Статьи

Акциз цену бережет

Подешевеет ли горючее в Украине?

Третий месяц подряд в странах Европы падают цены на бензин, в некоторых они снизились на 15%. А в Украине бензин подешевел всего на 30 коп. за 1 л. И дальнейшее удешевление эксперты не прогнозируют.


Цены на нефть в мире после недавнего рекордного прыжка стремительно упали. Соответственно, подешевел и бензин. В частности, во Франции А-95 в марте текущего года стоил почти 2 евро за 1 л, сегодня обходится водителям 1 евро 60 центов за 1л. Тем временем в Украине бензин хотя и подешевел, но несущественно. Ныне средняя цена на топливо самой популярной марки А-95 составляет 10 грн. 80 коп. за 1 л. Потребители надеялись на большее снижение цен на нефтепродукты — до уровня, например, 10 грн. за 1 л. Однако прогнозы специалистов неутешительны — они ожидают снижения цены еще максимум на 15 — 20 коп. за 1 л. Более того, утверждают, что даже в случае если цена нефти будет составлять 80 дол. за 1 баррель, то потребители топлива этого не ощутят. Причиной такой ситуации обозреватели считают результат действия Закона Украины «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно корректировки ставок акцизного налога», которым была введена плавающая ставка акцизного налога на горючее в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке. {h}В мае текущего года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно корректировки ставок акцизного налога», которым вводится плавающая ставка акцизного налога на горючее в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке.
В соответствии с этим Законом, когда нефть дорожает, ставка акцизного налога уменьшается, а когда дешевеет, то наоборот
возрастает. Такие нефиксированные ставки, как и рассчитывали члены правительства, стабилизировали цены на горючее в государстве. Однако в настоящее время, когда в мире нефть дешевеет, эти нормы, по мнению обозревателей, тормозят удешевление нефтепродуктов в Украине.{/h}

«Главная идея введения дифференцированной ставки акцизного налога на  топливо — защита потребителя от высоких цен на этот продукт — на самом деле обернулась прямо противоположным результатом, а именно его «защитой» от низких цен», — считает аналитик консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

«В связи с падением цен на нефть в конце июня текущего  года до уровня 90 дол. за 1 баррель акцизный налог на бензин согласно прописанной в законе формуле в первой декаде июля возрос до максимальных 283,9 евро за 1 т, или почти в полтора раза относительно базовой ставки, прописанной в законе о госбюджете на текущий год (198 евро за 1 т). В перерасчете на более понятый эквивалент в розничных ценах это означает, что налоговая составляющая возросла на 85 коп. за 1 л. Учитывая, что до июня текущего года средняя стоимость бензина А-95 на АЗС установилась на уровне 10,82 грн. за 1 л, можно утверждать следующее: если бы не плавающая ставка акцизного налога, цена на самую популярную марку была бы ниже 10 грн. за 1 л. Что касается дизельного топлива, то «переплата» оказалась меньше — около 20 коп. за 1 л», — утверждает Сергей Куюн.

Эксперт считает, что отказ от фиксированной ставки акцизного налога на бензин и другие виды нефтепродуктов не приведет к снижению цен, ведь в соответствии с законом, если цена на нефть будет падать, цены на горючее не снизятся, поскольку автоматически будут увеличиваться налоги. Фактически закон обеспечил фиксацию цен и стабильность поступлений в госбюджет.

«Это и было целью Закона — сохранить цены на стабильном уровне. Вот мы его и имеем — но не за счет государства, а за счет потребителя, который уплачивает повышенную ставку акцизного налога. Теперь не государство помогает потребителю, а потребитель — государству, уплачивая повышенные налоги и мощно пополняя бюджет. В начале августа текущего года появилась возможность подвести промежуточные итоги эксперимента по введению плавающей ставки акцизного налога на нефтепродукты. Такое введение, призванное защитить украинских потребителей от увеличения расходов на топливо, привело к тому, что автомобилисты дополнительно уплатили государству почти полмиллиарда гривен», — подсчитал аналитик Сергей Куюн.

По мнению Геннадия Рябцева, эксперта рынка нефтепродуктов, цена на горючее в Украине может даже возрастать, по крайней мере, она не будет снижаться. «Закон предусматривает увеличение налогов и, соответственно, цены либо будут возрастать, или же будут стабильными. Они останутся, условно говоря, на сегодняшнем уровне. Поэтому мне кажется, что это на самом деле — завуалированное повышение налогов, хотя цель была их снизить. Это, возможно, и хорошо для госбюджета, потому что он получает дополнительные поступления, однако плохо для потребителей, которые ощутили только незначительное снижение цен», — утверждает эксперт.

Аналитик консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает актуальным в настоящее время перераспределить между участниками рынка налоговую нагрузку, возникшую вследствие введения плавающей акцизной ставки на горючее в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке. Такой шаг мог бы способствовать снижению цен на украинских АЗС.

«Чтобы достичь ожидаемого результата, а именно снижения ценовой нагрузки на потребителя, следует снижать налоги в целом на бензин, на дизельное топливо и повышать такие налоги для нефтедобывающей сферы там, где образуются сверхприбыли на нефть. То есть, условно говоря, отнимать у богатых и тем самым субсидировать снижение налогов на конечный продукт. А у нас выходит, что на конечный продукт мы налоги не снижаем», — отметил эксперт.

Тем временем вопрос ценообразования на рынке нефтепродуктов в Украине находится под пристальным вниманием членов правительства. Изменений можно ожидать уже в ближайшее время.


Сергей СОБУЦКИЙ

 

Комментарий

Начальник Управления администрирования акцизного налога и контроля за оборотом марок акцизного налога ГНС Украины Наталия ХОЦЯНОВСКАЯ:

«Для стабилизации цен на моторные топлива в оптовом и розничном сегментах на рынке нефтепродуктов для нужд потребителей принят Закон Украины от 15.05.2012 г. № 4677 «О внесении изменений в подраздел 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно корректировки ставок акцизного налога», которым временно, до 31 декабря 2012 г., установлены ставки на нефтепродукты и сжиженный газ, порядок корректировки таких ставок, а именно прибавление в каждой следующей декаде корректирующей суммы, которая рассчитывается ежедекадно в зависимости от средней цены одного барреля нефти Brent (DTD), сложившейся на бирже ICE за предыдущую декаду. Результаты исчисления таких сумм и цены Минэнергоуголь Украины размещает ежедекадно не позднее 13.00 первого рабочего дня текущей декады на собственном официальном веб-сайте в специальном разделе и представляет Минфину Украины, центральному органу государственной налоговой службы и центральному органу исполнительной власти в сфере таможенного дела.

В июне — августе текущего  года наблюдалось положительное влияние вышеуказанного Закона на стабилизацию цен на моторные топлива в оптовом и розничном сегментах на рынке нефтепродуктов для нужд отечественных потребителей. Так, например, цена на бензин А-92 по состоянию на 01.06.2012 г. составляла 10,76 грн. за 1 л, на 02.07.2012 г. — 10,50 грн. за 1 л, на 01.08.2012 г. — 10,50 грн. за 1 л, на 03.09.2012 г. — 10,51 грн. за 1 л.

За июнь — июль текущего  года на внутреннем рынке реализовано 186 тыс. т бензина и 228 тыс. т других нефтепродуктов, с которых за счет применения корректирующей суммы к ставке акцизного налога в бюджет дополнительно поступило более 90 млн. грн.

Начиная со второй декады августа текущего года корректирующая ставка к ставке акцизного налога не применяется, поскольку средняя цена за один баррель нефти Brent (DTD), сложившаяся на бирже ICE, составляет 105 — 125 дол.

При снижении на бирже ICE цены на нефть меньше 105 дол. за 1 баррель, госбюджет недополучит запланированные ассигнования акцизного налога с нефтепродуктов, направляемые, в частности, на содержание автомобильных дорог общего пользования»

 

Ведущий специалист по ценообразованию сети АЗС Shell Александр СЛОБОДЯНИК:

«Документ об акцизном налоге был необходим рынку, поскольку должен был в автоматическом режиме стабилизировать ценовую ситуацию и защитить рынок от резких прыжков цены на нефть. Впрочем, как свидетельствует практика, закон требует совершенствования. В частности, акцизный налог дает надежду на снижение цен только при довольно высоких котировках на нефть (от 125 дол. за 1 баррель). В остальных случаях он останавливает динамику снижения цен и фиксирует их на определенном уровне»

 

Когда материал готовился к печати, поступила информация о том, что украинское правительство намерено 1 декабря текущего года ввести пошлину на ввоз импортных нефтепродуктов. Об этом заявил министр топлива, энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. По его мнению, это позволит обеспечить работой нефтеперерабатывающие заводы в Украине, прежде всего Лисичанский.

«Часть импортируемых в Украину нефтепродуктов превысила критический уровень. У нас общая позиция с Минэкономразвития Украины. Мы вместе работаем над запуском нефтеперерабатывающих заводов в Украине», — отметил Юрий Бойко.

Украинские нефтеперерабатывающие заводы поддерживают решение правительства, поскольку получают сырье значительно дороже, чем подобные заводы стран Таможенного союза, в частности Беларуси. Против пошлины выступают крупные сетевые АЗС, преимущественно импортирующие горючее. Они считают, что введение пошлины будет способствовать монополизации рынка нефтепродуктов и приведет к повышению цен.

В Украине — шесть нефтеперерабатывающих заводов, из них полноценно работает только Кременчугский.