Новости

Сбор за специальное использование лесных ресурсов

С принятием Налогового кодекса нормы взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов несколько изменились.

Изменено название сбора, а именно из названия сбора исключены слова «пользование земельными участками лесного фонда».

Расширено определение плательщиков сбора. Если раньше обязанности по уплате сбора были возложены на юридических и физических лиц, которым предоставлены в постоянное или временное пользование земельные участки лесного фонда, то с 01.01.2011 г. (согласно ст. 329 Налогового кодекса) плательщиками сбора определены лесопользователи - юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы с источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право бесплатно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица — предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубного либо лесного билета) или в соответствии с условиями договора долгосрочного временного пользования лесами.

До 01.01.2011 г. согласно ст. 67 Лесного кодекса в порядке специального использования можно было осуществлять заготовку древесины только в порядке рубок главного пользования. Однако в соответствии с п. 1 постановления № 44 таксы на древесину лесных пород применялись при отпуске каким-либо заготовителям древесины лесных пород на корню как в порядке рубок главного пользования, так и сплошных санитарных и лесовосстановительных рубок, рубок, не связанных с ведением лесного хозяйства (расчистка земельных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и т. п.).

Подпунктом 330.1.2 п. 330.1 ст. 330 Налогового кодекса законодательно урегулирован указанный вопрос и отнесена к объектам налогообложения древесина, заготовленная при проведении мероприятий по:

  • улучшению качественного состава лесов, их оздоровлению, усилению защитных свойств (в древостоях в возрасте свыше 40 лет — рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, выборочные лесовосстановительные рубки, рубки, связанные с реконструкцией, ландшафтные рубки и рубки переформирования; независимо от возраста древостоев — сплошные санитарные и сплошные лесовосстановительные рубки);
  • расчистке лесных участков, покрытых лесной растительностью, в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог и т. п.

Кроме вышеуказанной древесины к объектам налогообложения сбором отнесены:

  • древесина, заготовленная в порядке рубок главного пользования (пп. 330.1.1 п. 330.1 ст. 330 Налогового кодекса);
  • второстепенные лесные материалы (заготовка живицы, корней, луба и коры, древесной зелени, древесных соков и других второстепенных лесных материалов, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства) (пп. 330.1.3 п. 330.1 ст. 330 Кодекса);
  • побочные лесные пользования (заготовка сена, выпас скота, сбор лесной подстилки, заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, камыша и других побочных лесных пользований, предусмотренных нормативно-правовыми актами по ведению лесного хозяйства) (пп. 330.1.4 п. 330.1 ст. 330 Кодекса);
  • использование полезных свойств лесов для культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических и образовательно-воспитательных целей и проведения научно-исследовательских работ (пп. 330.1.5 п. 330.1 ст. 330 Кодекса).

Ставки сбора за заготовку древесины основных и неосновных лесных пород определены ст. 331 Налогового кодекса. По сравнению с действующими в 2010 г. таксами, установленными постановлением № 44, ставки увеличены в 1,185 раза.

Определены полномочия Верховной Рады АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских советов по установлению ими ставок сбора за заготовку второстепенных лесных материалов, осуществление побочных лесных пользований и использование полезных свойств лесов (п. 331.11 ст. 331 Налогового кодекса).

Вместе с тем п. 5 раздела ХІХ «Заключительные положения» Налогового кодекса Кабинету Министров Украины поручено ежегодно до 1 июня представлять в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс по ставкам налогообложения, определенным в абсолютных значениях, в частности сбора за специальное использование лесных ресурсов с учетом индекса потребительских цен.

Порядок исчисления и уплаты сбора остался почти прежним и определен в ст. 332 Налогового кодекса.

Субъекты лесных отношений, выдающие специальные разрешения, до 10 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом, должны направлять в органы ГНС перечень лесопользователей, которым выданы лесорубные и лесные билеты, по форме, установленной центральным органом ГНС по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства.

Сумма сбора исчисляется субъектами лесных отношений, которые выдают специальные разрешения, и указывается в таких разрешениях.

Сумма сбора, указанная в лесорубном и лесном билетах, подлежит перерасчету субъектом лесных отношений, выдающим специальные разрешения, в случае если:

  • общее количество фактически заготовленной древесины во время ее отпуска с учетом по площади превышает указанное в лесорубном билете и количество более чем на 10%;
  • фактический объем использования лесных ресурсов превышает указанный в лесном билете на весь объем такого превышения.

Основанием для перерасчета являются специальные разрешения и акты осмотра мест использования лесных ресурсов.

Базовый налоговый (отчетный) период для сбора равен календарному кварталу.

Лесопользователи ежеквартально составляют расчет сбора нарастающим итогом с начала года по форме, утвержденной приказом № 1019, в котором отдельной строкой указывают сумму сбора, уплаченную до получения лесорубных и лесных билетов в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают, и представляют его в органы ГНС по местонахождению лесного участка в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода (в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (пп. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса)), за исключением:

  • лесопользователей, которые до получения лесорубных и лесных билетов вносят сбор в кассы субъектов лесных отношений, которые их выдают:

а) физических лиц, а также физических лиц — предпринимателей, которым выданы лесорубные и лесные билеты;

б) лесопользователей (кроме физических лиц, а также физических лиц — предпринимателей, которым выданы лесные билеты), у которых сумма сбора в лесорубном или лесном билете не превышает 50% одной минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января года, в котором уплачивается сбор (с 01.01.2011 г. установлена в размере 941 грн.);

  • лесопользователей из другой области, уплачивающих сбор полностью, до выдачи им специального разрешения по местонахождению лесного участка, на котором осуществляется заготовка древесины.

О поступлении суммы сбора в кассу субъекта лесных отношений, который выдает специальные разрешения, в специально заведенной книге делается запись и лесопользователю выдается квитанция. Вместе с тем в лесорубных и лесных билетах проставляется отметка об уплате сбора в кассу (указываются номер и дата квитанции об уплате).

Лесопользователи уплачивают сбор в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода, а именно в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации (п. 57.1 ст. 57 Налогового кодекса).

Сбор уплачивается лесопользователями ежеквартально равными частями от суммы сбора, указанной в специальных разрешениях, выданных в соответствующем календарном году, кроме сумм сбора, уплаченных до получения лесорубных и лесных билетов в кассу субъектов лесных отношений, которые их выдают, и сумм сбора, уплаченных лесопользователями из другой области.

При получении разрешения в текущем году (или доначислении суммы сбора) после очередного срока уплаты сбора лесопользователи уплачивают все суммы сбора по срокам, которые истекли.

Предельные сроки представления налогового расчета сбора:

  • за I квартал 2011 г. — 10.05.2011 г., последний день уплаты сбора — 20.05.2011 г.;
  • за полугодие текущего года — 09.08.2011 г., последний день уплаты сбора — 09.08.2011 г.;
  • за три квартала текущего года — 09.11.2011 г., последний день уплаты сбора — 18.11.2011 г.;
  • за 2011 г. — 09.02.2012 г., последний день уплаты сбора — 17.02.2012 г.

До внесения изменений в Налоговый кодекс в части налого-обложения субъектов малого предпринимательства Указ № 727/98 и абзацы шестой — двадцать восьмой п. 1 ст. 14 раздела IV Декрета № 13-92 применяются с учетом того, что плательщики единого налога не являются плательщиками, в частности, сбора за специальное использование лесных ресурсов (подраздел 8 «Особенности взимания единого налога и фиксированного налога» раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса).

С 01.01.2011 г. вступил в силу Бюджетный кодекс, согласно п. 2 части второй ст. 29 которого к доходам общего фонда Госбюджета Украины относятся, в частности, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования. К доходам, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся, в частности, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, которые зачисляются в городские бюджеты городов Киева и Севастополя (п. 2 части первой ст. 64 Бюджетного кодекса), а к доходам бюджета АР Крым и областных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся, в частности, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования (п. 2 части первой ст. 66 Бюджетного кодекса).

К доходам общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относится, в частности сбор за специальное использование лесных ресурсов (кроме сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок основного пользования). Такие платежи зачисляются в бюджеты местного самоуправления по местонахождению (местоположению) соответствующих природных ресурсов (п. 3 части первой ст. 69 Бюджетного кодекса).

В связи с принятием Налогового кодекса Кабинет Министров Украины постановлением № 1236 определил утратившими силу ряд законодательных актов о взимании сбора за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42