Другие налоги
Тема: Плата за землю

Минимальный размер арендной платы за землю

Статьей 288 Налогового кодекса предусмотрено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка, плательщик арендной платы — арендатор земельного участка, объект налогообложения — это земельный участок, предоставленный в аренду. Правильное ли применение норм, установленных п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса, относительно размера арендной платы за землю только к договорам аренды земельных участков государственной и коммунальной собственности?


Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным и Гражданским кодексами, Законом об аренде земли, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также договором аренды земли.

Какие-либо вопросы налогообложения с 01.01.2011 г. регулируются Налоговым кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положения о внесении изменений в вышеуказанный Кодекс и/или положения, устанавливающие ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

Подпунктом 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что плата за землю — общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Согласно пп. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 вышеуказанного Кодекса установлено, что арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. При этом указывается, что в разделе XIII слова «арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности» употребляются как «арендная плата».

Взимание платы за землю осуществляется в соответствии с положениями раздела ХІІІ Налогового кодекса.

Пунктом 288.1 ст. 288 Налогового кодекса предусмотрено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка, плательщик арендной платы — арендатор земельного участка, объект налогообложения — это земельный участок, предоставленный в аренду.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Статьей 4 Закона об аренде земли определено, что арендодателями земельных участков являются граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, или уполномоченные ими лица.

При этом п. 1 Заключительных положений Закона об аренде земли предусмотрено, что до размежевания в соответствии с Законом земель государственной и коммунальной собственности арендодателями земельных участков в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти в рамках полномочий, определенных Земельным кодексом.

В соответствии с п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХІІІ этого Кодекса;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХІІІ вышеуказанного Кодекса.

Следовательно, учитывая требования п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса, минимальный размер арендной платы за землю устанавливается в договорах аренды земельных участков государственной и коммунальной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые и городские советы и соответствующие органы исполнительной власти.

Вместе с тем с целью повышения уровня социальной защиты крестьян — собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также ответственности землепользователей за эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения Указом № 92 признано одним из наиболее приоритетных заданий развития аграрного сектора экономики — обеспечение повышения уровня социальной защиты сельского населения, в частности, путем введения платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) в размере не меньше 3% определенной в соответствии с законодательством стоимости земельного участка, земельной доли (пая) и постепенного увеличения этой платы в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора.