Єдиный налог
Тема: Единый налог

Упрощенная система налогообложения для юридических лиц

Начиная с 01.01.2012 г. упрощенная система налогообложения для субъектов хозяйствования — юридических лиц применяется в порядке, установленном Налоговым кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных законами от 04.11.2011 г. № 4014, от 24.05.2012 г. № 4834, от 05.07.2012 г. № 5083 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины .


Плательщики единого налога — юридические лица разделены на две группы в зависимости от среднеучетного количества работников и годового объема дохода:

  • четвертая группа — юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: среднеучетное количество работников не превышает 50 человек; объем дохода не превышает 5 000 000 грн.;
  • шестая группа — юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: среднеучетное количество работников не превышает 50 человек; объем дохода не превышает 20 000 000 грн.

При расчете среднеучетного количества работников применяется определение, установленное Налоговым кодексом.

Право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году имеют плательщики единого налога — юридические лица при условии непревышения в течение календарного года установленного объема дохода для соответствующей группы плательщиков единого налога — юридических лиц.

Не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствованияюридические лица, осуществляющие:

  • деятельность по организации, проведению азартных игр;
  • обмен иностранной валюты;
  • производство, экспорт, импорт, продажу подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л);
  • добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней);
  • добычу, реализацию полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения;
  • деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами, определенными Законом Украины «О страховании», сюрвейерами, аварийными комиссарами и аджастерами, определенными разделом III Налогового кодекса;
  • деятельность по управлению предприятиями;
  • деятельность по предоставлению услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, не подлежащей лицензированию);
  • деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
  • деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий.

Вместе с тем право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не распространяется на:

  • страховых (перестраховых) брокеров, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг;
  • субъектов хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%;
  • представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;
  • юридических лиц — нерезидентов;
  • субъектов хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Одним из главных условий нахождения на упрощенной системе налогообложения является то, что плательщики единого налога — юридические лица должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Ставки единого налога для четвертой и шестой групп плательщиков

Процентные ставки единого налога для четвертой группы плательщиков единого налога — юридических лиц установлены в следующих размерах:

  • 3% дохода — при уплате налога на добавленную стоимость согласно Налоговому кодексу;
  • 5% дохода — при включении НДС в состав единого налога.
  • Для плательщиков единого налога шестой группы:
  • 7% дохода — при уплате налога на добавленную стоимость согласно Налоговому кодексу;
  • 10% дохода — при включении налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Дополнительно установлены ставки единого налога в двойном размере для плательщиков четвертой (6 и 10%) и шестой групп (14 и 20%):

  • к сумме превышения объема дохода, допустимого для нахождения на соответствующей группе плательщиков единого налога — юридических лиц;
  • к доходу, полученному при применении иного способа расчетов, нежели в денежной форме;
  • к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, не дающих права применять упрощенную систему налогообложения.

В случае превышения объема дохода, определенного для соответствующей группы, плательщики четвертой группы в следующем налоговом (отчетном) квартале имеют право согласно поданному ими заявлению перейти на применение ставки единого налога, определенной для плательщиков налога шестой группы, или отказаться от применения упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом. Плательщики шестой группы обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных этим Кодексом.

Порядок и сроки уплаты единого налога юридическими лицами

Налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога четвертой и шестой групп является календарный квартал.

Единый налог уплачивается в местный бюджет по месту налогового адреса плательщика единого налога — юридического лица.

Налоговым адресом юридического лица является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины.

Плательщики единого налога четвертой и шестой групп уплачивают единый налог в течение 10 календарных дней по истечении предельного срока представления налоговой декларации за налоговый квартал.

Следует обратить внимание, что согласно Налоговому кодексу, если срок уплаты налога приходится на выходной, праздничный день, то срок уплаты налога не переносится.

Порядок определения дохода плательщиков единого налога — юридических лиц

Определение дохода осуществляется в целях обложения единым налогом и предоставления права юридическому лицу зарегистрироваться плательщиком единого налога и/или находиться на упрощенной системе налогообложения.

Доходом плательщика единого налогаюридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

В соответствии с Налоговым кодексом бесплатно полученными считаются товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога по письменным договорам дарения и другим письменным договорам, заключенным согласно законодательству, по которым не предусмотрена денежная или другая компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) либо их возврат, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком.

Датой получения дохода плательщика единого налогаюридического лица является:

  • дата поступления денежных средств плательщику в денежной (наличной или безналичной) форме;
  • дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг);
  • дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
  • дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом;
  • дата изъятия из торговых аппаратов и/или подобного оборудования денежной выручки (при осуществлении торговли товарами или услугами с использованием торговых автоматов либо другого подобного оборудования, не предусматривающего наличия регистратора расчетных операций);
  • дата продажи жетонов, карточек и/или других заменителей денежных знаков, выраженных в денежной единице Украины (при осуществлении торговли товарами (работами, услугами) через торговые автоматы с использованием жетонов, карточек и/или других заменителей денежных знаков).

При продаже основных средств юридическими лицами — плательщиками единого налога доход определяется как разность между суммой денежных средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, которая сложилась на день продажи.

В случае предоставления услуг, выполнения работ по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).

В состав дохода плательщика единого налогаюридического лица не включаются:

  • суммы налога на добавленную стоимость;
  • суммы денежных средств, полученных по внутренним расчетам между структурными подразделениями плательщика единого налога;
  • суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, и суммы кредитов;
  • суммы денежных средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда Украины и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в рамках государственных или местных программ;
  • суммы денежных средств (аванс, предоплата), возвращаемые покупателю товара (работ, услуг) — плательщику единого налога и/или возвращаемые плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит вследствие возврата товара, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате денежных средств;
  • суммы денежных средств, поступившие как оплата товаров (работ, услуг), реализованных в период уплаты других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоимость которых была включена в доход юридического лица при начислении налога на прибыль предприятий;
  • суммы налога на добавленную стоимость, поступившие в стоимости товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), отгруженных (поставленных) в период уплаты других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом;
  • суммы денежных средств и стоимость имущества, внесенные учредителями или участниками плательщика единого налога в уставный капитал такого плательщика;
  • суммы денежных средств в части излишне уплаченных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, которые возвращаются плательщику единого налога из бюджетов или государственных целевых фондов;
  • дивиденды, полученные плательщиком единого налога — юридическим лицом от других налогоплательщиков, облагаемые налогом в порядке, определенном разделами III и IV Налогового кодекса.

При этом во время определения объема дохода, который дает право субъекту хозяйствования зарегистрироваться плательщиком единого налога и/или находиться на упрощенной системе налогообложения в следующем налоговом (отчетном) периоде, не включается доход, полученный как компенсация (возмещение) по решению суда за любые предыдущие (отчетные) периоды.

Не являются доходом суммы налогов и сборов, удержанные (начисленные) плательщиком единого налога во время осуществления им функций налогового агента, а также суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные плательщиком единого налога в соответствии с законом.

Ведение учета и представление отчетности плательщиками единого налога — юридическими лицами

Плательщики единого налога четвертой и шестой групп используют данные упрощенного бухгалтерского учета по доходам и расходам.

Плательщики единого налога — юридические лица представляют в орган государственной налоговой службы по месту налогового адреса налоговую декларацию плательщика единого налога в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода — в течение 40 календарных дней по окончании отчетного квартала.

Налоговая декларация составляется нарастающим итогом. Уточняющая налоговая декларация представляется в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Форма налоговой декларации плательщика единого налога четвертой группы утверждена приказом № 1688.

В налоговой декларации отдельно отражают: объем дохода, облагаемого по соответствующей избранной ставке единого налога; объем дохода, облагаемого по соответствующей двойной ставке в случае превышения объема дохода.

Сумма превышения объема дохода отражается в налоговой декларации за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое превышение.

В случае применения иного способа расчетов, нежели в денежной форме (наличной и/или безналичной), осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения, плательщики единого налога — юридические лица в налоговой декларации дополнительно отражают отдельно доходы, полученные от осуществления таких операций.

Законами № 4834 и № 5083 предусмотрено внесение изменений в действующие нормы налоговой отчетности. ГНС Украины разработана унифицированная форма налоговой декларации для плательщиков единого налога — юридических лиц шестой группы и представлена на утверждение в Минфин Украины для дальнейшего согласования с органом, обеспечивающим государственную регуляторную политику и разрешительную систему в сфере хозяйственной деятельности.

Применение упрощенной системы налогообложения освобождает юридических лиц от уплаты ряда налогов и сборов, в частности:

  • налога на прибыль предприятий;
  • налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого юридическими лицами, которые избрали ставку единого налога в размере 3 или 7% согласно избранной ими группе;
  • земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности;
  • сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности;
  • сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Начисление, уплата и представление отчетности по налогам и сборам иным, нежели указаны выше, осуществляются плательщиками единого налога — юридическими лицами в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Украины налоги, сборы и таможенные платежи уплачиваются плательщиком единого налога — юридическим лицом на общих основаниях.

Избрание или переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования — юридическое лицо подает в орган государственной налоговой службы заявление, предусмотренное приказом № 1675.

В связи с введением шестой группы плательщиков единого налога — юридических лиц ГНС Украины вносятся изменения в форму заявления о применении упрощенной системы налогообложения.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования (новосозданные), которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей — шестой групп, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Юридическое лицо, являющееся плательщиком других налогов и сборов в соответствии с нормами Налогового кодекса, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Осуществить переход на упрощенную систему налогообложения можно один раз в течение календарного года.

Юридическое лицо, созданное в результате реорганизации (кроме преобразования) какого-либо плательщика налога, имеющего непогашенные налоговые обязательства или налоговый долг, которые возникли до такой реорганизации, может быть зарегистрировано в качестве плательщика единого налога четвертой или шестой группы с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором осуществлено погашение таких налоговых обязательств или налогового долга, путем подачи заявления не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала.

Переход на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен при условии, если в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, юридическим лицом соблюдены требования, установленные для соответствующей группы плательщиков единого налога.

К поданному заявлению прилагается расчет дохода за предыдущий календарный год, утвержденный приказом № 1675.

Порядок отказа от применения упрощенной системы налогообложения и перехода на уплату других налогов и сборов

Для отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования — юридическое лицо не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года) подает в орган государственной налоговой службы заявление.

Плательщики единого налогаюридические лица обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом, в следующих случаях и в сроки:

  • при превышении в течение календарного года установленного объема дохода плательщиками единого налога четвертой группы, которые использовали право на применение иной ставки, установленной для шестой группы, — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором произошло такое превышение;
  • при превышении в течение календарного года установленного объема дохода плательщиками единого налога шестой группы — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором произошло превышение;
  • при применении плательщиком единого налога — юридическим лицом иного способа расчетов, нежели в денежной форме, — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором допущен такой способ расчетов;
  • при осуществлении видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения, или несоответствии требованиям организационно-правовых форм хозяйствования — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности или произошло изменение организационно-правовой формы;
  • при превышении численности физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком единого налога, — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором допущено такое превышение;
  • при неуплате до истечения предельного срока погашения налогового долга, возникшего у плательщика единого налога в течение двух последовательных кварталов, — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором погашен такой налоговый долг.

Плательщики единого налога — юридические лица могут самостоятельно отказаться от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом (при условии отсутствия непогашенных налоговых обязательств либо налогового долга по единому налогу и/или другим налогам и сборам), с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором подано заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов.

Форма свидетельства плательщика единого налога и порядок выдачи свидетельства утверждены приказом № 1675.

Свидетельство плательщика единого налога выдается бессрочно исключительно субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу и не может передаваться для осуществления хозяйственной деятельности другим лицам.

Оригинал свидетельства хранится у плательщика единого налога и предъявляется работникам контролирующих органов, которым предоставлены соответствующие функциональные полномочия на проведение проверки. Копия свидетельства плательщика единого налога должна размещаться на рабочем месте наемного работника.

Свидетельство плательщика единого налога выдается органом государственной налоговой службы бесплатно в течение 10 календарных дней со дня подачи субъектом хозяйствования заявления.

Зарегистрированным в установленном законом порядке новосозданным юридическим лицам, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, свидетельство выдается в день получения органом государственной налоговой службы такого заявления.

В случае отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога — юридического лица орган государственной налоговой службы обязан предоставить в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован субъектом хозяйствования в установленном порядке.

Органом государственной налоговой службы может быть принято решение об отказе в выдаче юридическому лицу свидетельства плательщика единого налога. Основаниями для этого являются исключительно:

  • несоответствие такого субъекта хозяйствования требованиям, установленным для плательщиков единого налога — юридических лиц четвертой и шестой групп;
  • наличие у субъекта хозяйствования, создаваемого в результате реорганизации (кроме преобразования) какого-либо плательщика налога, непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, которые возникли до такой реорганизации;
  • несоблюдение требований пп. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса, а именно: субъект хозяйствования, являющийся плательщиком других налогов и сборов в соответствии с нормами этого Кодекса, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года.

В свидетельстве плательщика единого налогаюридического лица указываются следующие сведения:

  • наименование субъекта хозяйствования, код по ЕГРПОУ;
  • данные документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица;
  • налоговый адрес субъекта хозяйствования — юридического лица;
  • место осуществления хозяйственной деятельности;
  • дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • ставка единого налога согласно избранной группе;
  • дата выписки свидетельства.

При необходимости в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога в день подачи плательщиком заявления органом государственной налоговой службы вносятся изменения о:

  • наименовании субъекта хозяйствования — юридического лица;
  • налоговом адресе субъекта хозяйствования — юридического лица;
  • месте осуществления хозяйственной деятельности.

По желанию плательщика единого налога при наличии вышеуказанных изменений ранее выданное свидетельство может быть заменено и получено новое свидетельство в порядке, определенном Налоговым кодексом.

До получения нового свидетельства плательщик единого налога — юридическое лицо осуществляет хозяйственную деятельность на основании ранее выданного свидетельства, которое возвращается органу государственной налоговой службы в день получения нового свидетельства.

В случае утери или повреждения свидетельства плательщика единого налога такому плательщику выдается дубликат свидетельства в порядке, установленном для выдачи свидетельства плательщика единого налога.

Аннулирование свидетельства плательщика единого налога — юридического лица

Свидетельство плательщика единого налога — юридического лица аннулируется по решению органа государственной налоговой службы в случаях и в сроки:

  • подачи плательщиком единого налога заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом, — в последний день календарного квартала, в котором подано заявление о таком отказе;
  • прекращения юридического лица (кроме преобразования) — в день получения органом государственной налоговой службы от государственного регистратора уведомления о проведении государственной регистрации такого прекращения;
  • неуплаты в течение двух последовательных кварталов в порядке, установленном Налоговым кодексом, налогового долга, возникшего у плательщика единого налога, — в последний день календарного месяца, в котором истек предельный срок погашения налогового долга;
  • осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения, или несоответствия требованиям организационно-правовых форм хозяйствования — в последний день налогового (отчетного) периода, в котором осуществлялись такие виды деятельности или произошло изменение организационно-правовой формы;
  • превышения численности физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком единого налога, — в последний день налогового (отчетного) периода, в котором допущено такое превышение;
  • превышения в течение налогового (отчетного) квартала (календарного года) объема дохода, который дает право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом (отчетном) квартале (календарном году), — в последний день налогового (отчетного) периода, в котором произошло такое превышение;
  • применения плательщиком единого налога иного способа расчетов, нежели в денежной форме, — в последний день налогового (отчетного) периода, в котором допущен такой способ расчетов.

Аннулированное свидетельство плательщика единого налога подлежит возврату в выдавший его орган государственной налоговой службы в течение 10 дней со дня аннулирования.

При выявлении органами государственной налоговой службы во время проведения проверок нарушений плательщиком единого налога — юридическим лицом установленных требований свидетельство аннулируется по решению органа государственной налоговой службы на основании акта проверки.

Законодательством предусмотрено, что с 01.07.2012 г. штрафные санкции к плательщикам единого налога за нарушение в 2012 г. порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм единого налога плательщиками не применяются.

В таблице представим основные положения применения упрощенной системы налогообложения для юридических лиц.

 


п/п

Критерии

Группы плательщиков единого налога юридических лиц

четвертая

шестая

1

2

3

4

1

Объем дохода за календарный год, дающий право на применение упрощенной системы

5 000 000 грн.

20 000 000 грн.

2

Использование труда наемных работников

Среднеучетное количество работников не превышает 50 человек

3

Осуществляемые виды деятельности

Кроме тех, на которые не распространяется упрощенная система

4

Виды деятельности, на которые не распространяется упрощенная система

Деятельность по организации, проведению азартных игр;
обмен иностранной валюты;
производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 л);
добыча, производство, реализация драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней);
добыча, реализация полезных ископаемых, кроме реализации полезных ископаемых местного значения;
деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами, определенными Законом о страховании, сюрвейерами, аварийными комиссарами и аджастерами, определенными разделом III Налогового кодекса;
деятельность по управлению предприятиями;
деятельность по предоставлению услуг почты (кроме курьерской деятельности) и связи (кроме деятельности, не подлежащей лицензированию);
деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;
деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий.
страховые (перестраховые) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг;
субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%;
представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, которое не является плательщиком единого налога;
юридические лица — нерезиденты; субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, возникшего вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств)

5

Форма расчетов за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги)

Исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной)

6

Ставки налога

3% дохода — при уплате НДС согласно Налоговому кодексу;
5% дохода — при включении НДС в состав единого налога

7% дохода — при уплате НДС согласно Налоговому кодексу;
10% дохода — при включении НДС в состав единого налога

7

Повышенные ставки налога

6 или 10%

14 или 20%

8

Условия применения повышенных ставок

К сумме превышения объема дохода, предусмотренного для четвертой и шестой групп плательщиков единого налога;
к доходу, полученному при применении иного способа расчетов, кроме денежного;
к доходу, полученному от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения

9

Отчетный период

Квартал

10

Способ платы единого налога по месту налогового адреса

В течение 10 календарных дней после предельного срока представления налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал

11

Ведение учета и составление отчетности плательщиками единого налога

Ведение учета по данным упрощенного бухгалтерского учета по доходам и расходам

12

Применение РРО

Да

13

Освобождение от уплаты налогов и сборов

Налога на прибыль предприятий;
налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого юридическими лицами, которые избрали соответствующую ставку единого налога, определенную Налоговым кодексом;
земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности;
сбора за проведение некоторых видов предпринимательской деятельности;
сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

14

Действия при превышении максимальной величины дохода

К сумме превышения применяют двойной размер ставок (6 или 10%) и в следующем налоговом (отчетном) квартале есть право по поданному заявлению перейти на применение ставки единого налога, определенной для плательщиков налога шестой группы, или отказаться от применения упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом

К сумме превышения применяют двойной размер ставок (14 или 20%) с обязательным переходом со следующего налогового (отчетного) периода на уплату других налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом

15

Переход на упрощенную систему налогообложения

Путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего налогового (отчетного) периода

16

Срок действия свидетельства плательщика единого налога

Бессрочно

17

Отказ от упрощенной системы налогообложения

Путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового налогового (отчетного) периода

 

Актуальные вопросы плательщиков единого налога — юридических лиц

Включаются ли в доход плательщика единого налога проценты, полученные от банка за пользование денежными средствами на счете (депозитном, текущем)?


В соответствии с пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

Проценты — это доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок денежных средств или имущества. В проценты включается, в частности, платеж за использование денежных средств, привлеченных в депозит (пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Депозит (вклад) — это денежные средства, предоставляемые физическими или юридическими лицами в управление резиденту, определенному финансовой организацией согласно законодательству Украины, или нерезиденту на срок либо по требованию и под процент на условиях выдачи по первому требованию или возврата по истечении установленного договором срока (пп. 14.1.44 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

По договору банковского счета, заключенному с юридическим или физическим лицом, банк обязуется принимать и зачислять на счет денежные средства или банковские металлы, которые ему поступают, выполнять распоряжение собственника счета о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. За пользование денежными средствами, которые учитываются на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет, если иное не установлено договором банковского счета или законом (п. 2.5 Положения № 516).

Таким образом, проценты, полученные от банка за пользование денежными средствами на счете (как депозитном, так и текущем), включаются в доход юридического лицаплательщика единого налога.

 

Как определяется доход юридического лица — плательщика единого налога, осуществляющего комиссионную торговлю?


В соответствии с пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

Согласно п. 292.4 этой статьи в случае предоставления услуг, выполнения работ по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).

Статьей 1000 Гражданского кодекса определено, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от лица и за счет второй стороны (доверителя) определенные юридические действия. Сделка, совершенная поверенным, создает, изменяет, прекращает гражданские права и обязанности доверителя.

В соответствии со ст. 1002 Гражданского кодекса поверенный имеет право на плату за выполнение своих обязательств по договору поручения, если иное не установлено договором или законом. Если в договоре поручения не определен размер платы поверенному или порядок ее выплаты, она выплачивается после выполнения поручения в соответствии с обычными ценами на такие услуги. По договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 929 вышеуказанного Кодекса).

В ст. 295 Хозяйственного кодекса отмечено, что коммерческое посредничество (агентская деятельность) является предпринимательской деятельностью, которая состоит в предоставлении коммерческим агентом услуг субъектам хозяйствования при осуществлении ими хозяйственной деятельности путем посредничества от имени, в интересах, под контролем и за счет субъекта, которого он представляет.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению второй стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 1011 Гражданского кодекса). Комитент должен выплатить комиссионеру плату в размере и порядке, которые установлены в договоре комиссии (п. 1 ст. 1013 Гражданского кодекса). То есть особенностью договоров комиссии, как и договоров поручения, транспортного экспедирования, агентских договоров является то, что по ним право собственности на товар или услугу не переходит к комиссионеру (поверенному). За посреднические услуги комиссионер (поверенный) получает вознаграждение от комитента (доверителя), которое и является его доходом.

Таким образом, с целью определения права нахождения на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и исчисления суммы единого налога доходом юридического лица — плательщика единого налога, осуществляющего комиссионную торговлю, является сумма полученного вознаграждения.

Кроме того, общая сумма дохода предприятия определяется в соответствии с требованиями ПБУ 15, согласно п. 2 которого нормы этого ПБУ применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от форм собственности (кроме бюджетных учреждений и предприятий, которые согласно законодательству составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности).

В соответствии с пп. 6.2 п. 6 ПБУ 15 не признаются доходами поступления от других лиц, в частности сумма поступлений по договору комиссии, агентским и другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и т. п.

Учитывая вышеуказанное, в целях определения права нахождения на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и исчисления суммы единого налога доходом юридического лицаплательщика единого налога, осуществляющего комиссионную торговлю, является сумма полученного вознаграждения.

 

Как осуществляется переход на уплату других налогов, сборов в случае внесения изменений в уставный фонд юридического лица — плательщика единого налога, вследствие которых юридическое лицо утрачивает право быть плательщиком единого налога?


Согласно пп. 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%.

Юридические лица — плательщики единого налога в соответствии с частью пятой пп. 298.2.3 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных этим Кодексом, в частности, в случае несоответствия требованиям организационно-правовых форм хозяйствования — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором произошло изменение организационно-правовой формы.

Таким образом, юридические лицаплательщики единого налога, у которых произошло перераспределение долей уставного капитала таким образом, что 25% или больше уставного фонда принадлежат юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, обязаны перейти на уплату других налогов и сборов с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором произошли такие изменения.

Для отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года) подает в орган ГНС заявление (пп. 298.2.1 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса).

 

Включается ли в налогооблагаемый доход юридического лица — плательщика единого налога стоимость имущества и денежных средств, внесенных в уставный фонд учредителями и не возвращенных им при ликвидации?


Согласно пп. 8 п. 292.11 ст. 292 Налогового кодекса в состав дохода плательщика единого налога, определенного этим Кодексом, не включаются суммы денежных средств и стоимость имущества, внесенные учредителями или участниками плательщика единого налога в уставный капитал такого плательщика.

В соответствии с порядком ликвидации юридического лица, установленного ст. 111 Гражданского кодекса, ликвидационная комиссия (ликвидатор) по истечении срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который включает сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление органам государственной налоговой службы.

Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (в том числе по налогам, сборам, единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и другим денежным средствам, подлежащим уплате в государственный или местный бюджет, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования), передается участникам юридического лица, если иное не установлено учредительными документами юридического лица или законом.

Следовательно, в ликвидационном балансе, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, отражаются результаты принятых решений о взыскании долгов, распределении активов, собственного капитала и погашения (списания) обязательств, что должно привести к отсутствию активов, собственного капитала и обязательств ликвидированного предприятия на заключительную дату составления ликвидационного баланса.

Если при ликвидации субъекта хозяйствования после удовлетворения всех требований кредиторов отсутствуют активы (собственный капитал), подтверждающие данные ликвидационного баланса такого субъекта, то возможности возврата учредителям принадлежащей им доли имущества и денежных средств, внесенных ими в уставный капитал, нет. То есть в случае невозврата учредителям принадлежащих им взносов при ликвидации в связи с отсутствием активов после удовлетворения требований кредиторов доход у юридического лица — плательщика единого налога не возникает.

 

Как юридическим лицом — плательщиком единого налога облагается возвратная финансовая помощь, полученная до 01.01.2012 г., которая не была включена в базу обложения единым налогом в период ее получения и после 01.01.2012 г. не возвращена?


Согласно пп. 3 п. 292.11 ст. 292 Налогового кодекса с 01.01.2012 г. в состав дохода не включаются суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения.

В соответствии с требованиями Указа об упрощенной системе, действовавшего до 01.01.2012 г., базой обложения единым налогом является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет и/или в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

То есть до 01.01.2012 г. юридическое лицо — плательщик единого налога с целью обложения единым налогом должно учитывать все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от другой реализации, в том числе полученную возвратную финансовую помощь.

Пунктом 50.1 ст. 50 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных этой статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не представлять такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

Налогоплательщик, самостоятельно выявляющий факт занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов, обязан, за исключением случаев, установленных п. 50.2 ст. 50 Налогового кодекса (налогоплательщик во время проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок не имеет права представлять уточняющие расчеты к представленным им ранее налоговым декларациям за любой отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом):

или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3% такой суммы до представления такого уточняющего расчета;

или отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, представляемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5% такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

Таким образом, полученная юридическим лицомплательщиком единого налога до 01.01.2012 г. сумма возвратной финансовой помощи, которая не была включена в базу обложения единым налогом в период ее получения и после 01.01.2012 г. не возвращена, облагается по ставкам единого налога, действовавшим на дату ее получения (до 01.01.2012 г.). Такая сумма полученной возвратной финансовой помощи должна быть включена юридическим лицомплательщиком единого налога в базу обложения единым налогом в том отчетном периоде, в котором она была получена, путем представления уточняющей налоговой декларации плательщика единого налогаюридического лица или уточнения в составе отчетной (новой отчетной) налоговой декларации.

 

За какой период определяется объем дохода, дающий право юридическому лицу перейти на упрощенную систему налогообложения в течение календарного года?


Юридические лица любой организационно-правовой формы имеют право применять упрощенную систему налогообложения, если в течение календарного года соответствуют критериям, определенным в подпунктах 4 и 6 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса.

Право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году имеют плательщики единого налога при условии непревышения в течение календарного года объема дохода, установленного для соответствующей группы плательщиков единого налога (п. 292.16 ст. 292 этого Кодекса).

Согласно пп. 298.1.4 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса субъект хозяйствования, который является плательщиком других -налогов и сборов в соответствии с нормами этого Кодекса, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15  календарных дней до начала следующего календарного квартала.

К поданному заявлению прилагается расчет дохода за предыдущий календарный год, который определяется с соблюдением требований, установленных главой 1 раздела ХІV Налогового кодекса.

Следовательно, объем дохода, дающего право юридическому лицу перейти на упрощенную систему налогообложения в течение календарного года, определяется за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году перехода на упрощенную систему налогообложения.

 

Как определяется юридическим лицом — плательщиком единого налога доход при бесплатном получении товаров (работ, услуг)?


В соответствии с пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг) (п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса).

Согласно п. 44.2 ст. 44 этого Кодекса плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным в подпунктах 4 и 6 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц — плательщиков единого налога предусматривает составление финансовой отчетности в соответствии с ПБУ 25, согласно п. 8 которого субъекты малого предпринимательства, которые имеют право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса.

Стоимость товаров, работ, услуг, бесплатно полученных плательщиком налога в отчетном периоде, учитывается в составе дохода такого плательщика на уровне не ниже обычной цены (пп. 135.5.4 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса).

Обычная цена — это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено Налоговым кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен (пп. 14.1.71 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса). Методы определения и порядок применения обычной цены установлены ст. 39 Налогового кодекса.

Следует отметить, что согласно п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса ст. 39 вступает в силу 01.01.2013 г.

Таким образом, юридические лицаплательщики единого налога включают в состав доходов стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг), определенную на уровне не ниже обычной цены на дату подписания акта приемки-передачи указанных товаров (работ, услуг). При этом обычные цены до 01.01.2013 г. определяются в порядке, предусмотренном п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли, а с 01.01.2013 г.по правилам, определенным ст. 39 Налогового кодекса.

 

Как облагается юридическим лицом — плательщиком единого налога доход, полученный в 2012 г. за предоставленные в 2011 г. услуги, которые с 01.01.2012 г. плательщики единого налога не имеют права предоставлять, и может ли такое юридическое лицо дальше быть плательщиком единого налога?


В соответствии с требованиями Указа об упрощенной системе, который действовал до 01.01.2012 г., базой обложения единым налогом является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет и/или в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

То есть до 01.01.2012 г. юридическое лицо — плательщик единого налога с целью обложения единым налогом должно было учитывать все поступления, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг).

Согласно пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг). Для плательщика единого налога четвертой и шестой групп датой получения дохода является дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Для плательщика единого налога четвертой и шестой групп датой получения дохода также является дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом (п. 292.6 ст. 292).

Пунктом 291.5 ст. 291 этого Кодекса установлен перечень видов деятельности, которые не могут осуществлять плательщики единого налога, а п. 293.3 ст. 293 определены размеры процентных ставок единого налога для четвертой и шестой групп плательщиков единого налога — юридических лиц.

Таким образом, сумма денежных средств, поступившая в 2012 г. в качестве оплаты за предоставленные в 2011 г. услуги, которые с 01.01.2012 г. плательщик единого налога не имеет права предоставлять, включается в доход юридическим лицомплательщиком единого налога в том отчетном периоде, в котором она фактически поступила на текущий счет (в кассу), и облагается единым налогом по избранной юридическим лицом в 2012 г. ставке единого налога, установленной для соответствующей группы.

При этом юридическое лицо — плательщик единого налога, получившее в 2012 г. сумму денежных средств за предоставленные в 2011 г. услуги, которые с 01.01.2012 г. плательщик единого налога не имеет права предоставлять, может в дальнейшем находиться на упрощенной системе налогообложения при условии, что такие услуги с 01.01.2012 г. уже не предоставляются.

 

Имеют ли право юридические лица — плательщики единого налога осуществлять бартерные операции (взаимозачет задолженностей)?


В соответствии с п. 291.6 ст. 291 Налогового кодекса плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

Бартерная (товарообменная) операция — это хозяйственная операция, предусматривающая проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора (пп. 14.1.10 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Следовательно, юридические лицаплательщики единого налога не имеют права осуществлять бартерные операции, в том числе погашать задолженность за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги), другим способом, нежели денежным.

 

Каким образом юридическим лицом — плательщиком единого налога облагаются операции от продажи ценных бумаг?


Плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным в подпунктах 4 и 6 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики (п. 44.2 ст. 44 Налогового кодекса).

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц — плательщиков единого налога предусматривает составление финансовой отчетности в соответствии с ПБУ 25, согласно п. 8 которого субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса и относят суммы, которые не признаются этим Кодексом расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения.

Налогообложение операций по торговле ценными бумагами определено п. 153.8 ст. 153 Налогового кодекса.

Если в течение отчетного периода доходы от продажи (обмена, выкупа эмитентом, погашения или других способов отчуждения) каждого из отдельных видов ценных бумаг и иных, нежели ценные бумаги, корпоративных прав, полученные (начисленные) плательщиком налога, превышают расходы, понесенные (начисленные) плательщиком вследствие приобретения ценных бумаг или иных, нежели ценные бумаги, корпоративных прав этого же вида в течение такого отчетного периода (с учетом отрицательного финансового результата от операций с ценными бумагами или иными, нежели ценные бумаги, корпоративными правами этого же вида прошедших периодов), прибыль включается в состав доходов такого плательщика налога по результатам такого отчетного периода.

Таким образом, единым налогом облагается доход в виде положительной разности между полученным юридическим лицомплательщиком единого налога доходом от продажи отдельного вида ценной бумаги и понесенными (начисленными) таким плательщиком расходами вследствие приобретения такого вида ценной бумаги.

 

Каков срок подачи юридическим лицом — плательщиком единого налога заявления в налоговый орган для внесения в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога изменений относительно видов деятельности?


В соответствии с пп. 298.3.1 п. 298.3 ст. 298 Налогового кодекса в заявление о применении упрощенной системы налогообложения включаются сведения (при наличии), в частности, об изменении видов хозяйственной деятельности.

Кроме того, в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога в день подачи плательщиком единого налога заявления органом государственной налоговой службы вносятся изменения относительно видов хозяйственной деятельности (пп. 4 п. 299.12 ст. 299 этого Кодекса).

При изменении налогового адреса субъекта хозяйствования, места осуществления хозяйственной деятельности заявление подается юридическим лицом — плательщиком единого налога вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период, в котором произошли такие изменения (п. 298.6 ст. 298 Налогового кодекса).

То есть нормами Кодекса не определен конкретный срок подачи заявления о внесении изменений в виды деятельности непосредственно юридическим лицом — плательщиком единого налога.

Учитывая вышеизложенное, если юридическое лицоплательщик единого налога желает внести изменения в ранее выданное свидетельство плательщика единого налога в части видов хозяйственной деятельности, то оно подает заявление, кроме случаев, когда планируемый вид деятельности относится к видам деятельности, которые не дают права юридическому лицу применять упрощенную систему налогообложения и являются основанием для аннулирования свидетельства плательщика единого налога.

При этом решение о сроках подачи указанного заявления принимается юридическим лицом — плательщиком единого налога самостоятельно.

 

Может ли коммунальное предприятие избрать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (в том числе когда уставный фонд не сформирован или отсутствует)?


В соответствии с п. 291.3 ст. 291 Налогового кодекса юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям и регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определенном главой 1 раздела ХІV Налогового кодекса.

Вместе с тем пп. 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса предусмотрено, что не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%.

До момента вступления в силу Хозяйственного кодекса (до 01.01.2004 г.) юридические лица могли создаваться в соответствии с действующим законодательством с формированием уставного фонда или без его формирования. То есть у субъектов хозяйствования, у которых уставный фонд не сформирован (не предусмотрен), долю учредителей (участников) в уставном фонде определить невозможно.

В случае если учредителями субъекта хозяйствования принято решение (до 01.01.2004 г.) не формировать (не создавать) уставный фонд, на него не распространяется ограничение относительно доли учредителей в уставном фонде такого субъекта хозяйствования, поскольку нет возможности проверить выполнение требований пп. 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса.

При этом субъект хозяйствования, у которого уставный фонд не сформирован и который имеет одного учредителя — юридическое лицо, не являющегося плательщиком единого налога, не может применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В соответствии со статьями 63, 78 Хозяйственного кодекса коммунальное предприятие — это предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной общины, создается органом, являющимся представителем собственника — соответствующей территориальной общины и выполняет его функции и имущество которого закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Следовательно, единственным учредителем (участником) коммунального предприятия является территориальная община в лице уполномоченного органа.

Таким образом, поскольку единственным учредителем коммунального предприятия является уполномоченный орган, не являющийся плательщиком единого налога, упрощенная система налогообложения не может распространяться на предприятия коммунальной формы собственности.

 

Необходимо ли представлять приложение «Розрахунок податкового зобов'язання єдиного податку за минулий період, що уточнюється» к налоговой декларации плательщика единого налога — юридического лица, если такой плательщик не осуществляет исправление ошибок и уточнение показателей сумм единого налога за прошедшие налоговые (отчетные) периоды?


Форма налоговой декларации плательщика единого налога — юридического лица, который относится к четвертой группе, утверждена приказом № 1688.

Введение шестой группы плательщиков единого налога — юридических лиц требует внесения изменений в действующие нормы налоговой отчетности.

Департаментом налогообложения юридических лиц разработана унифицированная форма налоговой декларации для плательщиков единого налога — юридических лиц шестой группы и представлена на утверждение в Минфин Украины для дальнейшего согласования с органом, обеспечивающим государственную регуляторную политику и разрешительную систему в сфере хозяйственной деятельности.

К налоговой декларации прилагается приложение «Розрахунок податкового зобов'язання єдиного податку за минулий період, що уточнюється», которое является ее неотъемлемой частью и заполняется при уточнении показателей ранее представленной налоговой декларации в составе отчетной или отчетной новой налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены плательщиком налога.

Если юридическое лицо — плательщик единого налога не осуществляет исправление ошибок и уточнение показателей сумм единого налога за прошедшие налоговые (отчетные) периоды, то указанное приложение к налоговой декларации не прилагается, а в соответствующих строках налоговой декларации ставится прочерк.

 

Может ли обособленное подразделение юридического лица, которое является плательщиком единого налога, быть плательщиком других налогов и сборов?


Согласно п. 291.3 ст. 291 Налогового кодекса юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям и регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определенном главой 1 раздела ХІV Налогового кодекса.

Не могут быть плательщиками единого налога представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, которое не является плательщиком единого налога (пп. 291.5.6 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса).

В соответствии с пп. 2 п. 292.1 ст. 292 этого Кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

Таким образом, плательщик единого налогаюридическое лицо в налоговой декларации отражает объем дохода и среднеучетное количество работников в целом с учетом обособленных подразделений юридического лица.

Следовательно, обособленное подразделение юридического лица, которое является плательщиком единого налога, не может быть плательщиком других налогов и сборов.

 

Осуществляет ли юридическое лицо — плательщик единого налога начисление сумм условных процентов на сумму возвратной финансовой помощи, которая не возвращена на конец отчетного периода, с целью включения этих сумм в состав дохода плательщика единого налога?


Согласно пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

В состав дохода не включаются суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, и суммы кредитов (пп.  3 п. 292.11 ст. 292 этого Кодекса).

Возвратная финансовая помощь — сумма денежных средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в виде платы за пользование такими денежными средствами, и является обязательной к возврату (пп.  14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Следовательно, Налоговым кодексом не предусмотрено начисление юридическим лицомплательщиком единого налога сумм условных процентов на сумму возвратной финансовой помощи, которая не возвращена на конец отчетного периода, с целью включения этих сумм в состав дохода юридического лицаплательщика единого налога.

 

Может ли предприятие государственной собственности быть плательщиком единого налога?


Согласно п. 291.3 ст. 291 Налогового кодекса юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям и регистрируется плательщиком единого налога в порядке, определенном главой 1 раздела ХІV Налогового кодекса.

Вместе с тем пп. 291.5.5 п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса предусмотрено, что не могут быть плательщиками единого налога субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равна или превышает 25%.

Согласно статьям 63 и 73 Хозяйственного кодекса государственное предприятие — это предприятие, которое действует на основе государственной собственности, создается органом государственной власти в распорядительном порядке на базе обособленной части государственной собственности, как правило, без деления ее на доли и входит в сферу его управления. Имущество государственного предприятия находится в государственной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования (ст. 8 Хозяйственного кодекса).

Следовательно, единственным учредителем (участником) государственного предприятия является государство в лице уполномоченного органа.

Таким образом, государственное предприятие не может быть плательщиком единого налога, поскольку его учредителем является орган государственной власти, не являющийся субъектом хозяйствования.

 

Как определяется доход юридического лица — плательщика единого налога от продажи иностранной валюты, полученной от осуществления операций по экспорту товаров (работ, услуг)?


В соответствии с пп. 2 п. 292.1 ст. 292 Налогового кодекса доходом плательщика единого налога для юридического лица являются любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной), сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, и стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг) в материальной или нематериальной форме.

Доход, выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Нацбанком Украины на дату получения такого дохода (п. 292.5 ст. 292 Налогового кодекса).

Согласно п. 44.2 ст. 44 Налогового кодекса плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным в подпунктах 4 и 6 п. 291.4 ст. 291 этого Кодекса, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для юридических лиц — плательщиков единого налога предусматривает составление финансовой отчетности в соответствии с ПБУ 25, согласно п. 8 которого субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса.

Согласно п. 4 ПБУ 21 курсовая разница — разница между оценками одинакового количества единиц иностранной валюты при разных валютных курсах. Монетарные статьи — статьи баланса о денежных средствах, а также о таких активах и обязательствах, которые будут получены либо уплачены в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквивалентов.

Монетарные статьи в иностранной валюте отражаются с использованием валютного курса на каждую дату баланса (п. 7 ПБУ 21).

В соответствии с п. 8 этого ПБУ определение курсовых разниц по монетарным статьям в иностранной валюте проводится на дату осуществления хозяйственной операции и на дату баланса. Курсовые разницы от пересчета денежных средств в иностранной валюте и других монетарных статей об операционной деятельности отражаются в составе других операционных доходов (расходов).

Учитывая вышеуказанное, доход, полученный от осуществления операций по экспорту товаров (работ, услуг), выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Нацбанком Украины на дату получения такого дохода. При этом учитывается сумма положительной курсовой разницы от продажи такой валюты. При образовании отрицательной курсовой разницы от продажи валюты ее величина не уменьшает базу обложения единым налогом.

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42