Бухучет
Тема: Налог на прибыль

Страхование основных средств: налоговые расходы

При эксплуатации основных средств каждое предприятие может столкнуться с риском их повреждения или даже уничтожения. Поэтому из года в год растет спрос на страховые продукты, ведь страхование является гарантией восстановления нарушенных имущественных интересов при наступлении страхового случая и освобождает субъекта предпринимательской деятельности от расходов на возмещение убытков. Страхование основных средств является одним из видов имущественного страхования/

Хозяйственным кодексом дано определение термина «имущество предприятия» — это производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Имущественное страхованиеэто сфера страхования, в которой объектом страховых отношений являются имущественные интересы, не противоречащие законодательству Украины, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом юридических или физических лиц, которые осуществляются на основании добровольно заключенного договора между страховщиком и страхователем.

Субъект хозяйствования может застраховать следующие основные средства:

  • здания и сооружения в целом (все их конструктивные элементы), а также отдельные помещения;
  • коммуникации и инженерные системы;
  • производственное оснащение, производственные машины и оборудование, станки;
  • торговое оборудование;
  • компьютеры и оргтехника, средства связи;
  • любую мебель и офисное оборудование;
  • другое имущество, надлежащим образом указанное в договоре страхования.

Договор имущественного страхования регулируется Гражданским кодексом, Законом о страховании, а также другими законодательными актами. Страхование имущества предприятий, в том числе основных средств, согласно Закону о страховании является добровольным видом страхования.

Учет страховых взносов

Подпунктом 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса установлено, что любые расходы по страхованию имущества плательщика налога включаются в налоговом учете в расходы такого страхователя без ограничения. При этом страховые платежи (взносы, премии) относятся к расходам двойного назначения, поэтому обязательно должно выполняться условие взаимосвязи застрахованных рисков с хозяйственной деятельностью предприятия.

Этой же нормой обусловлено, что страховой платеж должен находиться в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора. Методика определения обычной цены страховых тарифов по видам страхования разработана и утверждена распоряжением Госфинуслуг Украины. В соответствии с Методикой № 3259 по добровольным видам страхования применяются страховые тарифы, размер которых исчисляется страховщиком актуарно (математически) и является составной частью правил страхования, разрабатываемых страховщиком для каждого вида страхования отдельно и регистрируемых в Госфинуслуг Украины.

Кроме того, пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса предусмотрено, что к расходам плательщика налога относятся расходы на страхование не только имущества плательщика налога, но и объектов финансового, а также оперативного лизинга, если это предусмотрено договором аренды.

То есть право на включение страховых платежей в состав расходов в налоговом учете получили также арендаторы по договорам оперативной аренды и лизингодатели по договорам финансового лизинга. И не имеет значения, кому принадлежит арендованное имущество — арендатору (лизингополучателю) или арендодателю (лизингодателю), если условие страхования имущества арендатором предусмотрено договором аренды.

Также добавим, что указанные расходы в виде страхования арендованного имущества относятся к расходам двойного назначения, то есть таким, которые в счет уменьшения налоговой базы принимаются только если они связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия.

Закон о страховании содержит оговорку, заключающуюся в том, что когда имущество застраховано у нескольких страховщиков и общая сумма превышает действительную стоимость имущества, то страховое возмещение, выплачиваемое всеми страховщиками, не может превышать действительной стоимости имущества. При этом каждый страховщик осуществляет выплату пропорционально размеру страховой суммы по заключенному им договору страхования.

Отметим, что в целях налогообложения предприятие-страхователь может включить в расходы страховые платежи по страхованию имущества одним или несколькими страховщиками на страховую сумму, не превышающую стоимости этого имущества.

Включение в расходы предприятия страховых платежей по страхованию одного и того же объекта имущественного страхования несколькими страховщиками на страховую сумму, превышающую стоимость этого объекта, является неправомерным.

Расходы на страхование, определенные в пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса, относятся к расходам двойного назначения. При определении объекта налогообложения расходы на страхование учитываются в составе других расходов. Согласно п. 138.5 ст. 138 этого Кодекса такие расходы признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены в соответствии с правилами бухгалтерского учета. В свою очередь, в бухгалтерском учете страхователя расходы на страхование объектов страхования признаются путем системного распределения стоимости этой операции между соответствующими отчетными периодами независимо от осуществления предоплаты.

Например, если страхуются основные средства общепроизодственного назначения (производственные помещения, оборудование и т. п.), то страховой платеж относится к составу общепроизодственных расходов (пп. «г» пп. 138.8.5 п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса), если страхуется имущество общехозяйственного использования (автомобиль, используемый в административных целях) — страховые платежи включаются в административные расходы (пп. «в» пп. 138.10.2 п. 138.10 этой статьи), при страховании основных средств, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, страховой платеж относится к расходам на сбыт (пп. «д» пп. 138.10.3 вышеуказанного пункта).

Отражение суммы страховых платежей по договорам страхования арендованных основных средств, как и при страховании собственного имущества плательщика налога, зависит от того, с какой целью используются арендованные основные средства — для общепроизводственных нужд, административных или с целью сбыта продукции, в зависимости от чего такие расходы отражаются в соответствующих строках приложений к налоговым декларациям по налогу на прибыль.

Определение стоимости застрахованных основных средств

Важный шаг в страховании — это определение страховой суммы. В соответствии со ст. 9 Закона о страховании страховая суммаэто денежная сумма, в пределах которой страховщик согласно условиям страхования обязан произвести выплату при наступлении страхового случая.

В Налоговом кодексе вопрос определения стоимости застрахованного имущества не оговорен. Однако есть специальный Закон о страховании, ст. 9 которого предусмотрено, что страховая сумма при страховании имущества устанавливается в пределах стоимости имущества по ценам и тарифам, действующим на момент заключения договора, если иное не предусмотрено договором страхования.

Таким образом, страховая стоимость объекта страхованияэто действительная (реальная) стоимость объекта, в объеме которой ему может быть нанесен ущерб. На практике страховая стоимость чаще всего рассчитывается как стоимость приобретения имущества за вычетом фактического износа.

Страховая сумма может устанавливаться либо в размере 100% стоимости основных фондов, либо в размере определенной доли их стоимости. В случае когда имущество принято на страхование с условием, что страховая сумма составляет определенную долю действительной стоимости основных средств, все объекты считаются застрахованными в той же доле.

Статьей 41 Закона о страховании предусмотрено, что не допускается, за исключением обязательных видов страхования, страхования жизни, имущества граждан, перестрахования, любое централизованное регулирование (унификация, ограничение, обязательность и т. п.) размеров страховых платежей (тарифов) и страховых сумм (страхового возмещения), условий составления страховых договоров, взаимоотношений страховщика и страхователя, если они не противоречат законодательству Украины.

Таким образом, по договорам добровольного страхования основных средств оценка стоимости застрахованных объектов в целях налогообложения может осуществляться исходя из стоимости имущества, определенной договором страхования.

Другое дело, когда речь идет о заключении договора обязательного страхования основных средств. Проанализируем это на примере страхования объекта ипотеки.

На законодательном уровне ипотечное страхование является страхованием предмета ипотеки от рисков случайного уничтожения, случайного повреждения или порчи и является обязательным согласно п. 35 ст. 7 Закона о страховании и ст. 8 Закона об ипотеке. Этот вид страхования используется при наличии соответствующих долговых обязательств, выполнение которых обеспечено ипотекой, например кредит, заем, купля-продажа, лизинг и т. п.

Методикой № 3259 предусмотрено, что по обязательным видам страхования применяются страховые тарифы в пределах максимальных размеров страховых тарифов или согласно методике актуарных расчетов, установленных Кабинетом Министров Украины, для соответствующего вида обязательного страхования.

Следовательно, если речь идет об обязательных видах страхования, размер страхового тарифа, утвержденный Кабинетом Министров Украины, и является обычной ценой страхового тарифа.

На основании ст. 8 Закона об ипотеке стоимость залогового имущества в договоре страхования определяется договором ипотеки имущества. При этом согласно ст. 5 этого Закона стоимость предмета ипотеки определяется по согласию между ипотекодателем и ипотекодержателем или путем проведения оценки предмета ипотеки соответствующим субъектом оценочной деятельности в случаях, установленных законом или договором.

В Украине механизм регулирования вопросов по ипотечному страхованию на подзаконном уровне продолжительное время отсутствовал, и только с появлением Порядка № 358 страховой рынок получил правила обязательного страхования предмета ипотеки, которыми установлена форма типового договора, определены страховые риски, размеры страховых сумм и порядок выплаты страхового возмещения, а также методика актуарных расчетов страховых тарифов и т. п.

Страховая сумма по договору обязательного страхования ипотеки определяется в размере полной стоимости имущества, являющегося предметом ипотеки, но не меньше стоимости, указанной в ипотечном договоре, а полная стоимость застрахованного имущества определяется исходя из его действительной стоимости (пункты 19, 20 Порядка № 358).

Действительная стоимость застрахованного имущества определяется субъектом оценочной деятельности в соответствии с рядом нормативно-правовых актов (п. 21 Порядка № 358).

Налогоплательщик для определения стоимости заложенного имущества при заключении договора обязательного страхования предмета ипотеки должен исходить из стоимости имущества, определенной субъектом оценочной деятельности. Кроме того, для определения суммы страхового взноса в пределах обычной цены страхового тарифа применяются страховые тарифы, методика актуарных расчетов которых приведена в приложении к Порядку № 358.

Учет страхового возмещения и застрахованных убытков

Одной из сложнейших и наиболее ответственных операций страховых компаний является определение размера убытка и размера выплаты страхового возмещения при наступлении страховых случаев с основными средствами на предприятии.

Страховое возмещение — это страховая выплата, осуществляемая страховщиком в пределах страховой суммы по договорам имущественного страхования и страхования ответственности при наступлении страхового случая. Страховое возмещение не может превышать размера прямого убытка, понесенного страхователем (ст. 9 Закона о страховании).

В соответствии со ст. 25 Закона о страховании осуществление страховых выплат и выплата страхового возмещения проводится страховщиком согласно договору страхования или законодательству на основании заявления страхователя (его правопреемника или третьих лиц, определенных условиями страхования) и страхового акта (аварийного сертификата), составляемого страховщиком или уполномоченным им лицом (аварийным комиссаром) в форме, определяемой страховщиком.

Подпунктом 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса установлено, что при выплате страхового возмещения в пользу плательщика налогастрахователя застрахованные убытки, понесенные таким плательщиком налога в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы в налоговом периоде, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого плательщика в налоговом периоде их получения.

Таким образом, датой получения дохода в виде страхового возмещения в контексте положений Налогового кодекса признается дата получения суммы страхового возмещения. Выплаты страхового возмещения осуществляются, как правило, на счет, указанный в заявлении о страховой выплате. Если страхователь указал в заявлении счет субъекта хозяйствования, который будет осуществлять восстановление поврежденного объекта, то выплата будет произведена на счет этого субъекта.

Вопрос отражения в налоговом учете разрушенных, похищенных или подлежащих ликвидации основных средств (их части) как объектов страхования регулируется п. 146.16 ст. 146 Налогового кодекса, согласно которому плательщик налога в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на сумму амортизируемой стоимости за вычетом сумм накопленной амортизации отдельного объекта основных средств.

Поэтому независимо от объекта страхования, которым может быть любое имущество, порядок отражения сумм полученного страхового возмещения и застрахованных убытков в налоговом учете страхователя одинаков.

Следовательно, необходимо руководствоваться только нормой пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса, а именно: в отчетном налоговом периоде, когда наступил страховой случай, застрахованные убытки относятся к расходам, а полученное страховое возмещение — к доходам в отчетном периоде его получения.

Положения п. 146.16 ст. 146 и п. 140.16 ст. 140 Налогового кодекса не могут применяться одновременно в случае разрушения (повреждения, хищения) основного средства (или его части), если оно застраховано. Ведь в противном случае такие действия приведут к удвоению налоговых расходов, поскольку при страховом случае расходы будут сформированы в размере застрахованных убытков, а также в размере остаточной стоимости поврежденного объекта.

Касательно того, что же является датой признания расходов плательщика налога в сумме застрахованных убытков, действующее законодательство не содержит понятия застрахованных убытков. Документом о признании страховщиком факта наступления страхового случая и размера нанесенного ущерба, которые служат основанием для выплаты страхового возмещения, является страховой акт или аварийный сертификат. Следовательно, застрахованные убытки, понесенные страхователем, относятся к составу его расходов в налоговом периоде, в котором был составлен страховой акт (аварийный сертификат).

Вместе с тем если плательщик налога — страхователь осуществляет восстановление поврежденного основного средства за собственные средства, то расходы, связанные с ремонтом такого основного средства, отражаются в налоговом учете согласно нормам п. 144.1 ст. 144 и п. 146.12 ст. 146 Налогового кодекса, а именно: сумма расходов на ремонт в пределах 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года включается в налоговые расходы, а при превышении этого лимита — увеличивает первоначальную стоимость отремонтированного основного средства.

Франшиза может устанавливаться в процентах к страховой сумме или в абсолютном размере. Различают условную франшизу, когда страховщик освобождается от ответственности за ущерб, не превышающий сумму франшизы, и должен возместить ущерб полностью, если его сумма больше франшизы, и безусловную франшизу — когда ущерб возмещается за исключением франшизы.

Как правило, сумма застрахованного ущерба равна сумме страхового возмещения, приведенной в расчете к страховому акту, определяемой как разность между суммой материального ущерба и франшизой.

Учет операций по страхованию имущества залога

Разновидностью страхования имущества на предприятии, в том числе и основных средств, является страхование имущества залога как необходимое условие банков, принимающих это имущество в виде гарантии возврата кредита предприятием-заемщиком. Обычно вся стоимость страхования залогового имущества полностью перекладывается на заемщика.

Согласно статьям 8, 10 Закона № 2654 риск случайного уничтожения или случайного повреждения предмета залога несет собственник заложенного имущества, если иное не установлено договором или законом. Если предмет залога не подлежит обязательному страхованию, он может быть застрахован по согласию сторон на согласованную сумму, но не больше его рыночной стоимости.

Исходя из нормы пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса, если плательщик налога получает финансовый кредит для использования его в собственной хозяйственной деятельности, то расходы в виде страховых платежей по договору страхования собственного заложенного имущества он может отнести к налоговым расходам без каких-либо ограничений.

В случае если расходы по страхованию несет залогодержатель, то расходы, понесенные им на страхование заложенного имущества, не могут учитываться при определении объекта налогообложения, поскольку заключение договора залога не предусматривает перехода права собственности на объект залога, а является способом обеспечения обязательств перед кредитором (залогодержателем).

Кроме того, в случае когда объектом залога выступает имущество (основные средства) поручителя, который поручается за предприятие-заемщика, получившее в банке кредит, то понесенные таким поручителем расходы на страхование собственного имущества от риска его случайной гибели в пользу банка (выгодоприобретателя) также не включаются в состав его налоговых расходов.

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42