство по делу.

Вместе с тем, обращаясь в суд за защитой своих прав и законных интересов, субъект хозяйствования должен правильно определиться и с подсудностью административного дела тому или иному административному суду.

Положения статей 18 — 21 КАС в зависимости от предмета исковых требований, местонахождения истца и ответчика, категории дела и исковых требований определяют порядок рассмотрения дела в том или ином суде по правилам КАС.

Налогоплательщикам следует знать, что споры о составлении актов, признании неправомерными действий или бездеятельности, обжаловании решений государственного налогового органа согласно части второй ст. 18 КАС подсудны окружным административным судам по местонахождению налогоплательщика, в чьих интересах подается жалоба.

Обжалование решения государственного налогового органа, связанного с вопросами налогообложения доходов физических лиц, или обжалование постановления о наложении административного взыскания осуществляется физическим лицом в местный общий суд.

Обжалование решений органа ГНС центрального уровня в соответствии с частью третьей ст. 19 КАС осуществляется в окружной административный суд г. Киева.

Определившись с подсудностью административного дела, субъект хозяйствования подает в административный суд иск.

Вместе с тем налогоплательщику следует учитывать, что его право на обращение в суд должно быть реализовано в сроки, определенные действующим законодательством Украины.

Статьей  99 КАС определено, что для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Кодексом и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.

Если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий.

Для обращения в административный суд об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого он может заявить требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок.

В соответствии со ст. 100 КАС административный иск, поданный по истечении сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд по заявлению представившего его лица не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

Так, окружной административный суд г. Киева, рассматривая дело по иску МЧП «А» к ГНА Украины о признании частично незаконным и частично недействительным приказа, отмечает следующее.

Обращаясь в суд с указанным иском, субъект хозяйствования не учел, что в соответствии с частью второй ст. 99 КАС (в редакции, действовавшей на время возникновения спорных правоотношений) для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается годовой срок, который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод и интересов.

Согласно ст. 100 КАС пропуск срока обращения в административный суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска при условии, что на этом настаивает одна из сторон.

Поскольку истцом был пропущен срок обращения в суд, а представитель ГНА Украины в судебном заседании настаивает на отказе в удовлетворении административного иска из-за пропуска срока обращения в суд, в удовлетворении исковых требований МЧП «А» следует отказать на основании пропуска срока обращения в административный суд.

 Таким образом, окружной административный суд г. Киева по результатам рассмотрения дела принял постановление, которым в удовлетворении иска субъекту хозяйствования отказано полностью.

Положения ст. 99 КАС наряду со сроками, определенными КАС, определяют порядок исчисления других сроков для обращения в административный суд, определенных другими законами Украины.

Так, п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса определено, что с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в какой-либо момент после получения такого решения.

В случае если налогоплательщик до подачи искового заявления проводил процедуру административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически истек с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в силу.

Вместе с тем п. 56.19 ст. 56 Налогового кодекса установлено, что в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, наступающего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с п. 56.17 этой статьи.

Относительно сроков применения исковой давности для обращения в суд выразил свою позицию и ВАСУ.

Так, в письме № 203/11/13-11 ВАСУ отмечает следующее. Пунктом 56.18 ст. 56 Налогового кодекса установлено, что с учетом сроков давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

Из содержания указанной законодательной нормы с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса следует, что налогоплательщик может обращаться в суд с требованием о противоправности налогового уведомления-решения в течение 1095 дней с момента получения такого решения.

 Вместе с тем абзацем вторым п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если налогоплательщик до подачи искового заявления проводил процедуру административного обжалования, срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически истек с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы.

учитывая вышеуказанное, предписания п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса являются нормой, регулирующей вопрос применения сроков обращения в административный суд с исками о признании противоправными налоговых уведомлений-решений.

При таких обстоятельствах срок для обращения налогоплательщика с иском в административный суд составляет 1095 дней и исчисляется со дня получения налогоплательщиком обжалованного решения. Указанный срок продлевается на время досудебного урегулирования спорапроцедуры административного обжалования соответствующего решения в контролирующем органе (со дня подачи жалобы до момента получения решения контролирующего органа по результатам ее рассмотрения).

Вместе с тем в соответствии с п. 56.19 ст. 56 Налогового кодекса в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, наступающего за днем окончания процедуры административного обжалования согласно п. 56.17 этой статьи.

Указанный пункт Налогового кодекса устанавливает месячный срок для обжалования налоговых уведомлений-решений, который по содержанию этой нормы начинает отсчитываться со дня, наступающего за днем окончания процедуры административного обжалования.

При этом п. 56.19 ст. 56 Налогового кодекса регулирует те же правоотношения, что и абзац второй п. 56.18 этой статьи. Прямое сравнение содержания абзаца второго п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса с содержанием п. 56.19 этой статьи свидетельствует, что оба правила должны применяться в случае, если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования.

Вместе с тем п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса определено, что срок обращения в суд продлевается на срок, который фактически истек с даты обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до даты получения (включительно) таким налогоплательщиком окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы. Вместо того п. 56.19 ст. 56 этого же Кодекса определено, что месячный срок для обжалования в суде налогового уведомления-решения только начинает отсчитываться со дня окончания процедуры административного обжалования. То есть в соответствии с п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса срок судебного обжалования продлевается на время процедуры административного обжалования, тогда как согласно п. 56.19 этот срок при соответствующей процедуре еще не начал отсчитываться.

Кроме того, если норма п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса определяет срок судебного обжалования налоговых уведомлений-решений путем отправки до сроков давности, установленных ст. 102 Налогового кодекса, то п. 56.19 ст. 56 этого Кодекса прямо предусматривает, что соответствующий срок составляет один месяц.

Таким образом, два указанных предписания Налогового кодекса по-разному регулируют одни и те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. При таких обстоятельствах пункты 56.18 и 56.19 ст. 56 Налогового кодекса не могут применяться судами одновременно, поэтому преимущество должно быть предоставлено одной из этих законодательных норм.

При решении рассматриваемой законодательной коллизии суды должны исходить из следующего.

Пункты 56.18 и 56.19 ст. 56 Налогового кодекса содержатся в одном и том же нормативно-правовом акте, приняты одновременно и регулируют одни и те же отношения. Поэтому разногласие между ними не может быть решено за счет применения общепризнанных приемов толкования законодательных норм (предоставление преимущества норме, принятой позже или являющейся специальной). Следовательно, они предусматривают неоднозначное (множественное) трактование содержания права налогоплательщиков на судебное обжалование решений о начислении денежных обязательств в части продолжительности и начала отсчета сроков для соответствующего обжалования.

В этой ситуации судам следует руководствоваться п. 56.21 ст. 56 Налогового кодекса, нормой которого установлено, что в случае если норма этого Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основе этого Кодекса, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов предусматривают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

В соответствии с вышеуказанным при приеме искового заявления от налогоплательщиков об обжаловании налоговых уведомлений-решений и других решений о начислении денежных обязательств суды должны решать вопрос в пользу налогоплательщика и применять п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса, который предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1095 дней), нежели п. 56.19 этой статьи (один месяц).

Срок обращения в суд с иском об обжаловании решения контролирующего органа исчисляется со дня получения налогоплательщиком обжалованного решения, как это предусмотрено п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса. В соответствии с этим пунктом указанный срок продлевается на время досудебного урегулирования спорапроцедуры административного обжалования соответствующего решения в контролирующем органе (со дня подачи жалобы до момента получения решения контролирующего органа по результатам ее рассмотрения).

При таких обстоятельствах норма п. 56.19 ст. 56 Налогового кодекса не может использоваться при исчислении сроков обращения налогоплательщика в суд, так как ее применение противоречит правилам п. 56.21 этой статьи, требующей принятия решений в пользу налогоплательщиков. Поэтому срок для обжалования в суде налогового уведомления-решения отсчитывается в соответствии с п. 56.18 ст. 56 Налогового кодексасо дня получения налогоплательщиком этого уведомления-решения.

В целях урегулирования спорной ситуации по применению сроков давности обращения в административный суд Верховная Рада Украины 19.04.2011 г. приняла в первом чтении за основу проект закона от 12.03.2011 г. № 8217 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины», в котором предусмотрено внесение изменений в п. 56.18 ст. 56 Налогового кодекса путем изложения абзаца первого этой статьи в следующей редакции: «С учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения».

Принятие указанных изменений к Налоговому кодексу исключит любые разногласия в обществе относительно процессуальных сроков обращения в административный суд, четко определит право налогоплательщика на обжалование налогового уведомления-решения органа ГНС в течение 1095 дней.

В случае пропуска процессуального срока на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов при наличии обоснованных оснований налогоплательщик может ходатайствовать перед судом о его возобновлении, а суд по заявлению лица может его возобновить и допустить административный иск к производству.

На практике такое происходит путем подачи субъектом хозяйствования в административный суд вместе с административным иском (апелляционной или кассационной жалобой) в соответствии со ст. 49 КАС обоснованного ходатайства о возобновлении пропущенного процессуального срока.

ВАСУ в письме № 708/11/13-10, анализируя обстоятельства, которые могут быть основанием для возобновления пропущенного процессуального срока, отмечает следующее.

Как следует из практики Верховного Суда Украины (далееВСУ), оценивая обстоятельства, препятствовавшие осуществлению процессуального права на обжалование, суд должен исходить из оценки и анализа всех указанных в ходатайстве доводов, а также из того, имел ли заявитель возможность своевременно реализовать свое право на обжалование. Если подача жалобы с несоблюдением срока обжалования связана с тем, что жалобщику несвоевременно направлено судебное решение, то такая причина является уважительной, и при условии наличия ходатайства о возобновлении срока обжалования и подтверждения этого факта надлежащими доводами срок обжалования должен быть возобновлен.

Такую позицию выразил ВСУ по деле по иску ЗАО «А» к Пенсионному фонду Украины, Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Сумской области и управлению Пенсионного фонда Украины в Кролевецком районе Сумской области о признании недействительными решений по делу по иску ГНИ в г. Полтаве к ООО «Б» об обязательстве совершить действия.

Отдельно следует обратить внимание на срок обжалования судебных решений лицами, которые не привлекались к участию в деле, но решением затронуты их права и интересы. Его начало следует определять со времени ознакомления лица с полным текстом обжалуемого решения. Такую позицию выразил ВСУ по делу по иску гражданина Б. о признании неправомерным отказа Судакского городского совета АР Крым о бесплатной передаче земельного участка.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента ГНА
Украины — начальник отдела представительства интересов органов
ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42