Письмо
Тема: Проверки и ответственность

Комментарий специалиста к приказу ГНА Украины от 07.06.2011 г. № 333

С учетом норм Налогового кодекса приказом № 333 утвержден Примерный порядок проведения камеральных проверок, осуществления контроля за взиманием акцизного налога и сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Соответственно утратил силу предыдущий Примерный порядок проведения камеральных и невыездных документальных проверок, осуществления контроля за взиманием акцизного сбора и сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом № 471.

Общие требования по проведению камеральной проверки и контроль за взиманием акцизного налога и сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводство определены п. 2 Порядка № 333.

Поскольку согласно ст. 63 Налогового кодекса центральный орган ГНС может принять решение об изменении основного места учета налогоплательщика, то в Порядке № 333 предусмотрено, что такие проверки налоговой отчетности проводятся должностными лицами органа ГНС по месту регистрации плательщиков (основному и неосновному) в порядке, определенном ст. 76 этого Кодекса.

При этом предусмотрено сохранение сроков проведения камеральной проверки данных, заявленных в Расчете сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — СРВСХ), в течение 30, а для декларации акцизного налога — в течение 15 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их представления; 15-дневный срок также распространяется в случае представления налоговой отчетности с нарушением предельного срока представления уточняющих и отчетных новых деклараций (расчетов).

Если действовавшим раньше Порядком предусматривались две формы акта, а именно: при несвоевременном представлении налоговой отчетности — составление Акта о результатах невыездной документальной прверки, а при установлении арифметической или методологической ошибки в налоговой отчетности — составление Акта о результатах камеральной проверки расчета (отчета), то отныне составляется Акт, в котором указываются типовые нарушения, касающиеся: выявленных ошибок (нарушений), непредставления (несвоевременного представления) налоговой отчетности, нарушения предельных сроков уплаты согласованных налоговых обязательств.

Установлены требования относительно оформления Акта, в котором должно обязательно указываться:

  • содержание нарушения, пункты и статьи нарушенных нормативно-правовых актов;
  • номера строк, в которых плательщиком допущены ошибки;
  • объект налогообложения и налоговое обязательство, самостоятельно исчисленные плательщиком налога и задекларированные в налоговой отчетности;
  • объект налогообложения и налоговое обязательство, определенные в ходе камеральной проверки;
  • сумма занижения/завышения налоговых обязательств;
  • сумма занижения/завышения плательщиком уплаты штрафных санкций (п. 50.1 ст. 50 Кодекса) и/или пени (пп. 129.1.2 п. 129.1 ст. 129 Кодекса) вследствие исправления плательщиком самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах.

При выявлении арифметической (методологической) ошибки (нарушения) результаты проверки дополнительно оформляются в виде таблиц с отражением: показателей, в которых допущена ошибка (нарушение) (например, код строки), данных, указанных плательщиком, данных, определенных органом ГНС, разницы (отклонения), отчетного (налогового) периода.

Особое внимание в образце Акта обращается на его оформление, что вызвано изменением форм налоговой отчетности.

Если до внесения таких изменений в состав налоговой отчетности по акцизному сбору включались две формы, то со вступлением в силу соответствующих изменений в состав налоговой отчетности по акцизному налогу включаются декларация и 8 приложений к ней, а также Справка об объемах дизельного топлива, ставках и суммах начисленного акцизного сбора по форме согласно приложению к Правилам ведения учета, хранения и реализации дизельного топлива в зависимости от содержания массовой доли серы, утвержденная постановлением № 545.

Поэтому по результатам проверки декларации предусмотрено оформление таблиц при выявлении:

  • арифметико-логической ошибки при заполнении декларации (разделов);
  • расхождения между данными декларации и приложений к ней;
  • расхождения в данных приложений к декларации.

По результатам проверки делаются выводы о выявленных нарушениях:

  • непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой отчетности;
  • занижении суммы денежных обязательств и пени, заявленных в налоговой отчетности;
  • завышении суммы денежных обязательств и пени, заявленных в налоговой отчетности;
  • нарушении, не повлиявшем на расчеты с бюджетом;
  • несвоевременной уплате согласованного налогового обязательства по акцизному налогу/СРВСХ.

На экземпляре Акта, который остается в органе ГНС, в отдельно отведенном месте указывается информация о реализации результатов проверки.

Порядком № 333, в частности, предусмотрено направление налогоплательщику уведомления-решения (при выявлении камеральной проверкой факта занижения/завышения плательщиком налоговых обязательств, непредставления или несвоевременного представления налоговой отчетности, нарушения правил уплаты (перечисления) акцизного налога и/или СРВСХ), обращение к плательщику с просьбой представить уточненную отчетность (при выявлении завышения плательщиком денежных обязательств по уплате штрафных санкций и/или завышения/занижения пени).

Пунктом 3 Порядка № 333 определены особенности проведения камеральной проверки декларации акцизного налога, которые заключаются, в частности, в соблюдении порядка начисления налога, правомерности применения льгот и определении суммы корректировки налогового обязательства, правильности исчисления штрафных санкций и/или пени, сверке с данными журнала учета погашения налоговых векселей (налоговых расписок), актов о фактически полученном количестве спирта, уплаченных сумм акцизного налога до приобретения спирта этилового, расходов спирта при транспортировке и в процессе производства готовой продукции.

Также определен порядок действия органов ГНС в случае, если по результатам проверки и полученной налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком действующего законодательства, а именно: подготовка обращения о предоставлении объяснения и документального подтверждения и заключения в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению документальной внеплановой проверки, утвержденными приказом № 213 (при непоступлении объяснений и документального подтверждения в течение 10 рабочих дней).

Особенности проведения камеральной проверки Расчета СРВСХ определены п. 4 Порядка № 333 и касаются прежде всего обработки имеющейся информации, а именно: реестров выданных и отмененных лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками, показателей другой налоговой отчетности (с целью выявления расхождений), сведений о применении налогоплательщиком схем уклонения от налогообложения или схем минимизации (при наличии), информации о наличии у субъектов хозяйствования, имеющих разветвленную сеть розничной торговли алкогольными напитками и пивом, и другой налоговой информации.

При непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой отчетности п. 5 Порядка № 333 определены особенности составления Акта о непредставлении (несвоевременном представлении) налоговой отчетности, которые заключаются в определении взаимодействия между подразделениями органа ГНС по обработке реестров представленной налоговой отчетности после их принятия и обработки.

Особенностями составления Акта о нарушении предельных сроков уплаты согласованных налоговых обязательств (п. 6 Порядка № 333) предусмотрено, что по истечении предельного срока уплаты согласованного налогового обязательства соответствующим подразделением органа ГНС анализируется полнота его уплаты и фиксируются нарушения при их наличии.