Новости

Регистрация лиц плательщиками НДС и аннулирование такой регистрации

В связи со вступлением в силу 01.01.2011 г. Налогового кодекса Украины в органы государственной налоговой службы поступают обращения от налогоплательщиков о разъяснении отдельных его норм, в том числе проведении процедуры регистрации лица плательщиком НДС и аннулировании такой регистрации. Рассмотрим эти вопросы.

Регистрация лица плательщиком НДС и аннулирование такой регистрации регулируются статьями 180 — 184 Налогового кодекса. Процедура регистрации лица плательщиком НДС и аннулирования такой регистрации происходит в порядке, установленном Положением № 978.

Регистрация лица плательщиком НДС

Категории лиц, которые в целях обложения НДС имеют право быть плательщиками этого налога, определены в ст. 180 Налогового кодекса.

Статьи 181 и 182 этого Кодекса определяют условия, при которых такие лица могут или обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС.

Регистрация плательщиком НДС может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.

Обязательная регистрация лица плательщиком НДС

В соответствии с п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса и п. 3 раздела ІІІ Положения № 978 под обязательную регистрацию плательщиком НДС подпадает лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разделу V Налогового кодекса, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС).

То есть лицо (в том числе новосозданное), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога, обязано зарегистрироваться плательщиком НДС после фактического осуществления операций по поставке товаров/услуг, сумма которых совокупно превышает 300 тыс. грн. При этом заключение гражданско-правовых соглашений (договоров) на поставку товаров/услуг в сумме, превышающей 300 тыс. грн., или факт намерения у лица осуществлять деятельность, по результатам которой будет превышен объем, определенный п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса, не являются основанием для регистрации лица плательщиком НДС в соответствии с требованиями указанного пункта.

Вместе с тем согласно пп. 6 п. 180.1 ст. 180 Налогового кодекса под обязательную регистрацию плательщиком НДС подпадают лица, осуществляющие операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, по которому не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (в том числе имущества, определенного в ст. 172 Таможенного кодекса). При этом регистрация таких лиц плательщиками НДС осуществляется независимо от того, достигают ли они общей суммы операций по поставке товаров/услуг, определенной в п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса, а также независимо от того, какой режим налогообложения используют такие лица согласно законодательству.

Статьей 183 Налогового кодекса и пп. «а» п. 7 раздела ІІІ Положения № 978 определено, что для регистрации лица плательщиком НДС в обязательном порядке такое лицо не позже 10 числа календарного месяца, наступающего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в ст. 181 Налогового кодекса, должны подать в орган ГНС по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление плательщика НДС (по тексту — Заявление).

Кроме того, согласно п. 183.4 ст. 183 Налогового кодекса обязательной регистрации плательщиком НДС подлежит лицо, которое переходит с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения в случае, если такое лицо соответствует требованиям, определенным в п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса. Датой перехода указанного лица на общую систему налогообложения является дата его регистрации плательщиком НДС.

 В случае если у такого лица на момент перехода с упрощенной на общую систему налогообложения объем поставки товаров/услуг не превышает суммы, определенной в п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса для обязательной регистрации лица плательщиком НДС, то в дальнейшем при определении объема налогооблагаемых операций необходимо руководствоваться п. 18 подраздела 2 Переходных положений Налогового кодекса, а именно: исчислять объем налогооблагаемых операций начиная с периода перехода на общую систему налогообложения.

Добровольная регистрация лица плательщиком НДС

Согласно п. 182.1 ст. 182 Налогового кодекса и п. 4 раздела ІІІ Положения № 978 добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС может только лицо, которое осуществляет налогооблагаемые операции и в соответствии с п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса не является плательщиком НДС в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше установленной ст. 181 Налогового кодекса суммы (300 тыс. грн.) и объемы поставки товаров/услуг другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев совокупно составляют не меньше 50% общего объема поставки.

То есть начиная с 01.01.2011 г. лицо, объем поставки товаров/услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться плательщиком НДС по добровольному решению в случае, если одновременно:

  • оно зарегистрировано субъектом хозяйствования не меньше 12 календарных месяцев;
  • за последние 12 календарных месяцев объем поставки товаров/услуг другим плательщикам НДС совокупно составляет 50% и больше общего объема поставок.

При этом если, например, лицо подало Заявление в январе 2011 г., то исчисление соответствующих объемов поставок товаров/услуг другим плательщикам НДС осуществляется за предыдущие 12 календарных месяцев, то есть с января 2010 г. по декабрь 2010 г.

В соответствии с п. 183.5 ст. 183 Налогового кодекса лица, указанные в пунктах 183.3 и 183.4 ст. 183 этого Кодекса, могут указать в Заявлении желательный (запланированный) день регистрации плательщиком НДС. При добровольной регистрации лица плательщиком НДС такой день соответствует дате начала налогового периода (календарного месяца).

Регистрация лица плательщиком НДС осуществляется по Заявлению такого лица, которое должно быть подано в орган ГНС по своему местонахождению (месту жительства) не позже чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такое лицо будет считаться плательщиком НДС и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных.

Если Заявление подано позже срока, определенного в п. 183.3 ст. 183 Налогового кодекса (20 календарных дней) до начала следующего налогового периода, то в Заявлении должно быть указано, с какого именно налогового периода такое лицо желает зарегистрироваться плательщиком НДС и будет иметь право на выписку налоговых накладных.

При регистрации лица плательщиком НДС по добровольному решению орган ГНС обращается к нему с предложением предоставить расшифровку объемов поставок, в том числе поставок плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев (в разрезе месяцев) с целью определения обоснованности регистрации лица плательщиком НДС, а также осуществления дальнейшего мониторинга наступления оснований для аннулирования такой регистрации.

Следует заметить, что лица, определенные в подпунктах 3-5, 7 п. 180.1 ст. 180 Налогового кодекса, а именно: лица, которые ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению; лица, которые ведут учет результатов деятельности по договорам о совместной деятельности без создания юридического лица; лица — управляющие имуществом; лица, уполномоченные вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта по их основной деятельности, могут быть зарегистрированы плательщиками НДС как в обязательном порядке (при соблюдении требований ст. 181 Налогового кодекса), так и по их добровольному решению (при соблюдении требований ст. 182 этого Кодекса).

Регистрация сельскохозяйственных предприятий, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и подали в орган ГНС заявление о регистрации их субъектами специального режима обложения НДС в соответствии с п. 209.10 ст. 209 Налогового кодекса, осуществляется с соблюдением правил и в сроки, определенные ст. 183 этого Кодекса для регистрации лиц плательщиками НДС.

Согласно п. 183.8 ст. 183 Налогового кодекса орган ГНС отказывает в регистрации лица плательщиком НДС, если по результатам рассмотрения Заявления и/или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров/услуг или не соответствует требованиям, определенным в ст. 180, п. 181.1 ст. 181, п. 182.1 ст. 182 и п. 183.7 ст. 183 этого Кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации лица плательщиком НДС согласно ст. 184 Кодекса.

Поэтому сельскохозяйственное предприятие, не зарегистрированное плательщиком НДС, может быть зарегистрировано субъектом специального режима налогообложения при соблюдении требований ст. 181 или ст. 182 Налогового кодекса.

Требования к Заявлению и его рассмотрение

Обращаем внимание: в случае если последний день срока подачи Заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.

Данные Заявления должны быть достоверными и соответствовать сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР). Если в Заявлении не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные (кроме раздела 15 такого Заявления), оно не скреплено печатью заявителя, не подписано заявителем (для физических лиц), ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) или лицом, имеющим документально подтвержденное полномочие относительно подписи Заявления от лица, регистрируемого плательщиком НДС, то в соответствии с п. 10 раздела ІІІ Положения № 978 в течение 10 рабочих дней со дня получения Заявления налоговый орган обращается к лицу с письменным предложением подать новое Заявление (с указанием оснований непринятия предыдущего).

При этом в соответствии с п. 11 раздела ІІІ Положения № 978 налоговый орган отказывает в регистрации лица плательщиком НДС, если по результатам рассмотрения Заявления и/или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров/услуг или не соответствует требованиям, определенным в ст. 180, п. 181.1 ст. 181, п. 182.1 ст. 182 и п. 183.7 ст. 183 Налогового кодекса (п. 5 раздела I, пункты 3, 4, пп. 5.1 п. 5 раздела III Положения № 978), или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС согласно ст. 184 Налогового кодекса ( п. 1 раздела V Положения № 978).

С целью подтверждения достоверности сведений, указанных лицом в Заявлении, налоговый орган в соответствии с п. 9 раздела ІІІ Положения № 978 может обратиться к государственному регистратору за получением извлечения из ЕГР для подтверждения регистрационных данных. Вместе с тем для подтверждения других сведений, указанных в Заявлении, в том числе сведений, касающихся финансово-хозяйственной деятельности лица, налоговый орган может обратиться к такому лицу с письменным запросом о предоставлении соответствующей информации и копий необходимых документов согласно пп. 20.1.6 п. 20.1 ст. 20 и п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса. Орган ГНС при рассмотрении Заявления и принятии решения о регистрации лица плательщиком НДС с целью подтверждения сведений, приведенных в Заявлении, также обращает внимание на показатели налоговой отчетности и расчетов по другим налогам, которые представлялись таким лицом.

Кроме того, заметим, что в связи с принятием постановления № 1236 утратило силу постановление № 540, которым, в частности, предусматривалась плата за свидетельство о регистрации плательщика НДС, а потому с 01.01.2011 г. при проведении процедур регистрации и перерегистрации лица плательщиком НДС такая плата не взимается.

Перерегистрация лица плательщиком НДС

При возникновении изменений в данных плательщика НДС или изменении его местонахождения (места жительства) проводится перерегистрация лица плательщиком НДС в порядке, определенном разделом IV Положения № 978, а свидетельство о регистрации плательщика НДС подлежит замене.

При перерегистрации лица плательщиком НДС дата регистрации его плательщиком НДС не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика НДС и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика НДС является последний день срока в 10 рабочих дней со дня получения дополнительного Заявления с отметкой «Перереєстрація» (далее — Заявление о перерегистрации).

В соответствии с п. 2 раздела IV Положения № 978 по желанию и согласно Заявлению о перерегистрации плательщика НДС датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика НДС и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации такого плательщика может быть установлен день до истечения срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации. При этом дата регистрации лица плательщиком НДС не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика НДС и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации такого плательщика является дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков НДС.

В связи с этим в зависимости от того, указана плательщиком НДС желательная дата или нет, будет определена дата аннулирования старого свидетельства о регистрации плательщика НДС и дата начала действия нового свидетельства о регистрации такого плательщика.

Если в Заявлении о перерегистрации желательная дата не указана, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика НДС и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации этого плательщика будет последний день срока в 10 рабочих дней.

Если желательная дата перерегистрации лица плательщиком НДС, указанная в Заявлении о перерегистрации, соответствует дню до истечения срока в 10 рабочих дней со дня получения Заявления о перерегистрации и на момент обработки на центральном уровне такая дата еще не наступила, то датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика НДС и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации будет желательная дата регистрации.

Датой начала действия нового свидетельства о регистрации плательщика НДС и датой аннулирования старого свидетельства о регистрации будет дата внесения соответствующей записи в реестр плательщиков НДС, если желательная дата перерегистрации лица плательщиком НДС, указанная в Заявлении о перерегистрации, наступила на момент обработки Заявления о перерегистрации на центральном уровне или если плательщиком НДС в разделе 18 Заявления о перерегистрации вместо даты будет указано «протягом 10 робочих днів» (в этом случае орган государственной налоговой службы должен внести в реестр плательщиков НДС в поле «бажана дата» дату получения Заявления о перерегистрации).

Аннулирование регистрации лица плательщиком НДС

Аннулирование регистрации лица плательщиком НДС осуществляется при наличии оснований, предусмотренных ст. 184 Налогового кодекса, и в порядке, определенном разделом V Положения № 978. Такое аннулирование может осуществляться непосредственно по заявлению плательщика НДС на основаниях, определенных в подпунктах «а» — «и» п. 184.1 ст. 184 Налогового кодекса, и по инициативе соответствующего налогового органа на основаниях, определенных в подпунктах «б» — «и» п. 184.1 ст. 184 этого Кодекса.

Решение об аннулировании регистрации лица плательщиком НДС по инициативе налогового органа принимается при наличии соответствующих подтверждающих документов, указанных в пп. 5.2 п. 5 раздела V Положения № 978.

Для аннулирования регистрации лица плательщиком НДС на основаниях, определенных в подпунктах «а», «г» п. 184.1 ст. 184 Налогового кодекса, необходимо, чтобы с момента такой регистрации прошло по меньшей мере 12 календарных месяцев.

Что касается аннулирования такой регистрации на основании, определенном в пп. «и» п. 184.1 ст. 184 Налогового кодекса, следует заметить, что это лицо должно быть зарегистрировано субъектом хозяйствования не меньше 12 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором осуществляется аннулирование такой регистрации.

Например, если аннулирование регистрации лица плательщиком НДС в соответствии с вышеуказанным подпунктом Налогового кодекса, зарегистрированного в январе 2011 г., происходит в июле 2011 г., то исчисление соответствующих объемов поставок товаров/услуг такого плательщика НДС в целях аннулирования регистрации лица плательщиком НДС может осуществляться за предыдущие 12 календарных месяцев, то есть с июля 2010 г. по июнь 2011 г.

Необходимо также заметить, что в соответствии с п. 184.7 ст. 184 Налогового кодекса налогоплательщик по результатам последнего отчетного периода обязан признать условную поставку товаров и необоротных активов, которые продолжают учитываться и при приобретении которых суммы НДС были включены в налоговый кредит, и начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены соответствующих товаров или необоротных активов.

При этом в случае аннулирования регистрации лица плательщиком НДС по решению плательщика условная продажа определяется им в налоговой декларации по НДС по результатам последнего отчетного периода на дату подачи заявления об аннулировании его регистрации плательщиком НДС.

В случае аннулирования регистрации лица плательщиком НДС по инициативе налогового органа условная поставка товаров и необоротных активов отражается в налоговой декларации по НДС по результатам последнего отчетного периода (с первого дня такого последнего отчетного периода по день аннулирования регистрации лица плательщиком НДС включительно).

Указанные нормы по начислению условной поставки не касаются только случаев реорганизации плательщика НДС путем присоединения, слияния, преобразования, деления и выделения в соответствии с законом.

Также обращаем внимание на то, что за лицом, у которого была аннулирована регистрация плательщика НДС по инициативе органа ГНС, остается обязанность возврата органу ГНС свидетельства о регистрации плательщика НДС и всех заверенных его копий вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о таком аннулировании (пп. 5.5 п. 5 раздела V Положения № 978).

Пунктом 337.3 ст. 337 Налогового кодекса предусмотрены особенности аннулирования регистрации лица плательщиком НДС — инвестором. Так, согласно указанной норме если инвестор (его постоянное представительство), являющийся плательщиком НДС, представляет налоговому органу декларацию (налоговые расчеты) по НДС, которая (которые) свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок/приобретения в течение 12 последовательных налоговых месяцев, такое аннулирование не происходит.

При этом в соответствии с пп. 14.1.83 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса под термином «инвестор» в данном случае следует понимать юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующие материально-технологические и экономические возможности или соответствующую квалификацию для пользования недрами, что подтверждено документами, изданными согласно законам (процедурам) страны инвестора, и осуществляющее поиск, разведку и добычу углеводородного сырья в соответствии с соглашением о распределении продукции.

Упрощенная система налогообложения

Согласно пп. 1 п. 1 подраздела 8 Переходных положений Налогового кодекса плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, НДС с операций по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины, за исключением НДС, уплачиваемого юридическими лицами, избравшими ставку налогообложения 6%.

То есть юридические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6%, обязаны уплачивать НДС. В соответствии с п. 6 раздела ІІІ Положения № 978 при переходе на упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС юридическое лицо регистрируется плательщиком НДС в порядке, определенном Налоговым кодексом и Положением № 978.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 183.8 ст. 183 Налогового кодекса орган ГНС отказывает в регистрации лица плательщиком НДС, если по результатам рассмотрения Заявления и/или представленных документов установлено, что лицо не осуществляет поставки товаров/услуг или не соответствует требованиям, определенным в ст. 180, п. 181.1 ст. 181, п. 182.1 ст. 182 и п. 183.7 ст. 183 Налогового кодекса, или если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС согласно ст. 184 Налогового кодекса.

Таким образом, если лицо, подавшее заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6%, не соответствует требованиям, определенным в ст. 180, в п. 181.1 ст. 181, п. 182.1 ст. 182 и п. 183.7 ст. 183 Налогового кодекса, оно не может быть зарегистрировано плательщиком НДС и, соответственно, не может быть переведено на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6%.

Также следует заметить, что в случае если у лица, которое является плательщиком НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке единого налога 6%, существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС согласно ст. 184 Налогового кодекса, то регистрация плательщиком НДС такого лица подлежит аннулированию в установленном порядке. Кроме того, такое лицо обязано перейти на общую систему налогообложения или на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 10%.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42