Статьи

Вкус контрафакта

Каждый взрослый украинец за прошлый год употребил в среднем до 7,7 л алкогольных напитков. Такова официальная статистика Минфина Украины.

Впрочем, эти данные рассчитаны на основании объемов официально проданного спиртного и, разумеется, не касаются напитков, изготовленных и реализованных нелегальным путем. Причем, как свидетельствует опыт многих стран, есть прямая зависимость между объемами потребления алкоголя и размерами доходов граждан. Таким образом, принимая во внимание невысокие стандарты жизни отечественных потребителей, совсем не удивительно, что большинство из них предпочитает более дешевые напитки, иногда подвергая себя смертельной опасности. Как распознать недоброкачественный продукт, чтобы праздничное застолье или невинная дегустация любимого напитка не привела человека на реанимационную койку? К сожалению, этот вопрос не теряет актуальности. Ведь проверки, проведенные органами налоговой службы, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в сфере производства и реализации алкоголя и табака.


«Огненная вода» и закон

Борьба любого государства с алкогольным фальсификатом имеет давние традиции, ведь «огненную воду», по свидетельствам исследователей этой животрепещущей проблемы, начали подделывать уже через десятилетие — полтора после ее изобретения. В разных государствах и в разные времена появлялись и исчезали всевозможные методы, сдерживающие потребление алкоголя, — от «сухого закона» до высокой цены, ограничения продажи, полного запрета самогоноварения, ограничения мест потребления алкоголя и т. п. Собственно, и акцизное налогообложение исторически было призвано сдерживать потребление социально вредных товаров, таких как алкоголь и табак.

В  развитых западных государствах действуют очень жесткие контроль и ограничения в сфере производства и продажи подакцизных товаров. Например, в Соединенных Штатах Америки, если помимо штрафов предприниматель был лишен лицензии на производство или торговлю алкоголем и табаком, то в дальнейшем разрешение на деятельность в этой отрасли уже никогда не получит не только он, но даже его потомки. Такой своеобразный «волчий билет» ждет несколько следующих поколений нарушителя закона. В Швеции — стране, где уровень жизни один из самых высоких, пошли другим путем. Производить алкогольно-табачную продукцию с соблюдением существующих требований и стандартов могут как частные, так и государственные предприятия, но реализовывать ее можно исключительно в специализированных государственных магазинах. Словом, существует государственная монополия на торговлю алкоголем и табаком.

В Украине своя специфика. Большинство населения не имеет возможности покупать водку за сотню гривен. Кстати, даже высокая цена и брендовая этикетка на бутылке не дают стопроцентной гарантии, что продукт оригинальный, а не поддельный. Лишний раз подтверждает это тот же международный опыт — сентябрьские события, произошедшие в Чехии, Словакии и Польше, связанные с массовым отравлением граждан метиловым спиртом после употребления контрафактной водки с поддельными акцизными марками. По сообщениям чешских СМИ, жертвами самого большого за последние 30 лет массового отравления стали десятки людей, из которых 25 погибли, а 40 оказались в больницах. В результате в Чехии, а позднее и в Польше, ввели запрет на продажу напитков крепче 20%. Были опубликованы этикетки, под которыми продавались подделки.

Импульс для превентивных действий

Подобные трагедии являются своеобразным импульсом к активизации превентивных действий относительно изготовления и распространения контрафакта. Сейчас в Украине именно продажа алкогольных напитков с поддельными марками акцизного налога, торговля табачными изделиями по ценам выше максимальных розничных и продажа спиртных напитков по ценам ниже минимальных наиболее типичны. По информации аналитических подразделений налоговой службы Украины, в теневой оборот алкоголь попадает как из подпольных цехов, производящих фальсифицированную продукцию, опасную для здоровья и жизни человека, так и с легально действующих предприятий области, незаконно изготовляющих ее из нелегально полученного спирта. Такой неучтенный алкогольный продукт поступает в торговую сеть с поддельными марками акцизного налога. Специалисты утверждают, что подделываются преимущественно водочные изделия более низкого ценового сегмента. Это объясняется невысокой покупательной способностью наших потребителей, а также тем, что в продукции этой категории практически отсутствуют сложные элементы идентификации — маркировка, печать, нанесение логотипа, она имеет дешевую полиграфию, относительно простое закупорочное устройство, обычную бутылку.

Риски нарушений, естественно, возрастают в больших городах с широким потребительским рынком. В Киеве, например, где главными признаками контрафакта изъятых бутылок алкогольной продукции являются поддельные марки акцизного налога и цена ниже минимально установленной, с начала года налоговики изъяли подакцизных товаров на сумму около 22 млн. грн. А это в два раза больше, чем в прошлом году. В январе — августе текущего года киевские налоговики выявили около 95 нарушений запрета продажи алкогольных напитков и табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, после чего доначислено 639 тыс. грн. финансовых санкций и аннулирована 91 лицензия на право торговли.

В конце сентября в г. Львове, украинской туристической мекке, местные налоговики выявили магазин, в котором предприниматель торговал спиртным, не имея никаких разрешительных документов. Только в этом магазине правоохранители изъяли 920 бутылок алкоголя, опасного для здоровья и местных жителей, и сотен туристов, ежедневно посещающих древний город.

Правда о реализаторах

Сообщения об изобличении продавцов, торгующих контрафактным спиртным, все чаще появляются в СМИ. Если раньше такая информация касалась большей частью производителей фальсификата, то сейчас акценты новостей сместились на реализацию. Путь товаров к потребителю должен стать прозрачным. Такова позиция ГНС Украины. По словам руководителя ведомства Александра Клименко, планируется усилить всю цепочку ответственности за распространение фальсификата, когда каждый, кто на том или ином этапе принимает в этом процессе участие, будет нести неотвратимую ответственность.

На сегодня за изготовление и реализацию фальсифицированного алкоголя отечественным законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Например, ст. 216 Уголовного кодекса Украины (незаконное изготовление, подделка и использование поддельных акцизных марок) предусмотрен штраф от 8500 до 17 000 грн., ст. 204 (незаконное изготовление, сбыт и хранение подакцизных товаров) — штраф от 17 000 грн. до 34 000 грн., а в случае тяжелого отравления или смерти потребителя — лишение свободы сроком от пяти до десяти лет. Однако мелким реализаторам «паленки» на практике областные суды назначают преимущественно штраф, который колеблется от 500 до 2,5 тыс. грн. Причем в таких случаях судьи учитывают смягчающие обстоятельства, такие как пожилой возраст задержанных или наличие на содержании детей. Поэтому организаторы домашних точек продолжают «разливать» и реализовывать фальсификат. Ведь законодательство предусматривает лишение свободы только в том случае, если в судебном порядке будет доказано, что именно употребление конкретного напитка привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям. А достоверно установить это можно крайне редко.

За решеткой и без имущества

Законодатели выдвигают идею более жесткой ответственности за реализацию фальсификата, причем поддерживают ее представители разных фракций. Ко второму чтению в Верховной Раде Украины готовится законопроект об уголовной ответственности за использование незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного налога и голографических защитных элементов при продаже товаров. В документе предложено ввести уголовную ответственность и за сбыт акцизных марок. За подобное правонарушение планируется установить наказание в виде лишения свободы от трех до семи лет. А за повторное правонарушение или правонарушение, совершенное в особо крупных размерах, предусмотрено лишение свободы сроком от пяти до десяти лет с конфискацией имущества. По мнению сторонников законопроекта, в перспективе принятие такого закона будет способствовать повышению криминально-правовой безопасности потребительского рынка и развитию здоровой конкуренции между субъектами хозяйствования.

По официальным данным, в Украине в 2012 г. из незаконного оборота изъято свыше 150 т спирта, 600 тыс. бутылок контрафактного алкоголя и около 700 тыс. поддельных акцизных марок (в 2011 г. — 80 т спирта и 200 тыс. бутылок с фальсификатом). В прошлом году было зафиксировано 1500 преступлений в этой сфере, а в текущем — 500. Как утверждают представители департамента Госслужбы по борьбе с экономической преступностью, уменьшилось на прилавках и количество фальсифицированного алкоголя.

Как продвигают контрафакт

Правоохранители утверждают, что торговые предприятия, расположенные в сельской местности, а также территории вблизи рынков и стихийные базары являются основными местами сбыта подделок. Впрочем, не только мелкие торговцы являются источником опасности. По данным специалистов Управления администрирования акцизного налога Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины, нелегально произведенный алкоголь можно приобрести и в торговых сетях.

Одной из самых ярких характеристик нелегального происхождения товара является его заниженная розничная цена. Магазины прибегают к различным манипуляциям, чтобы продать продукцию по цене ниже законодательно установленного уровня. Не очень бдительный покупатель может и не заметить, что на ценнике, например, вместо водки «Пшенична» содержится надпись, избранная по принципу аналогии, — «Пшенична крупа». Случаи, когда водка продается под видом других пищевых продуктов, бывают нередко, о чем свидетельствуют и надписи на чеках. Еще одной распространенной схемой продажи алкогольных напитков по ценам ниже законодательно установленного уровня являются так называемые специальные предложения, на которые покупатели, как правило, охотно откликаются. Например, продажа водки осуществляется вместе с акционной продукцией за 1 коп. — томатной пастой. Так, бутылка водки с томатной пастой стоит 26,1 грн. А если отнять 2 — 2,5 грн. (цену пасты), то цена водки, соответственно, будет составлять 24,1 — 23,6 грн., то есть на 3 грн. меньше минимальной отпускной цены.

Хмельная статистика

Только за два дня работники ГНС Украины изъяли из незаконного оборота свыше 40 тыс. бутылок алкоголя общей стоимостью 1,2 млн. грн. Так, в оптово-розничных торговых сетях выявлено 214 нарушений налогового законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

Самая крупная партия поддельной водки была изъята в одном из магазинов на Днепропетровщине — свыше 3 тыс. бутылок на сумму 170 тыс. грн.

В целом в торговых заведениях Днепропетровской области выявлено 6,2 тыс. бутылок фальсификата. В большинстве случаев это была водка самого низкого ценового сегмента. На втором месте — г. Киев (4,7 тыс.), немалые объемы контрафактного спиртного изъяты во Львовской области (3,7 тыс.).

Основные признаки контрафактного алкоголя — цена, намного ниже установленного правительством уровня, а также поддельные акцизные марки.

Экономия или здоровье?

Бесспорно, одной из основных причин распространения фальсифицированного алкоголя является легкомысленное отношение самих потребителей к своему здоровью, которые, экономя несколько гривен, сознательно покупают продукцию сомнительного качества. Как распознать поддельный продукт? Ведь филигранное «мастерство» отечественных бутлегеров сейчас находится на таком уровне, что только специально подготовленные специалисты могут точно определить контрафакт. Поэтому место покупки товара, малейшие сомнения относительно внешнего вида бутылки, напитка в ней или наклеенной акцизной марки, а главное — цена спиртного ниже минимально установленной должны стать сигналом предостережения: возможна подделка. Следовательно, выбирать между экономией и здоровьем каждому придется по собственному усмотрению.


Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42