Новости

Заполнение налоговой накладной и расчета корректировки к ней

0.01.2011 г. вступил в силу приказ № 969, которым утверждены новая форма налоговой накладной и Порядок ее заполнения. В ГНА Украины поступает много писем от плательщиков с вопросами о некоторых особенностях заполнения налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к ней. Предлагаем вашему вниманию наиболее характерные вопросы и ответы на них.


Нужно ли проставлять разделительные знаки (точки) при заполнении полей «Дата» налоговой накладной?

В полях «Дата» налоговой накладной, приложения к налоговой накладной и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной указываются только цифры без точек, запятых и других разделительных знаков.

Например, дата заключения договора или выписки налоговой накладной (1 апреля 2011 г.) будет отражаться следующим образом:

 

Как правильно заполнять поле «Вид цивільно-правового договору» налоговой накладной? Можно ли в номере договора проставлять символы, буквы?

Обязательность заполнения поля «Вид цивільно-правового договору» налоговой накладной предусмотрена пп. «и» п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса.

В этой строке налоговой накладной проставляется вид гражданско-правового договора в соответствии с Гражданским кодексом (договор купли-продажи, мены, подряда, предоставления услуг, перевозки и т. п.) по операции, на которую выписывается налоговая накладная, а также дата составления договора и его номер.

При этом в поле номера договора проставляется номер, указанный в самом договоре, и могут предусматриваться символы (дробь, тире и т. п.) и буквы.

Например, договор купли-продажи от 20.01.2011 г. под № 23/45а в налоговой накладной будет иметь следующий вид:

 

 

Формой налоговой накладной, утвержденной приказом № 969, предусмотрено шесть клеточек для номера гражданско-правового договора. В случае если номер договора имеет более шести знаков, он может проставляться в сплошном порядке без разделительных клеточек или налоговая накладная выписывается с большим (необходимым) количеством клеточек.

Например, если договор имеет № 234567890, то поле «Вид цивільно-правового договору» будет иметь следующий вид:

 

Отметим, что принятый центральным органом ГНС электронный формат (стандарт) налоговой накладной не содержит ограничений по количеству знаков в поле номера договора.

В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса сделка может совершаться устно или в письменной форме.

При составлении устных договоров с контрагентом в поле «Вид цивільно-правового договору» вносится соответствующая запись. При этом в случае отсутствия документа, подтверждающего совершение устной сделки, проставляется дата, с которой стороны начали выполнение устного договора (дата поставки товаров/услуг или дата их оплаты), а номер договора не проставляется.

При наличии счета-фактуры или другого документа, подтверждающего совершение устной сделки, в поле «Вид цивільно-правового договору» вносится соответствующая запись и указываются документ, на основании которого осуществлена операция, его дата и номер.

Например, при поставке товаров на основании устного договора оплата осуществляется согласно счету-фактуре от 15.01.2011 г. № 345, а в налоговой накладной указывается:

 

Приведенный пример иллюстрирует порядок, согласно которому в случае если номер гражданско-правового договора имеет меньше шести знаков, его проставляют справа.

 

Должен ли номер налоговой накладной соответствовать порядковому номеру записи в реестре выданных и полученных налоговых накладных? Разрешается ли плательщику вести собственную нумерацию налоговых накладных?

Пунктом 3 Порядка № 969 и п. 9 Порядка № 1002 установлено, что номер налоговой накладной должен соответствовать ее порядковому номеру в реестре выданных и полученных налоговых накладных и не предусмотрена какая-либо другая нумерация. То есть порядок нумерации налоговых накладных установлен по принципу полной числовой последовательности натуральных чисел (1, 2, 3, 4, ...) и применение других принципов нумерации и кодирования в порядковом номере налоговой накладной дополнительных сведений о дате договора, его номере, другой информации по проведенной операции не разрешается.

 

Имеют ли право на включение в налоговый кредит операции по налоговым накладным, в которых некоторые обязательные реквизиты дописаны шариковой ручкой (при заполнении в электронном виде)?

Дописка или исправление данных в налоговой накладной вручную (шариковой, гелевой, чернильной или другой ручкой) не допускается, поскольку налоговую накладную, как и любой другой отчетный документ, следует заполнять одним методом — в электронном виде или вручную.

Это правило касается и расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

 

Как в новой форме расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной отражать суммы НДС, подлежащие соответствующей корректировке? Если расчет корректировки необходимо сделать по товарно-транспортным расходам старой формы налоговой накладной, то как отразить эту операцию в новой форме расчета?

Форма расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, утвержденная приказом № 969, не претерпела существенных изменений по сравнению со старой формой. Были изъяты графы 12 — 15 («Проведення коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту»), однако в строке «Сума коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту» (в графе 9), как и раньше, указывается сумма НДС, на которую проводится соответствующая корректировка налогового обязательства и налогового кредита.

Статьей 192 Налогового кодекса предусмотрено, что если после поставки товаров/услуг осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров предоставившему их лицу или при возврате поставщиком суммы предоплаты товаров/услуг, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке.

Если вследствие такого перерасчета происходит уменьшение суммы компенсации в пользу плательщика налога — поставщика, то:

поставщик соответственно уменьшает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет, и отправляет получателю расчет корректировки налога;

получатель соответственно уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован в качестве плательщика налога на дату проведения корректировки, а также если он увеличил налоговый кредит в связи с получением таких товаров/услуг.

Если вследствие такого перерасчета происходит увеличение суммы компенсации в пользу плательщика налога — поставщика, то:

  • поставщик соответственно увеличивает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет, и отправляет получателю расчет корректировки налога;
  • получатель соответственно увеличивает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован в качестве плательщика налога на дату проведения перерасчета.

Таким образом, при отрицательном значении строки «Сума коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту» налоговое обязательство продавца и налоговый кредит покупателя уменьшаются на такую сумму.

При положительном значении строки «Сума коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту» налоговое обязательство продавца и налоговый кредит покупателя увеличиваются на указанную в строке сумму.

Это правило касается и заполнения расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговым накладным, выписанным по старой форме, в том числе и в случае корректировки сумм товарно-транспортных расходов, поскольку в соответствии с приказом № 969 из формы налоговой накладной изъят раздел «Товаротранспортні витрати» как такие, которые следует указывать в отдельной строке в разделе І налоговой накладной.

Таким образом, значения товарно-транспортных расходов как по старой, так и по новой форме налоговой накладной указываются отдельной строкой и соответственно отдельной строкой корректируются в расчете корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

 

Как заполнить служебные поля в налоговой накладной при выписке одного ее экземпляра при получении услуг от нерезидента?

Согласно п. 208.2 ст. 208 Налогового кодекса получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, начисляет налог по основной ставке налога на базу налогообложения.

При этом получатель услуг — плательщик налога в порядке, определенном ст. 201 этого Кодекса, составляет налоговую накладную с указанием суммы начисленного им налога, которая является основанием для отнесения сумм налога к налоговому кредиту в установленном порядке.

Налоговая накладная составляется в одном экземпляре и остается у получателя услуг — плательщика налога.

Следовательно, в верхней левой части налоговой накладной в поле «Оригінал видається покупцю» проставляется соответствующая отметка («X»).

Подпунктом 8.2 п. 8 Порядка № 969 предусмотрено, что при выписке налоговой накладной покупателем (получателем) услуг от нерезидента, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в полях «Індивідуальний податковий номер продавця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (продавця)» проставляется нуль.

Например, при выписке 15 февраля 2011 г. налоговой накладной № 234 на сумму 15 000 грн. получателем услуг, поставляемых нерезидентом, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, служебные поля такой накладной будут иметь следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это правило также касается расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

 

Можно ли выписывать несколько налоговых накладных по одному договору в связи с поступлением денежных средств на несколько расчетных счетов от покупателя, если совокупно поступившая сумма денежных средств будет превышать 6 000 000 грн. с НДС? И надо ли такие налоговые накладные регистрировать в Едином реестре налоговых накладных? Если за один день зачисляется несколько платежей от одного контрагента и по одному договору, как выписать налоговую накладную: на общую сумму за один день или на каждую отдельную сумму?

В соответствии с п. 201.7 ст. 201 Налогового кодекса и п. 14 Порядка № 969 налоговая накладная выписывается на каждую полную или частичную поставку товаров/услуг, а также на сумму денежных средств, поступивших на текущий счет в качестве предоплаты (аванса).

Следовательно, налоговая накладная выписывается на общую сумму денежных средств, поступивших от покупателя в течение дня (в качестве оплаты за товары/услуги, которые должны быть поставлены по одному договору), независимо от того, поступили они на один или на несколько расчетных счетов.

Если в таких накладных сумма НДС больше суммы, указанной в п. 11 подраздела 2 раздела XX Налогового кодекса, они подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

В случае если осуществляется предварительная оплата за товары/ услуги, которые должны быть поставлены по нескольким договорам, налоговые накладные выписываются на соответствующую сумму аванса по каждому договору отдельно.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42