Бухучет
Тема: Бухгалтерский учет

Приобретение автомобиля: особенности бухгалтерского и налогового учета

Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование

Порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование определен нормами Закона № 400. В соответствии с п. 7 ст. 1 этого Закона плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются, в частности, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, физические лица, приобретающие право собственности на легковые автомобили, которые подлежат государственной регистрации (перерегистрации) в подразделениях ГАИ МВД Украины, кроме случаев обеспечения легковыми автомобилями инвалидов согласно законодательству и унаследования легковых автомобилей в соответствии с законом.

Следует обратить внимание на то, что перечни общегосударственных и местных налогов и сборов приведены соответственно в статьях 9 и 10 Налогового кодекса. Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование в этих статьях не упоминается. Однако согласно п. 2 подраздела 10 раздела  ХХ «Переходные положения» указанного Кодекса сборы, не установленные этим Кодексом как общегосударственные или местные, но установленные законодательными актами Украины как обязательные платежи до вступления в силу этого Кодекса, взимаются по правилам, установленным этими законодательными актами Украины до вступления в силу Закона об административных услугах и других законов, которые будут регулировать взимание соответствующих сборов.

Таким образом, в 2012 г. начисление и уплата сбора на обязательное государственное пенсионное страхование субъектами предпринимательской деятельности, приобретающими право собственности на легковые автомобили, осуществляется согласно Закону № 400, что не противоречит нормам Налогового кодекса.

Ставка сбора

Для плательщиков сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, определенных п. 7 ст. 1 Закона № 400, ставка этого сбора установлена в размере 3% объекта налогообложения, определенного п. 2.6 ст. 2 этого Закона, то есть стоимости легкового автомобиля (п. 8 ст. 4 этого Закона). При этом стоимость легкового автомобиля определяется в соответствии с договорами купли-продажи, справками-счетами торговых организаций, договорами мены, справками органов таможенной службы, актами экспертной оценки стоимости автомобиля, другими документами, подтверждающими такую стоимость (п. 13 Порядка № 1740).

Обратите внимание! Законопроектом № 11122 предлагается внести изменения в Закон № 400, в том числе относительно изменения ставок сбора на обязательное государственное пенсионное страхование транспортных средств.

Уплата сбора

Плательщик сбора на обязательное государственное пенсионное страхование может приобрести легковой автомобиль у лица, являющегося плательщиком НДС, и, соответственно, при продаже такого автомобиля начисляет налоговое обязательство по НДС. В связи с этим обращаем внимание на то, что Пенсионный фонд Украины в письме № 13034/03-30 разъяснил, что сбор на обязательное государственное пенсионное страхование со стоимости легкового автомобиля уплачивается без учета НДС.

Органы ГАИ осуществляют регистрацию легковых автомобилей только при условии уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, что подтверждается документом об уплате этого сбора (п. 14 Порядка № 1740).

Сбор за первую регистрацию транспортного средства

Сбор за первую регистрацию транспортного средства{h}Первая регистрация транспортного средстваэто регистрация транспортного средства, осуществляемая уполномоченными государственными органами Украины относительно этого транспортного средства в Украине впервые (пп. 14.1.163 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).{/h}относится к общегосударственному сбору (пп. 9.1.5 п. 9.1 ст. 9 Налогового кодекса). Порядок начисления и уплаты этого сбора урегулирован нормами раздела VII «Сбор за первую регистрацию транспортного средства» Налогового кодекса.

Пунктом 231.1 ст. 231 этого Кодекса определено, что плательщиками сбора за первую регистрацию транспортных средств являются юридические и физические лица, осуществляющие первую регистрацию в Украине транспортных средств, которые в соответствии со ст. 232 Кодекса являются объектами налогообложения.

Объектом обложения сбором является транспортное средство под соответствующим кодом УКТ ВЭД, ввезенное на таможенную территорию Украины для дальнейшего использования или произведенное в Украине, которое не имеет актов государственной регистрации уполномоченных органов, дающих право на его эксплуатацию.

Например, если новый или уже использованный автомобиль ввезен в Украину из-за рубежа и это транспортное средство еще не регистрировалось в нашем государстве, то лицо, которое приобрело этот автомобиль, будет регистрировать это транспортное средство впервые. Первую регистрацию транспортного средства осуществляет также лицо, которое приобрело новый автомобиль отечественного производства.

Классификация транспортного средства согласно УКТ ВЭД

Согласно ст. 313 Таможенного кодекса таможенные органы классифицируют товары, то есть относят товары к классификационным группировкам, указанным в УКТ ВЭД.

Решающим фактором при отнесении транспортного средства к соответствующей товарной позиции УКТ ВЭД являются технические условия, сфера применения и назначения, определенные заводом-производителем при изготовлении конкретной модели транспортного средства или его модификации.

Определение типа, модели, версии транспортного средства, года его изготовления, комплектности, укомплектованности, полной массы, рабочего объема двигателя, других характеристик, являющихся определяющими для классификации транспортного средства согласно УКТ ВЭД, проводится на основании предоставленных при таможенном оформлении документов и результатов таможенного осмотра транспортного средства, включая осмотр идентификационных табличек, номерных площадок кузовов (шасси), номерных панелей и табличек (наклеек), дополнительных носителей информации, имеющихся на транспортное средство, с отражением конструктивных особенностей, которые являются определяющими для классификации транспортного средства согласно УКТ ВЭД.

Для однозначной классификации транспортных средств следует использовать:

  • техническую документацию завода — производителя автомобиля;
  • сертификаты или аналогичные документы, выданные уполномоченным органом страны-экспортера или страны-производителя с указанием, что автомобиль относится к определенной категории.

Объекты обложения сбором

В соответствии со ст. 232 Налогового кодекса объектами обложения сбором являются:

  • колесные транспортные средства, кроме:

транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, закрепленных на праве оперативного управления за воинскими частями, военными учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, которые полностью содержатся за счет бюджета, кроме отнесенных к  транспортной группе, в порядке, определенном главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики по вопросам национальной безопасности в военной сфере, обороны и военного строительства;

транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, закрепленных на праве оперативного управления за воинскими формированиями главного органа в системе центральных органов исполнительной власти в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, безопасности дорожного движения, которые полностью содержатся за счет бюджета, кроме отнесенных к транспортной группе, в порядке, определенном таким главным органом;

транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, закрепленных на праве оперативного управления за подразделениями службы гражданской защиты, которые полностью содержатся за счет бюджета, кроме отнесенных к  транспортной группе, в порядке, определенном главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере гражданской защиты населения;

транспортных средств грузовых, самоходных, используемых на заводах, складах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, — товарная позиция 8709 согласно УКТ ВЭД;

транспортных средств скорой медицинской помощи;

машин и механизмов для сельскохозяйственных работ — товарные позиции 8432 и 8433 согласно УКТ ВЭД;

прицепов (полуприцепов);

мопедов;

велосипедов;

  • суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины;
  • самолеты и вертолеты, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины или в Реестре государственных воздушных судов Украины, кроме:

самолетов и вертолетов Вооруженных Сил Украины;

самолетов и вертолетов главного органа в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере гражданской защиты населения, а также органов управления и сил гражданской защиты, выполняющих задачи гражданской защиты.

Определение базы обложения сбором

В соответствии со ст. 233 Налогового кодекса база обложения сбором определяется, в частности, для колесных транспортных средств:

  • мотоциклов, легковых автомобилей (кроме легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем), автобусов (в том числе микроавтобусов), тракторов, грузовых автомобилей (в том числе седельных тягачей, других специализированных и специальных грузовых транспортных средств, других колесных транспортных средств) — по объему цилиндров двигателя в сантиметрах кубических (см3);
  • для легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, — по мощности двигателя в киловаттах (кВт);

База налогообложения для указанных транспортных средств определяется отдельно для каждого транспортного средства.

Ставки сбора

Пунктом 234.1 ст. 234 Налогового кодекса установлены ставки для колесных транспортных средств, в частности для:

  • легковых автомобилей (кроме автомобилей, оборудованных электродвигателем) (табл. 1);

Таблица 1

Группа

Объем цилиндров двигателя, см3

Ставка сбора за 100 см3 объема цилиндров двигателя, грн.

от

до (включительно)

1

до 1000

3,27

2

1001

1500

5,45

3

1501

1800

7,62

4

1801

2500

10,89

5

2501

3500

27,23

6

3501

4500

43,56

7

4501

5500

49,01

8

5501

6500

59,90

9

свыше 6500

65,34

 

  • легковых автомобилей, оборудованных электродвигателем, — 0,54 грн. за 1 кВт мощности двигателя;
  • грузовых автомобилей (табл. 2).

Таблица 2

Группа

Объем цилиндров двигателя, см3

Ставка сбора за 100 см3 объема цилиндров двигателя, грн.

от

до (включительно)

1

до 8200

16,34

2

8201

15 000

21,78

3

свыше 15 000

27,23

 

Сбор за первую регистрацию транспортного средства для грузопассажирских автомобилей уплачивается по ставкам, установленным для грузовых автомобилей.

Расчет суммы сбора

Напомним, что в зависимости от того, какое транспортное средство регистрируется (новое или используемое), при расчете сбора применяются соответствующие коэффициенты, установленные Налоговым кодексом:

  • для всех новых транспортных средств — 1;
  • для транспортных средств, которые использовались до 8 лет, — 2;
  • для транспортных средств, которые использовались свыше 8 лет, — 40.

Сумма сбора исчисляется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей базы налогообложения, ставки сбора и соответствующего коэффициента.

Если автомобиль не новый и уже использовался до его первой регистрации в Украине, то это обстоятельство может значительно увеличить сумму сбора за первую регистрацию транспортного средства, которую должен уплатить плательщик этого сбора. Однако если лицо приобретает не новый (используемый) автомобиль, который уже был зарегистрирован в Украине, то сбор за первую регистрацию транспортного средства в этом случае уплачивать не нужно (ведь для указанного автомобиля это будет уже не первая регистрация в Украине).

Уплата сбора

Рассчитанный сбор уплачивается физическими и юридическими лицами перед проведением первой регистрации в Украине транспортных средств.

При этом уплачивать сбор следует по месту регистрации транспортных средств по ставкам, действующим на день уплаты (п. 239.1 ст. 239 Налогового кодекса).

Юридические лица в десятидневный срок после первой регистрации в Украине транспортных средств представляют соответствующему органу ГНС по местонахождению и месту регистрации транспортного средства расчет суммы сбора за такие транспортные средства по установленной форме. Отметим, что форма Расчета суммы сбора за первую регистрацию транспортного средства утверждена приказом № 994. К расчету обязательно прилагаются копии регистрационных документов, заверенные соответствующим уполномоченным государственным органом Украины, проводившим регистрацию транспортного средства.

При первой регистрации транспортного средства в Украине плательщики сбора обязаны предъявлять квитанции или платежные поручения об уплате этого сбора с отметкой банка о дате выполнения платежного поручения, а плательщики, освобожденные от уплаты сбора, — соответствующий документ, дающий право на пользование такими льготами. В случае отсутствия документов об уплате сбора или документов, дающих право на пользование льготами, первая регистрация в Украине не проводится (пункты 239.3 и 239.4 ст. 239 Налогового кодекса). Отметим, что льготы по уплате сбора за первую регистрацию транспортных средств установлены ст. 235 этого Кодекса.

Налог на прибыль

Транспортные средства для целей налогового учета считаются основными средствами, если они соответствуют критериям, приведенным в пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса.

Расходы на приобретение основных средств подлежат амортизации.

Начисление амортизации

Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, устанавливаемого приказом по предприятию при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс). Амортизация основных средств осуществляется до того, как остаточная стоимость такого объекта достигнет его ликвидационной стоимости. Классификация групп основных средств и других необоротных активов и минимально допустимые сроки их амортизации предусмотрены п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса.

Так, согласно этому пункту транспортные средства относятся к группе 5, для которых в налоговом учете минимально допустимый срок полезного использования определен продолжительностью 5 лет.

Следует отметить, что срок полезного использования объектов основных средств для начисления амортизации определяется плательщиком налога самостоятельно с учетом даты ввода их в эксплуатацию и может пересматриваться при изменении ожидаемых экономических выгод от его использования, но этот срок не может быть меньше, нежели определено п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса.

При выводе основного средства из эксплуатации (для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и т. п.) начисление амортизации приостанавливается на этот период на основании документов, свидетельствующих о выводе таких основных средств из эксплуатации.

Отметим, что амортизируемая стоимость по каждому объекту основных средств определяется как первоначальная (переоцененная) с учетом капитализированных расходов на модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование, реконструкцию и т. п.

Определение первоначальной стоимости объектов основных средств

Первоначальная стоимость объекта основных средств в соответствии с п. 146.5 ст. 146 Налогового кодекса состоит из следующих расходов:

  • сумм, уплачиваемых поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, осуществляемых в связи с приобретением/получением прав на объект основных средств;
  • сумм ввозной пошлины;
  • сумм косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются плательщику);
  • расходов на страхование рисков доставки основных средств;
  • расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;
  • финансовых расходов, включение которых в себестоимость квалификационных активов предусмотрено положениями (стандартами) бухгалтерского учета;
  • других расходов, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, пригодного для их использования с запланированной целью.

Если предприятие в связи с приобретением объекта основных средств (автомобиля) уплачивает сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и сбор за первую регистрацию транспортного средства, то расходы на уплату этого сбора на основании норм п. 146.5 ст. 146 Налогового кодекса включаются в первоначальную стоимость такого объекта основных средств.

Налог на добавленную стоимость

Если плательщик НДС приобретает объект основных средствавтомобиль, то при определенных условиях он может отразить налоговый кредит. Согласно п. 198.3 ст. 198 Налогового кодекса налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса, и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 этого Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, в целях дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога.

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса ст. 39 «Методы определения и порядок применения обычной цены» этого Кодекса вступает в силу 01.01.2013 г. До этой даты обычные цены определяются в соответствии с п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли, поскольку этот пункт продолжает действовать до 01.01.2013 г., что предусмотрено пп. 2 п. 2 раздела XIX «Заключительные положения» указанного Кодекса.

Согласно п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса датой возникновения права плательщика налога на отнесение сумм налога к налоговому кредиту считается дата события, произошедшего раньше:

  • дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога на оплату товаров/услуг;
  • дата получения плательщиком налога товаров/услуг, что подтверждено налоговой накладной.

Следует также учесть, что право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, начали ли такие товары/услуги и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода (п. 198.3 ст. 198 этого Кодекса).

Бухгалтерский учет

Классификация основных средств, то есть их распределение по группам для целей бухгалтерского учета, приведена в п. 5 ПБУ 7. При этом в пп. 5.1.5 пп. 5.1 п. 5 этого ПБУ как отдельная группа, входящая в состав основных средств, определены транспортные средства.

В бухгалтерском учете к основным средствам в соответствии с п. 4 ПБУ 7 относятся материальные активы, которые предприятие содержит в целях использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года). Отметим, что в этом пункте не установлен стоимостный критерий для отнесения в бухгалтерском учете материальных активов к составу основных средств (в отличие от налогового учета, в котором согласно пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса на статус основных средств могут претендовать только материальные активы, стоимость которых превышает 2500 грн.).

Учет наличия и движения транспортных средств ведется на субсчете 105 «Транспортные средства» к счету 10 «Основные средства».

Расходы предприятия на приобретение или изготовление собственными силами материальных активов, учет которых ведется на счете 10 «Основные средства», отражаются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств».

Поступление на предприятие (зачисление на баланс) приобретенных транспортных средств отражается по дебету субсчета 105 «Транспортные средства» по первоначальной стоимости. Перечень расходов, включаемых в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость объекта основных средств, приведен в п. 8 ПБУ 7 (это, в частности: суммы, уплачиваемые поставщикам активов (без косвенных налогов); регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств, и т. п.). Отметим, что этот перечень подобен вышеуказанному в этой статье перечню расходов, которые в соответствии с п. 146.5 ст. 146 Налогового кодекса включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств в налоговом учете.

Предприятие, уплачивающее в связи с приобретением объекта основных средств (автомобиля) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и сбор за первую регистрацию транспортного средства, расходы на уплату этого сбора на основании норм п. 8 ПБУ 7 включает в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость такого объекта основных средств.

Рассмотрим на примере, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете приобретение автомобиля.

Пример

ООО «Дельта» приобрело новый легковой автомобиль BMW 2012 г. выпуска с объемом цилиндров двигателя 3000 см3 за 425 000 грн., НДС составляет 85 000 грн., всего — 510 000 грн.

В соответствии с пп. 234.1.2 п. 234.1 ст. 234 Налогового кодекса ставка сбора за первую регистрацию транспортного средства для легковых автомобилей с объемом цилиндров двигателя 3000 см3 составляет 27,23 грн. за 100 см3 объема цилиндров двигателя.

Приобретенный легковой автомобиль BMW является новым транспортным средством, поэтому согласно пп. 234.4.1 п. 234.4 ст. 234 Налогового кодекса при расчете суммы сбора за первую регистрацию транспортного средства используется коэффициент, равный 1.

Сумма сбора за первую регистрацию транспортного средства — нового легкового автомобиля BMW с объемом цилиндров двигателя 3000 см3 рассчитывается так:

3000 см3 : 100 см3 х 27,23 грн. х 1 = 816,90 грн.

Приобретенный автомобиль BMW является легковым, поэтому покупатель ООО «Дельта» должен также уплатить сбор на обязательное государственное пенсионное страхование. Ставка этого сбора установлена в размере 3% объекта налогообложения, то есть стоимости легкового автомобиля (п. 8 ст. 4 Закона № 400). Пенсионный фонд Украины в письме № 13034/03-30 разъяснил, что сбор на обязательное государственное пенсионное страхование со стоимости легкового автомобиля уплачивается без учета НДС.

Учитывая изложенное, в таком случае объектом налогообложения будет стоимость легкового автомобиля BMW без учета НДС, а именно 425 000 грн. Соответственно, сумма сбора на обязательное государственное пенсионное страхование рассчитывается так:

425 000 х 3% = 12 750,00 грн.

В результате первоначальная стоимость этого объекта основных средств, отраженная в бухгалтерском и налоговом учете, определена в сумме 438 566,90 грн. (425 000,00 + 816,90 + 12 750,00).

Бухгалтерский и налоговый учет по этому примеру приведен в табл. 3.

Таблица 3


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Налоговый
учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

2

4

5

6

7

8

1

Уплачены денежные средства за легковой автомобиль

371
«Расчеты по выданным авансам»

311
«Текущие счета в национальной валюте»

510 000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641
«Расчеты по налогам»

644
«Налоговый кредит»

85 000

3

Оприходован легковой автомобиль

152
«Приобретение (изготовление) основных средств»

631
«Расчеты с отечественными поставщиками»

425 000

—*

4

Отражена сумма НДС, связанная с приобретением легкового автомобиля

644
«Налоговый кредит»

631
«Расчеты с отечественными поставщиками»

85 000

5

Зачислены остатки по счетам

631
«Расчеты с отечественными поставщиками»

371
«Расчеты по выданным авансам»

510 000

6

Отражено начисление и перечисление сбора на обязательное государственное пенсионное страхование

152
«Приобретение (изготовление) основных средств»

651
«По расчетам по общеобязательному государственному социальному страхованию»

12 750

—*

651
«По расчетам по общеобязательному государственному социальному страхованию»

311
«Текущие счета в национальной валюте»

12 750

7

Отражено начисление и перечисление сбора за первую регистрацию транспортного средства

152
«Приобретение (изготовление) основных средств»

642
«Расчеты по обязательным платежам»

816,90

—*

642
«Расчеты по обязательным платежам»

311
«Текущие счета в национальной валюте»

816,90

8

Введен в эксплуатацию легковой автомобиль

105
«Транспортные средства»

152
«Приобретение (изготовление) основных средств»

438 566,90

—**

____________
*
 Расходы включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств (легкового автомобиля) в соответствии с п. 146.5 ст. 146 Налогового кодекса.
**
 При условии использования плательщиком налога приобретенного легкового автомобиля в собственной хозяйственной деятельности его стоимость будет отражена в составе расходов, в частности в процессе начисления амортизации, поскольку этот актив предусматривается использовать в качестве объекта основных средств. Амортизация объекта основных средств начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, установленного плательщиком налога, но не меньше минимально допустимого срока, установленного п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса, помесячно начиная с месяца, наступающего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 146.2 ст. 146 Налогового кодекса).

«Горячие линии»

Дата: 24 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42