Новости

Уплата единого налога субъектами малого предпринимательства в условиях действия Налогового кодекса Украины

В связи с поступлением многочисленных запросов от региональных органов ГНС и от налогоплательщиков ГНА Украины дает разъяснения, касающиеся механизма уплаты единого налога субъектами малого предпринимательства в условиях действия Налогового кодекса.

Подразделом 8 раздела XX вышеуказанного Кодекса действие Указа № 727/98 продлено до внесения изменений в раздел XIV этого Кодекса в части налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Новым является то, что единый налог необходимо уплачивать на счет соответствующего бюджета в размере части единого налога, подлежащей перечислению в бюджеты в соответствии с нормами Указа № 727/98 (кроме единого налога, который уплачивался в январе 2011 г. за последний отчетный (налоговый) период 2010 г.). При этом распределение средств единого налога на общеобязательное государственное социальное страхование и/или в Пенсионный фонд Украины Госказначейством Украины не осуществляется.

Начисление, исчисление и уплата единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование осуществляются субъектами малого предпринимательства, которые уплачивают единый налог в соответствии с Указом № 727/98, в порядке, определенном Законом о ЕСВ.

Таким образом, начиная с 7 февраля 2011 г., то есть с даты открытия Госказначейством Украины счетов по учету поступлений в государственный и местные бюджеты в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, Закона о Госбюджете-2011, приказа № 11, начисленные за отчетные периоды 2011 г. суммы единого налога будут уплачиваться плательщиками в местные бюджеты в размере 43% общей начисленной суммы на счета, открытые по кодам бюджетной классификации 18050300 для юридических лиц и 18050400 — для физических лиц — плательщиков единого налога, а единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование — на отдельный счет, открытый Госказначейством Украины в порядке, определенном Законом о ЕСВ, который вступил в силу 01.01.2011 г.

Отдельно следует отметить, что поскольку ранее открытые счета (по кодам 16050100 и 16050200) являются распределительными, то любые поступавшие на них суммы распределялись в соответствии с требованиями Указа № 727/98: 43% — в местные бюджеты, 57% — в фонды общеобязательного государственного социального страхования.

Поэтому авансовые платежи, уплаченные плательщиками единого налога на указанные счета в январе — феврале за отчетные периоды 2011 г., распределены органами госказначейства в установленном ранее порядке.

Пример. Предприятие «В» — плательщик единого налога по ставке 10%, получив в январе 2011 г. 20 000 грн. выручки от реализации, 2 февраля уплатило на ранее открытый счет авансовый платеж по единому налогу в сумме 860 грн., исходя из следующего расчета:

 

20 000 грн. х 0,1 х 0,43 = 860 грн.  

В этом случае в местный бюджет поступит только 370 грн., поскольку полученная на распределительный счет сумма распределится в соотношении 43% и 57% (860 грн. х 0,43 = 369,8 грн.).

Таким образом, потери местного бюджета составят 490 грн. (860 грн. – 370 грн.).

То же касается и физических лиц — предпринимателей. Например, ставка единого налога составляет 200 грн. Предприниматель уплатил только 86 грн., рассчитав самостоятельно эту сумму так:

200 грн. х 0,43 = 86 грн.

Следовательно, в данном случае в местный бюджет поступило только 37 грн., поскольку полученная на распределительный счет сумма распределится в соотношении 43% и 57% (86 грн. х 0,43 = 37 грн.).

Таким образом, потери местного бюджета будут составлять 49 грн. (86 грн. – 37 грн.).

Учитывая вышеприведенное, в случае если до 7 февраля 2011 г. плательщиками единого налога указанные авансовые платежи уплачивались в размере 43% единого налога, то с целью предупреждения возникновения недоплат по единому налогу в местные бюджеты указанной категории плательщиков необходимо самостоятельно доплатить суммы ранее уплаченных и разграниченных органами госказначейства авансовых взносов до уровня 43% единого налога.

Денежные средства должны направляться на счета, открытые по коду бюджетной классификации 18050300 для плательщиков — юридических лиц и по коду 18050400 — для плательщиков — физических лиц.

Кроме того, платежи, подлежащие уплате в бюджет после 7 февраля 2011 г., вносятся плательщиками налога в сумме 43% начисленного единого налога на счета, открытые по кодам бюджетной классификации 18050300 для плательщиков — юридических лиц и 18050400 — для плательщиков — физических лиц.

Вместе с тем при наличии у плательщика задолженности по единому налогу по состоянию на 7 февраля 2011 г. денежные средства, направленные в счет погашения такого налогового долга, должны уплачиваться на распределительные счета, открытые по кодам бюджетной классификации 18050100 и 18050200, которые по экономическому содержанию являются аналогами кодов 16050100 и 16050200, поскольку эти денежные средства подлежат распределению по нормативно установленным пропорциям в местный бюджет и фонды общеобязательного государственного социального страхования, действовавшие в период возникновения этого долга.

Аналогичный механизм уплаты единого налога применяется к налоговым обязательствам за 2010 г., определенным в соответствии с уточняющими расчетами налоговых обязательств в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, которые представлены в 2011 г.