Другие налоги
Тема: Международный опыт

Фискальный федерализм как паритет интересов

Проблема оптимизации отношений между бюджетами разных уровней в подавляющем большинстве стран достаточно остра. Эксперты относят этот вопрос к категории вечных. Дескать, пока существует такая форма организации общества, как государство, до тех пор будут существовать и разногласия между центром и провинциями. Собственно, вопрос заключается в том, чтобы свести эти разногласия к минимуму. Крайне поучителен и показателен в этом плане опыт развитых стран. Примером непростого, но успешного решения проблем межбюджетных отношений является Канада, где господствует фискальный федерализм. За минувшее десятилетие после непродолжительного периода спада экономика этой страны растет стремительными темпами. Здесь зафиксирован сравнительно низкий уровень безработицы и достаточно крупные суммы денежных средств доходной части федерального бюджета.


Услуги по  единым стандартам

В Канаде самый высокий в мире уровень жизни населения, бездефицитный за последние годы государственный бюджет и вместе с тем самый большой среди развитых стран Запада внешний долг (40% ВВП). С середины 90-х годов прошлого века правительство страны демонстрирует положительный баланс федерального бюджета и последовательно выплачивает государственный долг.

Канада — децентрализованное государство, где несмотря на сильное влияние федеральных органов власти провинции играют важную роль в ключевых отраслях национальной экономики и социального развития, имея широкие полномочия в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальные программы по страхованию. Децентрализация способствует адаптации социальной политики к местным потребностям, вместе с тем обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при разных уровнях налогообложения.

Путем соглашений и компромиссов

Согласно Конституции 1867 г. (British North America Act) с поправками в форме Конституционного акта (1982 г.) Канада является федеративным государством с элементами конфедерации, что обусловливает сложную систему фискального федерализма — межбюджетных отношений по распределению налогов и расходов, которые регламентируются на основе разграничений полномочий по схеме центр — провинции, провинции — муниципалитеты и соглашений между ними.

Именно эти межбюджетные отношения являются источником серьезных разногласий, вызванных неравными финансовыми возможностями провинций, а также соперничеством между федеральным центром и провинциями за источники доходов.

Фискальный федерализм в Канаде — это сложный, периодически изменяемый комплекс межбюджетных отношений на основе компромиссного распределения полномочий между федеральным центром и провинциями, включающий закрепленные за определенными звеньями бюджетной системы налоги, федерально-провинциальные налоговые соглашения в форме долевого участия в доходах от отдельных налогов («налоговые пункты»), систему федеральных трансфертов провинциям и совместное финансирование общегосударственных программ.

Например, только в течение 1941 — 1990 гг. между федеральным правительством и провинциями было заключено 9 соглашений, условия которых постоянно изменялись в связи с финансовой автономией провинций и ассиметричностью канадского федерального устройства. Таким образом правительство старалось переложить политическую ответственность за повышение налогов на провинции, акцентируя на том, что финансовая автономия полномочий по налогообложению не подрывает, а укрепляет федерацию. В наибольшей степени этой возможностью воспользовался франкоязычный Квебек. В настоящее время соглашения о распределении налогов с каждой из провинций заключаются отдельно и на особых условиях.

Для развития регионов

Основную часть поступлений в бюджет составляют поступления подоходного налога, доля которого постоянно увеличивается, а также косвенные налоги. Существенными являются и поступления в федеральный бюджет от налога на доход корпораций, налога на товары и услуги, налога на прирост рыночной стоимости активов, налога на доходы физических лиц, налога с продажи.

Налог на доход корпораций, являющийся провинциально-федеральным, взимается с чистого дохода (прибыли) по пропорциональным дифференцированным в провинциях ставкам в пределах от 14 до 17%. При этом Квебек применяет трехступенчатую структуру ставок: 3% — на малый бизнес; 5,5% — на предприятия в отраслях производства, переработки, строительства, добычи природных ресурсов; 13% — на доходы других корпораций.

Ставки налога на доходы корпораций дифференцированы в зависимости от статуса и категории плательщика. Федеральная ставка этого налога — 28% чистого дохода (прибыли); ставка для производственных предприятий — 24%; для мелких корпораций, находящихся в собственности канадцев, — 12%. Ставки налога зависят от типа предприятия и колеблются в пределах от 0,3 до 0,5% стоимости капитала. Крупные корпорации уплачивают дополнительный налог в размере 0,175% стоимости капитала, состоящего из простых акций, займов, облигаций, векселей, закладных.

Этот налог уплачивается ежемесячно. Канадское правительство использует режим налогообложения дохода корпораций в качестве средства фискальной политики стимулирования инвестиций, занятости, развития регионов с помощью таких мер, как инвестиционный налоговый кредит, налоговый кредит на расходы научно-исследовательского характера, ускоренное списание амортизации, льготы на истощение недр, налоговые льготы для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной, аэрокосмической отраслях промышленности.

Стимул к гармонизации

По ставке 7% в Канаде взимается налог на товары и услуги (GST). Это своеобразный аналог налога на добавленную стоимость, введенный в стране в 1991 г., который распространяется на все товары и услуги, за исключением не облагаемых налогом (нулевая ставка) и освобожденных от налогообложения.

В стоимости товаров, покупаемых гражданами, 15% составляет налог на товары и услуги, 7% из которых направляется в федеральный, а 8% — в провинциальный бюджет.

Собственно, введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно вызвало и определенные сложности. Дело в том, что этот налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, доставляя немало неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога по разным базам и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. Вместе с тем это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.

При покупке тех товаров и услуг, на которые установлен налог GST, его уплачивают все без исключения потребители. Однако если вы прибыли в Канаду на срок до трех месяцев и после визита возвращаетесь на постоянное место жительства, то при определенных условиях есть возможность вернуть денежные средства, израсходованные на уплату налога на товары и услуги. Это осуществляется согласно программе возврата налогов (Tax Refund Program).

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42