Статьи

Кто не рискует, тот...

или Какие финансово-хозяйственные операции предприятий являются объектом пристального внимания налоговиков

Риск, как утверждал герой популярного в советские времена фильма, — благородное дело. Однако всегда ли оно таково, когда речь идет об уплате налогов? Уверенно ответить на этот вопрос могут предприниматели, которым из-за несоблюдения законодательства место встречи с работниками налоговой службы изменять было уже поздно.


Когда запрет — не помеха

Допустить ошибку в декларации по незнанию тех или иных норм Налогового кодекса либо попытаться уменьшить налоговую нагрузку, используя законодательное несовершенство, — это одно, и совсем другое — пойти на грубое нарушение правил налогового поведения в государстве.

В первом случае радостно придут на помощь специалисты налоговых органов, которые проконсультируют и разъяснят букву закона, в том числе в пунктах разветвленной сети центров обслуживания налогоплательщиков.

С оптимизацией налоговых обязательств сложнее, поскольку поймать «на горячем» тех, кто к ней прибегает, вряд ли возможно. Аудиторам нужны время и достаточная доказательная база для убеждения плательщиков в неправильности их действий. Так, предприятие, имеющее экспорт-ный потенциал в виде металлургического завода и обладающее, например, горно-обогатительным комбинатом, при нежелании ежемесячно уплачивать НДС горно-обогатительным комбинатом может применять оптимизацию налогового обязательства, при которой комбинат будет реализовывать металл за рубеж. Законодательством это не запрещено, и государство в данном случае ничего не теряет, поскольку его баланс равен нулю: горно-обогатительный комбинат не уплачивает НДС, а металлургический завод не заявляет его к возмещению.

В случае же минимизации налоговых обязательств действия налоговиков по проведению проверок предприятий и осуществлению доначислений вполне логичны, поскольку, кроме надлежащего наполнения бюджета, среди стратегических задач налоговой — обеспечение равных условий для всех участников ведения бизнеса. А этого можно достичь путем выведения «на свет» теневой части экономики.

 

Сокращение по плану

Сейчас усилия специалистов органов ГНС Украины направлены на обеспечение налогоплательщикам максимума сервисов при минимуме вмешательства в их хозяйственную деятельность. Это позволило руководству ведомства отчитаться о том, что налоги уплачиваются преимущественно добровольно и, как результат, сокращено количество плановых проверок бизнеса в три раза по сравнению с 2010 г. «Плановые проверки бизнеса, по нашей статистике, сокращаются в разы... Сегодня мы дошли до 8 тыс. в год. Причем проверки имеют место только там, где появляются налоговые риски», — отметил на одной из пресс-конференций Председатель ГНС Украины Александр Клименко.

Следует отметить, что уменьшение количества плановых проверок — процесс перманентный. Если в план-график проверок на I квартал 2012 г. были включены 2,1 тыс. субъектов хозяйствования (что вдвое меньше, чем в I квартале 2011 г.), то во II квартале налоговым аудитом были охвачены уже 2 тыс. плательщиков. Что касается III и IV кварталов текущего года, то в план-график проверок на эти периоды включены по 1,7 тыс. предприятий. В целом же, как сообщили в Департаменте налогового контроля ГНС Украины, проверок в 2012 г. будет проведено приблизительно 7,5 тыс., или на 39% меньше, чем в прошлом. Налоговики подчеркивают: несмотря на это, их результативность повышается. В частности, в январе — сентябре 2012 г. доначисления денежных обязательств и их поступления в бюджет в расчете на одну плановую проверку выросли вдвое по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

 

Схемы. Популярные и не очень

По данным Департамента налогового контроля ГНС Украины, наиболее распространенными являются следующие схемы минимизации налоговых обязательств:

  • взаимодействие с субъектами хозяйствования, имеющими признаки «фиктивности» (ликвидированные, банкроты, объявленные в розыск и т. д.);
  • предоставление услуг нематериального характера (маркетинговых, консультационных и т. п.) и отнесение их стоимости к расходам;
  • экспорт и импорт товаров через нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
  • нетипичные экспортные и лже-экспортные операции и т. д.

Это по состоянию на сегодня, поскольку перечень налоговых рисков не может быть постоянным, он должен пересматриваться и пополняться новыми рисками, выявленными во время работы аудиторов. Ведь в зависимости от развития экономики, действий конкурентов и, конечно, налоговой политики в государстве определенные виды рисков могут либо становиться популярными, либо, наоборот — утрачивать актуальность. Например, риск занижения цен при проведении бартерных операций, что срабатывало в течение длительного времени, после внесения соответствующих изменений в законодательство перестал быть актуальным.

Возможны и так называемые рецидивы, как в ситуации с лжеэкспортом. Боролись с этим явлением налоговики совместно с таможенниками в 2007 г., даже составили перечень товаров повышенного риска (кожа, оптические линзы, семена, высокоточные приборы и т. п.), вывоз которых за рубеж достаточно часто сопровождался необоснованным заявлением к возмещению значительных сумм НДС. Явление вроде побороли: предприниматели отложили использование указанной схемы до «лучших времен», а именно — до осени 2010 г.

Кроме того, в группу риска может попасть предприятие: зарегистрированное в местах массовой регистрации; налоговый кредит которого почти равен налоговым обязательствам; местонахождение которого не установлено; признанное банкротом или которое проходит ликвидационную процедуру; на котором работает менее пяти человек и т. п. Например, что касается мест массовой регистрации, речь идет о нередких случаях, когда в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей заносятся адреса, по которым плательщики фактически не находятся. В результате сопоставления юридических адресов с фактическим местонахождением субъектов хозяйствования, осуществленного налоговиками, обнаружено, что временами в одном помещении, причем даже не в бизнес-центре, а в обычной квартире либо двух- или трехкомнатном офисе, могут размещаться более 1000 налогоплательщиков. Как они осуществляют хозяйственную деятельность, «дыша в затылок» друг другу, остается только догадываться.

В целом, как сообщил директор Департамента налогового конт-роля ГНС Украины Сергей Крухмалев во время недавней встречи с немецкими бизнесменами, вероятность уклонения от уплаты налогов оценивается по 42 рискам.

 

Реакция на требования времени

Так «откуда же дровишки»?.. «Этого удалось достичь благодаря переориентации деятельности органов налоговой службы Украины на отраслевой подход и использование автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для включения их в план-график проведения документальных проверок субъектов хозяйствования в зависимости от установленных рисков в их деятельности», — утверждает председатель ГНС в г. Киеве Ирина Носачева. Другими словами, чтобы действия налоговой службы по детенизации экономики были эффективными и давали быстрый результат, в марте 2008 г. в работу налоговиков введена риско-ориентированная система отбора плательщиков для проведения проверок.

Система рисков нашла свое отражение в положениях Налогового кодекса Украины, согласно п. 77.2 ст. 77 которого в план-график проведения документальных плановых проверок включают плательщиков, имеющих риск по неуплате налогов и сборов, невыполнению законодательства, конт-роль за которым возложен на органы государственной налоговой службы.

С тех пор как налоговики начали работать с рискоориентированной системой, они получили возможность быстрее реагировать на требования времени. Малоэффективных визитов на предприятия стало значительно меньше, что существенно, ведь «бегать» за каждым предпринимателем, привлекая его к уплате налогов, работники налоговых органов не смогли бы физически. Хотя бы потому, что трудовых ресурсов подразделений налогового контроля едва хватает на то, чтобы охватить проверками 5 — 6% общего количества субъектов хозяйствования. Да и не нужны лишние «телодвижения» ни бизнесу, ни государству. Каждый экономит, как считает нужным, и если плательщику удается несколько схитрить, но при этом он уплачивает налоги в объеме, не меньше, чем его конкуренты по отрасли, и не применяет схем минимизации — на здоровье! Проверяются только те плательщики, которые имеют риски уклонения от уплаты налогов, причем не один.

 

Какая прибыль? Одни убытки!

Отдельная тема — декларирование предприятиями убыточной деятельности. Мол, откуда взять денежные средства на уплату налогов, если и так одни убытки? В этом смысле налоговики бдительности не теряют. Более 74% субъектов хозяйствования, проверенных в течение января — сентября 2012 г., выведены из категории убыточных. Половина из них увеличили уплату НДС, еще 40% — налога на прибыль. Официально задекларированные убытки уменьшились на 8,38 млрд. грн. Это означает, что некоторые вчерашние убыточные предприятия, если и не начали уплачивать налог на прибыль, то или стали неубыточными, или отражают в отчетных документах меньшие (читай — реальные) суммы убытков.

Внимание налоговиков к убыточности предприятий понятно. Сумма уплаченных налогов должна быть адекватной объемам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, и никак иначе. Исключение могут составлять новосозданные предприятия, которым для того, чтобы дойти до точки отсчета прибыльности, нужно определенное время поработать и завоевать свои позиции на рынке. Однако не в ситуациях, когда происходит просто подмена понятий: предприятие раз в несколько лет закрывается и на его месте появляется новое — с несколько видоизмененным названием. По словам главного бухгалтера одной из столичных фирм, пожелавшего остаться неизвестным, бизнес такое практикует. Цель — избежать налоговых проверок и уплаты в бюджет сумм, которые могут быть доначислены по их результатам.

Временные рамки проведения проверок обусловлены и Налоговым кодексом, в соответствии с которым периодичность проведения документальных плановых проверок определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, которая делится на высокую, среднюю и незначительную. Предприятия с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, средней — не чаще одного раза в два календарных года, а вот с высокой «рискуют» быть проверены не чаще одного раза в календарный год.

Достаточно интересным является отраслевой срез использования схем уклонения от уплаты налогов. Чаще всего они применяются предприятиями оптовой торговли, пищевой промышленности и строительства — эти отрасли характеризуются наибольшим количеством рисков. Их представители быстро приспосабливаются к изменениям нормативно-правовых актов и, не вкладывая в наценку продукции больших затрат, не пренебрегают шансами осуществлять непрозрачную деятельность. Производители уклоняются от уплаты налогов реже: максимум, к чему они прибегают, — увеличение через посредников различных товаров или услуг их стоимости.

 

Попасть в «ахиллесову пяту»

Экспорт и импорт товаров через нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах, продажа Интернет-магазинами товаров категории luxury, а также рынок ценных бумаг — резервы, за привлечение к налогообложению которых налоговики намерены взяться уже в ближайшее время. По наблюдениям Председателя ГНС Украины Александра Клименко, львиная доля ценных бумаг является инструментами, помогающими уклоняться от уплаты налогов. «Мы сейчас видим обращение этих бумаг более чем на 1 трлн. грн., а сумма налогов, уплаченных в бюджет, очень мала, неадекватна экономике. Это 150 млн. грн.», — привел статистику главный налоговик.

Эксперты выдвигают различные идеи по совершенствованию методов борьбы с налоговыми рисками. Ведь такая система контроля за бюджетными поступлениями — не чисто украинское изобретение, а средство детенизации экономики, давно и успешно применяемое за рубежом. Ирина Носачева, которая до назначения на должность председателя ГНС в г. Киеве возглавляла Департамент налогового контроля ГНС Украины, предлагает дополнить имеющийся перечень рисков такими, как прирост имущества налогоплательщика неизвестного происхождения (из опыта Германии), отражение в бухгалтерской отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов (из опыта России).

Впрочем, какие изменения в дальнейшем будет претерпевать риско-ориентированная система отбора плательщиков для проведения проверок — покажет время и действия бизнеса, который живет, развивается, а значит, и разрабатывает новые правила игры в законность. Очевидно одно: изменения будут. И рано или поздно «ахиллесову пяту» плательщика-схемщика налоговики обнаружат. Соответственно, для того чтобы не иметь проблем с финансами, налоговых рисков лучше избегать. Пользы они не принесут ни государству, ни плательщику. Поэтому последнему стоит подумать, что выгоднее: уплатить налоги честно и сразу, нежели потом — вместе со штрафными санкциями.


Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42