Другие налоги
Тема: Администрирование налогов

Пересмотр дел Верховным Судом Украины

Не соглашаясь с принятым решением по административным делам, стороны и другие лица, принимающие участие в деле, согласно ст. 236 КАС имеют право подать заявления в ВСУ после их пересмотра в кассационном порядке.

В соответствии со ст. 237 КАС заявление о пересмотре судебных решений по административным делам может быть подано исключительно в случае:

  • неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое вызвало определение разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях;
  • установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

С позиции ВАСУ, освещенной в постановлении № 2 по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое вызвало определение разных по сути судебных решений, в подобных правоотношениях имеют право подать заявление истец, ответчик, третьи лица, представители сторон и третьих лиц по делам, пересматривавшимся в кассационном порядке. Данный перечень является исключительным, а потому не имеют права на подачу заявления о таком пересмотре лица, не принимавшие участие в деле, но считающие, что суд решил вопрос об их правах, свободах, интересах или обязанностях.

Следует учитывать, что согласно предписаниям части первой ст. 60 и части четвертой ст. 61 КАС к лицам (представителям сторон и третьих лиц по закону), имеющим право от имени вищеперечисленных лиц на подачу заявления о пересмотре судебных решений ВСУ, относятся Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, которым согласно закону предоставлено право защищать права, свободы и интересы (представлять интересы) лиц, принимающих участие в деле, в том числе и тогда, когда перечисленные органы и лица не принимали участие в деле.

Кроме того, прокурор может обратиться с соответствующим заявлением в интересах государства, в том числе в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления, если они исполняют делегированные полномочия государства и принимали участие в деле.

Другие представители сторон или лиц, принимающих участие в деле, имеют право на подачу такого заявления в случае, если это право специально обусловлено в выданной им доверенности, в том числе в случае, если эти представители не принимали участие в деле (часть третья ст. 239 КАС).

Заявление о пересмотре судебного решения по административным делам по мотивам установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом может быть подано лицом, в пользу которого принято решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной. В этом случае не требуется, чтобы решение административного суда, о пересмотре которого подается заявление, было пересмотрено в кассационном порядке. Кроме того, к лицам, имеющим право обратиться с таким заявлением, относятся представители указанного лица, которым доверенностью или законом предоставлено право на подачу заявления от имени такого лица.

Обращение с заявлениями о пересмотре судебных решений по административным делам других лиц, кроме указанных, влечет последствия, предусмотренные частью четвертой ст. 2392 КАС, а именно: возврат заявления заявителю.

Вместе с тем следует учитывать, что заявление о пересмотре судебного решения, поданное от имени лица, принимающего участие в деле, другим лицом без надлежащего на это полномочия, является поданным без соблюдения требований статей 239 и 2391 этого Кодекса, о чем уведомляется подавшее его лицо с предоставлением срока для приложения оформленного надлежащим образом документа о своих полномочиях. При неподаче такого документа заявление возвращается заявителю по основаниям, предусмотренным п. 1 части четвертой ст. 2392 КАС, то есть если он не устранил его недостатки в течение установленного срока.

 Если же заявление подано от имени лица, не наделенного правом на подачу такого заявления, то заявление возвращается по основаниям, предусмотренным п. 2 части четвертой ст. 2392 КАС.

При подаче заявления от имени лица, не имеющего полномочий на ведение дела, такое заявление возвращается по основаниям, предусмотренным п. 3 части четвертой ст. 2392 КАС.

Установленный ст. 237 КАС перечень оснований для подачи заявления о пересмотре ВСУ судебных решений по административным делам является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

По содержанию п. 1 части первой ст. 237 КАС относительно неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое повлекло определение разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях, необходимо понимать следующее.

Согласно положениям указанной нормы заявление о пересмотре по указанным мотивам может быть подано в случае:

  • неодинакового применения одних и тех же норм материального права;
  • определения разных по сути судебных решений;
  • наличия спорных вопросов, возникших в подобных правоотношениях.

Под неодинаковым применением одних и тех же норм материального права следует понимать, в частности:

  • разное толкование содержания и сущности правовых норм, на основании которого сделан вывод о разной сути субъективных прав и обязанностей участников соответствующих правоотношений, в том числе о наличии и объеме прав и/или обязанностей лиц, принимающих участие в деле;
  • разное применение правил конкуренции правовых норм при решении коллизий между ними с учетом иерархии этих правовых норм, а также действия норм во времени, пространстве и согласно кругу лиц, то есть разное неприменение закона, подлежащего применению;
  • разное определение предмета регулирования правовых норм, в частности применение разных правовых норм для регулирования одних и тех же отношений или распространение действия нормы на определенные правоотношения в одних случаях и неприменение этой же нормы к аналогичным отношениям в других случаях, то есть разное применение закона, не подлежавшего применению;
  • разное применение правил аналогии права или закона в подобных правоотношениях.

Сходство правоотношений означает, в частности, тождественность субъектного состава участников отношений, объекта и предмета правового регулирования, а также условий применения правовых норм (в частности, времени, места, оснований возникновения, прекращения и изменения соответствующих правоотношений). Суть правоотношений с целью выяснения их сходства в разных решениях суда (судов) кассационной инстанции определяется обстоятельствами каждого конкретного дела.

Определение разных по сути судебных решений будет иметь место в случае, когда суд (суды) кассационной инстанции при рассмотрении двух или больше дел при тождественных предмете спора, основаниям иска и при аналогичных обстоятельствах и одинаковом правовом регулировании спорных правоотношений сделал (сделали) противоположные выводы относительно заявленных исковых требований.

Неодинаковое применение норм процессуального права не может быть основанием для подачи заявления о пересмотре судебных решений по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое повлекло принятие разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях. Это правило не распространяется при подаче заявления о пересмотре судебных решений по мотивам установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.

Следует иметь в виду, что определение ВАСУ об отмене определенных по делу судами предыдущих инстанций решений и направление дела на новое рассмотрение не решают спор по сути. Соответственно, такие определения не могут пересматриваться ВСУ, поскольку в них не состоялось применение норм материального права для решения спора по сути.

Необходимо учитывать и то, что неправильное установление обстоятельств дела относится к нарушению процессуального права и не свидетельствует, что материальные нормы были по-разному применены в подобных правоотношениях, поэтому определения ВАСУ об отмене решений судов предыдущих инстанций по этим основаниям также не могут пересматриваться ВСУ.

 Кроме того, в допуске заявления для пересмотра ВСУ должно быть отказано в случае, если заявитель обосновывает заявление ссылкой на разное применений положений ст. 157 КАС, когда в одних случаях производство по делу было закрыто, а в другихдело было рассмотрено по сути.

В соответствии с положениями статей 235240 КАС допуску ВАСУ к производству подлежат только административные дела, решение в которых определено по правилам КАС административными судами. Допуску к пересмотру по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое повлекло определение разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях, подлежат только решения ВАСУ в качестве суда кассационной инстанции.

Допуску к пересмотру судебных решений по мотивам установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом могут подлежать только решения, определенные по правилам административного судопроизводства.

Что касается судебных решений, на которые делается ссылка для подтверждения оснований, установленных п. 1 части первой ст. 237 КАС, то этими решениями могут быть решения следующих кассационных судов (инстанций): ВАСУ, ВХСУ, Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, коллегии судей Судебной палаты по гражданским делам ВСУ в качестве кассационной (третьей) инстанции, Судебной палаты по гражданским делам ВСУ в качестве кассационной (третьей) инстанции, а также решения апелляционных судов общей юрисдикции в качестве судов кассационной инстанции по гражданским делам, которым право на пересмотр в кассационном порядке гражданских дел было предоставлено Законом № 697. Указанный перечень таких судебных решений является исчерпывающим. Обязательным является то, чтобы такими решениями был решен спор по сути или они препятствовали производству по делу и в этих решениях судом (судами) кассационной инстанции неодинаково применены одни и те же нормы материального права. Такие решения не должны быть отменены ВСУ, а если они были основанием для пересмотра и рассматривались ВСУ, то необходимо, чтобы в отношении их было заключение об их правильности.

К таким решениям также относятся судебные решения, определенные судом кассационной инстанции по уголовным делам, при условии неодинакового применения судами одних и тех же норм материального права, которое повлекло определение разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях.

К указанным судебным решениям не относятся решения ВСУ, определенные после 30.07.2010 г., и судебные решения, определенные до 30.07.2010 г. судебными палатами по административным и хозяйственным делам ВСУ и Судебной палатой по гражданским делам ВСУ, которая по исключительным обстоятельствам пересматривала решения коллегий Судебной палаты по гражданским делам ВСУ, определенным в кассационном порядке, а также по исключительным обстоятельствам решения апелляционных судов в качестве кассационных.

В соответствии со ст. 238 КАС заявление о пересмотре судебных решений подается в течение одного месяца со дня определения судебного решения, относительно которого заявлено ходатайство о пересмотре, или со дня определения судебного решения, на которое делается ссылка в подтверждение оснований, установленных п. 1 части первой ст. 237 этого Кодекса, если оно позднее, но не позднее одного года со дня определения судебного решения, о пересмотре которого подается заявление.

Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 части первой ст. 237 этого Кодекса, может быть подано не позднее одного месяца со дня, когда лицу, в пользу которого вынесено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало известно о получении решением статуса окончательного.

ВАСУ, рассматривая заявление с ходатайством о возобновлении пропущенного процессуального срока к ВСУ о пересмотре постановления ВАСУ по делу по иску ЗАО «Б» в орган ГНС об отмене налогового уведомления-решения, отметил следующее.

Постановлением суда первой инстанции, оставленным без изменений определением суда апелляционной инстанции, иск ЗАО «Б» удовлетворен, налоговое уведомление-решение органа ГНС об уменьшении суммы бюджетного возмещения по НДС отменено.

Постановлением ВАСУ решения суда первой и апелляционной инстанций отменены. В иске отказано.

В соответствии с частью первой ст. 238 КАС заявление о пересмотре судебных решений подается в течение одного месяца со дня определения судебного решения, относительно которого заявлено ходатайство о пересмотре, или со дня определения судебного решения, на которое делается ссылка в подтверждение оснований, установленных п. 1 части первой ст. 237 этого Кодекса, если оно определено позднее, но не позднее одного года со дня определения судебного решения, о пересмотре которого подается заявление.

ЗАО «Б» 26.10.2010 г. подано заявление о пересмотре ВСУ постановления ВАСУ и одновременно заявлено ходатайство о возобновлении срока на подачу заявления как пропущенного по уважительным причинам.

При этом ходатайство о возобновлении срока обосновывается тем, что в связи с внесением изменений в КАС и неурегулированностью переходных положений истец фактически был лишен возможности защитить свои процессуальные права, предусмотренные КАС, на пересмотр судебных решений после их рассмотрения в кассационной инстанции.

Однако, как следует из предоставленных материалов, 15.07.2010 г. истец подал в ВСУ жалобу о пересмотре по исключительным обстоятельствам определения ВАСУ от 17.06.2010 г., которое в связи с внесением изменений в КАС было передано ВСУ в ВАСУ для решения вопроса о допуске дела к производству.

Опеределением ВАСУ от 20.09.2010 г. отказано в допуске жалобы на определение ВАСУ от 17.06.2010 г. к производству ВСУ по тем основаниям, что судебное решение суда кассационной инстанции, по которому ставится вопрос о пересмотре, полностью соответствует решениям ВСУ, определенным в подобных правоотношениях и с применением тех же норм материального права.

При таких обстоятельствах у истца отсутствовали объективные причины, препятствующие ему в реализации права на своевременное обжалование решения ВАСУ, такое право было им реализовано, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства и возобновлении срока на подачу заявления о пересмотре судебного решения не усматривается.

Учитывая указанное, ВАСУ по результатам рассмотрения заявления ЗАО «Б» с ходатайством о возобновлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления ВАСУ отказал в его допуске к пересмотру ВСУ.

Вместе с тем с позиции ВАСУ, освещенной в постановлении № 2, необходимо учитывать то, что в случае если в течение года с момента определения решения не возникло оснований для его пересмотра, то есть не определено решение, которым судом (судами) кассационной инстанции неодинаково применены одни и те же нормы материального права, повлекшие определение разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях, такое решение не подлежит пересмотру ВСУ. Также оно не подлежит пересмотру в случае, если и было в течение года определено другое решение, но в течение этого срока не подано заявление о его пересмотре ВСУ.

Несоблюдение условия относительно указанного годового срока является основанием для отказа в допуске дела к производству. Данные правила распространяются и на решения суда кассационной инстанции, определенные до 30.07.2010 г.,даты вступления в силу Закона №  2453.

Законом не установлены какие-либо временные пределы по определению судебного решения, принятого до определения решения, о пересмотре которого подается заявление и на которое сделана ссылка для подтверждения основания, установленного п. 1 части первой ст. 237 КАС. В связи с этим судебным решением, на которое сделана ссылка, может быть решение суда кассационной инстанции, к полномочиям которого законодательством, действующим на время определения решения, было отнесено кассационное рассмотрение дела. Однако к таким решениям не относятся решения, которые уже были основанием для пересмотра, по результатам которого было отказано в удовлетворении заявления, а эти решения признаны такими, в которых неправильно применены нормы материального права.

Месячный срок, установленный частью первой ст. 238 КАС, является процессуальным и может быть возобновлен. Ходатайство о возобновлении срока должно быть указано в заявлении о пересмотре судебного решения. Отсутствие ходатайства о возобновлении пропущенного срока или отказ в его возобновлении влечет отказ в допуске дела к производству.

О возобновлении срока указывается в постановленном определении о допуске дела к производству в ВСУ. Отказ в возобновлении срока является основанием для недопуска дела к такому производству. Решение вопроса о рассмотрении ходатайства относительно возобновления срока на подачу заявления осуществляется при решении вопроса о допуске дела к производству в ВСУ и принимается путем постановления одного определения.

Подача заявления на основании п. 2 части первой ст. 237 КАС позднее одного месяца со дня, когда лицу, в пользу которого принято решение международным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало достоверно известно о приобретении этим решением статуса окончательного, исключает допуск дела к производству в ВСУ. Вместе с тем следует принять во внимание, что этот срок начинается со следующего дня со дня, когда лицу стало достоверно известно о получении этим решением статуса окончательного.

 С учетом этого лицо в заявлении о пересмотре судебного решения по вышеприведенным основаниям обязательно должно указать, когда ему об этом стало достоверно известно, с предоставлением соответствующих доказательств. В противном случае по этим основаниям считается, что заявление подано без соблюдения требований статей 239 и 2391 КАС, о чем необходимо сообщать заявителю с предоставлением срока для устранения таких недостатков. При этом следует учитывать, что решения международного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, получают статус окончательного по правилам норм международного и национального законодательства.

Согласно ст. 239 КАС заявление о пересмотре судебных решений подается в письменной форме и должно содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • имя (наименование), почтовый адрес лица, подающего заявление, и лиц, принимающих участие в деле, а также их номера средства связи, адрес электронной почты (при наличии);
  • конкретные разные по сути судебные решения, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях;
  • обоснование необходимости пересмотра судебных решений в связи с определением решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, если заявление подано по основанию, установленному п. 2 части первой ст. 237 этого Кодекса;
  • требования лица, подающего заявление;
  • при необходимости — ходатайство;
  • перечень прилагаемых материалов.

Заявление подписывается подающим его лицом или представителем лица, который прилагает оформленный надлежащим образом документ о своих полномочиях.

 В соответствии со ст. 2391 КАС заявление о пересмотре судебных решений подается в ВСУ через ВАСУ. К заявлению должны прилагаться:

  • копии заявления согласно количеству лиц, принимающих участие в деле;
  • копии судебных решений, о пересмотре которых подано заявление;
  • копии разных по сути судебных решений, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях;
  • копия решения международного судебного учреждения, юрисдикция которого признана Украиной, если заявление о пересмотре судебных решений подается по основаниям, установленным п. 2 части первой ст. 237 этого Кодекса.

К заявлению прилагается документ об уплате судебного сбора. За подачу и рассмотрение заявления по основанию, установленному п. 2 части первой ст. 237 КАС, судебный сбор не уплачивается.

С позиции ВАСУ, освещенной в постановлении № 2, в случае если заявление подано без соблюдения требований статей 239 и 2391 КАС, судья-докладчик постановляет определение, которым заявитель уведомляется о недостатках заявления и о сроке, в течение которого он обязан их устранить. Этот срок должен быть разумно необходимым, то есть достаточным для устранения всех недостатков заявления с учетом продолжительности почтового обращения. В случае неустранения недостатков такое заявление согласно требованиям п. 1 части четвертой ст. 2392 КАС возвращается заявителю.

Возврат заявления по основаниям, предусмотренным частью четвертой ст. 2392 КАС, осуществляется путем постановления соответствующего определения судьей-докладчиком единолично.

Частью пятой ст. 2392 КАС предусмотрена возможность повторного обращения при надлежащем оформлении заявления или по другим основаниям, нежели те, что были предметом рассмотрения ВАСУ. К другим основаниям, в частности, относятся другие решения кассационных судов, на которые делается ссылка для подтверждения оснований. Это повторное обращение должно осуществляться в пределах общего срока, определенного частью первой ст. 238 КАС, который при наличии соответствующих оснований подлежит возобновлению, но не позднее одного года со дня определения судебного решения, о пересмотре которого подается заявление.

Статьей 240 КАС предусмотрено, что решение вопроса о допуске дела к производству осуществляется коллегией в составе пяти судей ВАСУ, которая формируется без участия судей, принявших оспариваемое решение, в порядке, установленном частью третьей ст. 151 этого Кодекса.

О допуске дела к производству или отказе в таком допуске ВАСУ в течение 15 дней со дня поступления заявления определяет постановление. Определение постановляется без вызова лиц, принимающих участие в деле. Определение о допуске дела к производству или об отказе в таком допуске должно быть обоснованным.

Определение о допуске дела к производству вместе с заявлением о пересмотре судебного решения и прилагаемыми к нему документами направляется в ВСУ в течение пяти дней со дня его постановления. Копия определения о допуске дела направляется вместе с копией заявления лицам, принимающим участие в деле, а в случае отказа в допуске — лицу, подавшему заявление.

Согласно позиции ВАСУ, освещенной в постановлении № 2, исходя из положений статей 239 и 2391 КАС, в частности из того, что в заявлении о пересмотре судебных решений указываются конкретные разные по сути судебные решения, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, и копии таких решений должны прилагаться к заявлению, коллегии судей ВАСУ при решении вопроса о допуске необходимо определять, действительно ли судами кассационной инстанции неодинаково применены одни и те же нормы материального права в подобных правоотношениях, то есть является ли судебная практика разной. При этом следует иметь в виду, что вопрос правильности такого применения касается компетенции ВСУ.

Также необходимо учитывать то, что неуказание в заявлении конкретных разных по сути судебных решений, в которых имеет место неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, в том числе непредоставление копий указанных в заявлении решений, является несоответствием такого заявления требованиям статей 239 и 2391 КАС. Поэтому судья-докладчик должен уведомить заявителя о недостатках заявления с предоставлением заявителю срока, в течение которого он обязан устранить эти недостатки.

Вопрос о допуске дела к производству в ВСУ должен решаться ВАСУ только в пределах анализа тех судебных решений, на которые ссылается заявитель.

Вопрос о допуске дела к производству в ВСУ или об отказе в таком допуске решается ВАСУ без истребования дела (дел).

Суть постановления о допуске должна содержать обоснование неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, которое повлекло принятие разных по сути судебных решений в подобных правоотношениях.

В определении об отказе в допуске дела к производству необходимо акцентировать внимание на отсутствии вышеуказанных составляющих, а в случае отказа в допуске по другим основаниям эти основания также должны быть обоснованы.

Необходимо помнить, что определение об отказе в допуске дела или о допуске дела к пересмотру ВСУ должно быть мотивированным. При этом мотивирующая часть соответствующего определения должна содержать: констатацию материально-правовой нормы, неодинаково примененной судами, со ссылкой на соответствующую редакцию нормы на время возникновения спорных отношений; изложение того, в чем именно состояло неодинаковое применение соответствующей нормы (с учетом обстоятельств, приведенных в п. 4 постановления № 2); анализ фактических обстоятельств дела на предмет их сходства; констатацию факта определения противоположных по смыслу судебных решений.

Определение об отказе в допуске дела к производству по результатам его рассмотрения, постановленное по аналогичным основаниям, является основанием для возврата заявления (п. 4 части четвертой ст. 2392 КАС).

Определение по результатам рассмотрения заявления о допуске вступает в законную силу с момента его (даты) постановления.

Оригинал постановления ВАСУ о допуске дела к производству в ВСУ, постановленного в связи с рассмотрением заявления о пересмотре судебных решений административных судов, с прилагаемыми к нему документами направляется в ВСУ (часть третья ст. 240 КАС).

Копия определения о допуске дела вместе с копией заявления направляется лицам, принимающим участие в деле, а в случае отказа в допуске копия этого постановления направляется лицу, подавшему заявление.

Кроме того, копия определения о допуске дела остается в ВАСУ для соответствующего учета с целью использования при решении вопроса о допуске заявлений, поданных другими лицами в этом деле.

В случае отказа в допуске оригиналы указанных документов должны храниться в ВАСУ.

Копия определения об отказе в допуске дела также остается в ВАСУ для соответствующего учета с целью использования сохраненных определений для решения вопроса о возврате заявлений согласно п. 4 части четвертой ст. 2392 КАС, по которому заявление возвращается заявителю, если есть определение ВАСУ об отказе в допуске дела к производству по результатам его рассмотрения, постановленное по аналогичным основаниям.

В соответствии со ст. 242 КАС по результатам рассмотрения дела ВСУ может принять постановление о полном или частичном удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении.

Если суд установит, что судебное решение по пересматриваемому делу является незаконным, он отменяет его полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Если судебное решение по делу пересматривается по основанию, определенному п. 2 части первой ст. 237 КАС, суд отменяет обжалованное решение полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд, который вынес обжалуемое решение.

Согласно ст. 2442 КАС решение ВСУ, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, обязательно для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, который содержит указанные нормы права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решением ВСУ.

Следовательно, согласно ст. 242 КАС постановление ВСУ является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, определенного п. 2 части первой ст. 237 КАС, а именно: установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента ГНА
Украины
начальник отдела представительства интересов органов
ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42