ВЕД
Тема: Администрирование налогов, ВЭД. Валютное регулирование, Налоговый долг

Налогообложение операций с давальческим сырьем

Операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях подпадают под таможенный режим переработки на таможенной территории Украины (ст. 229 Таможенного кодекса).

Как приведено в ст. 230 этого Кодекса, ввоз и переработка на таможенной территории Украины товаров, происходящих из других стран, осуществляются с разрешения таможенного органа согласно положениям этого Кодекса и другим законам Украины.

В соответствии с приказом № 609 разрешение на ввоз и переработку товаров в режиме переработки предоставляется таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен заявитель режима, или таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен переработчик, при условии принятия согласованного решения о месте осуществления таможенного оформления товаров согласно положениям Порядка № 801.

При этом разрешение на вывоз и переработку товаров в режиме переработки предоставляется таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен заявитель режима, или другим таможенным органом при условии принятия согласованного решения о месте осуществления таможенного оформления товаров.

Разрешение на выполнение отдельных операций по переработке товаров предоставляется таможенным органом, в зоне деятельности которого расположен переработчик.

Разрешение на выполнение отдельных операций по переработке товаров каждый переработчик должен получить до момента обращения заявителя режима относительно предоставления ему разрешения на ввоз и переработку товаров в режиме переработки.

Вместе с заявлением предприятия таможенному органу представляются удостоверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих сведения, внесенные в раздел 1 «Общие сведения о внешнеэкономической операции» этого заявления:

  • внешнеэкономические договоры, на основании которых будет осуществляться переработка товаров и которые должны содержать, в частности, сведения об обязательном объеме выхода продуктов переработки, конкретном объеме работ и сроке их выполнения;
  • технологические схемы переработки, в которых должны быть указаны сведения о всех этапах переработки и процесса преобразования товаров, размещенных в режиме переработки, на продукты переработки, количественные показатели товаров, размещенных в режиме переработки, и других товаров, расходуемых предприятием на осуществление операций по переработке, с обоснованием производственных потерь товаров на каждом этапе, а также сведения о наименовании и количестве отходов переработки;
  • государственные стандарты и стандарты предприятия, технические условия, а при отсутствии таких документов — описания или чертежи образцов, в соответствии с которыми может осуществляться переработка товаров, размещенных в таможенном режиме переработки;
  • заключения Торгово-промышленной палаты Украины или региональных торгово-промышленных палат о подтверждении количественных показателей выхода продуктов переработки по договору по переработке товаров (при необходимости);
  • заключения экспертных учреждений, имеющих отношение к выполнению внешнеэкономической операции по переработке товаров (при наличии);
  • заключения Минэкономики Украины об определении операции как относящейся к операциям с давальческим сырьем при перемещении через таможенную границу Украины товаров в соответствии с положениями Закона № 327 (при необходимости);
  • договоры на переработку товаров, заключенные между заявителем режима и переработчиком (переработчиками), если отдельные операции (или полный цикл) по переработке товаров будут осуществляться переработчиком (переработчиками);
  • договоры хранения товаров, которые будут размещаться в таможенном режиме переработки, и продуктов их переработки (при их заключении);
  • разрешения, предоставленные таможенными органами переработчикам, если отдельные операции (или полный цикл) по переработке товаров будут осуществляться переработчиками;
  • другие документы, имеющие отношение к выполнению внешнеэкономической операции по переработке товаров (по желанию предприятия).

За период действия Закона № 327 наработан большой опыт по применению его норм.

Вместе с тем поскольку периодически вносились изменения в отдельные статьи этого Закона, последние — в связи с введением в действие Налогового кодекса и внесением изменений в Бюджетный кодекс, остановимся на отдельных ключевых моментах.

В частности, пп. 14.1.41 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса указано, что давальческое сырье — сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергоносители, которые являются собственностью одного субъекта хозяйствования (заказчика) и передаются другому субъекту хозяйствования (производителю) для производства готовой продукции, с дальнейшей передачей или возвратом такой продукции или ее части их собственнику или по его поручению другому лицу. Операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях осуществляются в порядке, установленном Законом № 327.

Таким образом, из указанного следует, что порядок осуществления операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях с принятием Налогового кодекса не изменился.

Уплата ввозной пошлины, налогов и сборов

Учитывая отдельные нормы Налогового кодекса по операциям с давальческим сырьем, обращаем внимание на применение норм ст. 2 Закона № 327.

Так, ст. 2 этого Закона предусмотрено, что уплата ввозной пошлины, налогов и сборов производится украинским исполнителем путем выдачи органу ГНС по местонахождению исполнителя простого авалированного векселя со сроком платежа, равным сроку осуществления операции с давальческим сырьем, но не более 90 календарных дней с момента оформления грузовой таможенной декларации.

Кроме того, Кабинет Министров Украины может принять решение, касающееся уплаты ввозной пошлины, налогов и сборов предприятиями по отдельным товарным позициям путем выдачи органу государственной налоговой службы по местонахождению исполнителя простого векселя со сроком платежа, равным сроку осуществления операции с давальческим сырьем, но не более 90 календарных дней с момента оформления грузовой таможенной декларации.

То есть на сегодня субъекты внешнеэкономической деятельности при ввозе давальческого сырья таких позиций, по которым принято решение об уплате  ввозной пошлины, налогов и сборов (кроме таможенных сборов), могут выдавать соответствующему органу ГНС простые векселя (распоряжение № 26-р).

Одновременно с введением в действие Налогового кодекса Верховной Радой Украины принят Закон № 2856, которым были внесены изменения в Закон № 327.

Так, в частности, выписана в новой редакции часть восьмая ст. 2 этого Закона, согласно которой органы ГНС имеют право предоставлять разрешение на отсрочку уплаты по векселям или погашение письменных обязательств субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях, до наступления срока фактической отгрузки готовой продукции иностранному заказчику.

Кроме того, изложена в новой редакции часть седьмая ст. 5 Закона № 327. Согласно этим изменениям органы ГНС имеют право предоставлять разрешение на отсрочку уплаты по векселям согласно Налоговому кодексу или погашение письменных обязательств отдельным субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях, до наступления срока фактической отгрузки готовой продукции иностранному заказчику.

Такая безотлагательная необходимость возникла в связи с целесообразностью приведения порядка рассрочки, отсрочки денежных обязательств или налогового долга в соответствие со ст. 100 Налогового кодекса, которой предусмотрено, что рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенесение сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру пени, определенному п. 129.4 ст. 129 этого Кодекса (п. 100.1 ст. 100 Налогового кодекса).

Механизм начисления пени

По истечении установленных Налоговым кодексом сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня в следующих размерах:

  • на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии и без учета суммы пени) — в расчете 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок больше, за каждый календарный день просрочки в его уплате;
  • на сумму занижения — в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом или налогоплательщиком при выявлении его занижения на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования) в расчете 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день занижения;
  • на сумму занижения при выплате (начислении) доходов в пользу налогоплательщиков — физических лиц, выявленных контролирующим органом при проверке такого налогового агента начисляется пеня в расчете 120% годовых учетной ставки Нацбанка Украины, действующей на день выплаты (начисления) доходов в пользу налогоплательщиковфизических лиц.

Отсрочка денежных обязательств или налогового долга

Основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или увеличении налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима отсрочки, в течение которого состоятся изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика (п. 100.5 ст. 100 Налогового кодекса).

Исходя из изложенного, необходимо помнить, что предоставление разрешения на отсрочку на уплату по векселям не является обязанностью налоговых органов, а только правом. Согласно пунктам 22 — 26 Порядка № 83 решение принимается с обязательным учетом заключения о финансовом положении заявителя, в частности состоянии расчетов с бюджетом, платежеспособности, наличии задолженности по экспортно-импортным операциям, своевременности представления налоговых деклараций и расчетов, деклараций о валютных ценностях, доходах и имуществе, находящихся за пределами Украины, и других обязательных для представления в государственную налоговую инспекцию форм отчетности.

Вместе с тем государственная налоговая инспекция может предоставлять разрешение на отсрочку оплаты (погашение) векселя на срок, не превышающий 90 дней. Отсрочка оплаты (погашение) векселя предоставляется в пределах одного бюджетного года. Поэтому при обращении векселедателя за получением разрешения на продление периода погашения векселя на срок, истекающий в следующем бюджетном году, разрешение на такую отсрочку предоставляется на срок только в пределах текущего бюджетного года с дальнейшим (при необходимости) предоставлением разрешения в следующем бюджетном году.