Статьи

Уважение и цивилизованность являются определяющими сегодня в работе с налогоплательщиками

Так считают сотрудники ГНИ в г. Ивано-Франковске.


О поступлениях

Из 1500 налоговиков Ивано-Франковской области каждый пятый работает в городской ГНИ. При этом каждую вторую гривну, поступающую в госбюджет из Прикарпатья (кроме рентных платежей, которые в городе не администрируются), собирают налоговики именно этой инспекции.

Начальник ГНИ в г. Ивано-Франковске Дмитрий Романюк— За девять месяцев, — говорит начальник ГНИ в г. Ивано-Франковске Дмитрий Романюк, — по платежам, которые контролируются налоговыми органами, в государственную казну мобилизовано 645,5 млн. грн. (128,7%) налогов и сборов, что на 143,9 млн. грн. больше, чем в прошлом году. В местный бюджет за это время поступило 376,4 млн. грн. (109,4%), что на 32,4 млн. грн. больше, чем в 2011 г. Акцизный налог, например, в области собираем только мы, а удельный вес других платежей в общеобластных (кроме рентных) составляет 50 — 60%.

Пока Дмитрий Иванович называл цифры, в кабинете зазвонил телефон. Первый заместитель председателя Ивано-Франковской ГНС Василий Летюк поинтересовался, как отработала городская ГНИ за прошедший день. Руководитель инспекции, не колеблясь, доложил — 2,12 млн. грн.

— Информацией о поступлениях владею, — объяснил позже, — так как ежедневно осуществляем мониторинг. Это обязательный элемент контроля. Каждое подразделение имеет задание, о выполнении которого его руководители докладывают мне каждое утро. Совещания носят деловой характер. Все вопросы на них рассматриваем быстро и конкретно по каждому платежу. Поэтому я заранее уже знаю, что в «квартальный месяц» в госбюджет должны поступить около 100 млн. грн., в «обычные месяцы» — 50 — 60 млн. грн. В абсолютном значении самым большим налогом у нас является акцизный налог (в среднем 26 млн. грн. в месяц), за ним идут налог на прибыль и НДС. Могу сказать, что с начала года контрольные задания по этим видам налогов перевыполняем. Что же касается местного бюджета, то здесь рост произошел в основном за счет налога на доходы физических лиц: в январе — сентябре он составил 285,1 млн. грн. против 269,2 млн. грн. в 2011 г.

Для удобства плательщиков

Порядок в городской налоговой инспекции налажен не только в сборе налогов, но и в работе каждого подразделения. К плательщикам здесь относятся с уважением, цивилизованно, как к партнерам. Это заметно сразу при входе в центр обслуживания налогоплательщиков, находящийся на первом этаже инспекции.

В центре все сделано для удобства плательщиков, которые уже с порога имеют возможность получить информацию о соответствующей административной или информационной услуге — от модератора или удобно расположенных указателей. Информация о налоговом законодательстве и изменениях к нему, а также налоговый календарь, бюджетная классификация, образцы заполнения заявлений и налоговая отчетность размещены на информационных стендах и четырех плазменных мониторах.

В центре все сделано для удобства плательщиков— Мы, — продолжает разговор руководитель инспекции уже в центре, — планируем здесь работу заранее: наступает, например, время получения свидетельств плательщика единого налога — руководитель соответствующего подразделения переориентирует работу подчиненных, оставляя «для аналитики» в отделе одного-двух работников, а остальных направляет сюда. Поэтому в прошлом году, когда поступили заявления на упрощенную систему от 11 тыс. налогоплательщиков (нужно было помочь им выбрать соответствующую группу, заполнить заявление, выяснить, имеется ли налоговый долг и т. п.), очередей в центре практически не было.

Кстати, по нашим бюрократическим реалиям, работа налоговиков оценивается по показателям выдачи справок, полученной отчетности, предоставленным консультациям. В ГНИ в г. Ивано-Франковске с этой работой также справляются: в прошлом году принято около 372 тыс. экземпляров различной отчетности, 8 тыс. граждан выданы учетные карточки налогоплательщиков, получено свыше 70 тыс. входящей корреспонденции, предоставлено 11,5 тыс. консультаций, по телефону — 10,9 тыс. И все это — без горячки и очередей. 

— У нас, кстати, существует пропускная система, — поясняет Дмитрий Иванович. — В инспекцию может подняться человек только с разрешения начальника отдела. Не потому, что мы оградились от плательщиков. Просто в инспекции работа по обслуживанию налогоплательщиков и внутренняя работа налоговиков разграничены. Инспектор, планируя встречу с плательщиком, приглашает его на первый этаж в соответствующий зал.

А еще здесь созданы рабочие места, которые подключены к Интернету (кстати, центр оборудован новейшей техникой). Хотя в Ивано-Франковске 96% плательщиков НДС уже представляют отчетность в электронном виде, не секрет, что существует некоторая категория плательщиков (в основном это предприниматели, торгующие на рынках или предоставляющие бытовые услуги), психологически не готовых к этому. Работники отдела информатизации с такими плательщиками терпеливо ведут работу: нет компьютера — заходите в центр и мы поможем вам представить отчетность средствами е-mail. Поэтому субъектам хозяйствования сложно найти причину отказаться от представления отчетности в электронной форме.

О партнерских отношениях

Улучшению партнерства с налогоплательщиками способствует и работа с общественностью. По словам руководителя инспекции, налажено сотрудничество с 12 влиятельными общественными организациями, в том числе с Ассоциацией налогоплательщиков Украины, с комитетом предпринимателей г. Ивано-Франковска, представляющим интересы торговцев на рынках, общественными организациями частных перевозчиков, Бизнес-инкубатором в Ивано-Франковской области. Это не только встречи за «круглым столом», но и конференции, совместные семинары, участие в различных программах.

Конечно, культура общения с налогоплательщиками нарабатывалась в инспекции годами. И, как и везде, местные налоговики «набивали шишки». Но сам принцип построения работы — мониторинг на предупреждение — часто оправдывает себя. Дмитрий Романюк, например, до начала декларирования НДС или налога на прибыль беседует с теми, кто не справляется с их уплатой в достаточном размере.

— В таком разговоре я даю оценку деятельности того или иного плательщика. Например, разъясняю ему, что в отчетном периоде он допустил необоснованные расходы, выясняю причины несоответствия роста объемов реализации уплате платежей в бюджет. Совместно ищем пути решения проблемы. Когда говоришь с человеком о конкретных вещах (для твоего бизнеса, дескать, не являются логическими те или иные действия), то в конце разговора мы приходим к общему мнению — налоги необходимо уплачивать.

Однако по-хорошему в г. Ивано-Франковске разговаривают только с добросовестными плательщиками. К тем же, кто старается схитрить, применяют другие методы — контрольно-проверочные. И хотя в нынешнем году количество таких мер в инспекции сократилось почти наполовину, качество каждой проверки значительно возросло. С начала года за счет контрольно-проверочной работы дополнительно начислено к уплате 88,3 млн. грн., а в местный бюджет за счет борьбы с теневой занятостью ГНИ добавила 108,6 тыс. грн. налога на доходы физических лиц.


Александр КРЮЧКОВ

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42