Интервью

Главная задача либерализации — понятная и простая налоговая система Украины

Президент Украины Виктор Янукович поручил руководителям финансового и налогового ведомств провести существенную либерализацию налоговой системы, чтобы сделать ее более понятной для плательщиков: налоговый учет должен отнимать все меньше времени, а ставки налогов — становиться все более унифицированными. О том, как будет проходить этот процесс и когда плательщикам ожидать первых результатов совершенствования налоговой системы, шла речь в разговоре с  Юрием Колобовым.


В. — Юрий Владимирович, Президент поручил Минфину Украины и ГНС Украины провести либерализацию налоговой системы. Можете ли Вы конкретизировать поставленную задачу?

Ю. В. — Она проста — сделать налоговую систему понятной как в администрировании, так и в процессе уплаты налогов: упростить систему формирования и представления налоговой отчетности, в результате чего бизнесу будет проще выполнять обязательства перед бюджетом.

С одной стороны, мы должны добиться того, что практика полной и своевременной уплаты налогов будет распространяться на всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности и граждан, с другой — обеспечить жесткий контроль над бюджетными расходами, в том числе прозрачные тендерные процедуры, чтобы налогоплательщики понимали, куда идут их денежные средства и как расходуются.

Для этого Минфин Украины и ГНС Украины разрабатывают проект либерализации налоговой системы, базовыми принципами которого будут простота и прозрачность формирования налоговых обязательств, сокращение налоговых льгот (мы оцениваем потери бюджета от нецелесообразных бюджетных льгот в размере 100 млрд. грн. в год), борьба с «налоговыми ямами», усиление надзора за финансовыми операциями крупных финансово-промышленных групп и контроль за выведением денежных средств за рубеж.

При этом Президент Украины поставил задачу осуществлять все изменения в налоговой системе в плотном сотрудничестве с бизнесом. Для этого территориальные налоговые органы уже получили от руководства ГНС Украины задание проводить консультации с предпринимателями и общественностью. Особое внимание мы будем уделять мнению малого и среднего бизнеса в регионах, в том числе в небольших городах и на депрессивных территориях. Предложения представителей реального сектора по совершенствованию налоговой системы будут учтены в программе ее либерализации до 2014 года.

Примером подобной открытости стало обсуждение Концепции реформирования налоговой системы в Министерстве финансов 12 июля этого года, в котором приняли участие около 30 представителей ассоциаций и объединений налогоплательщиков.

В. — Какие, по Вашему мнению, сферы налогового законодательства и налогового администрирования сегодня требуют либерализации и почему?

 Ю. В. — Существенным шагом станет переход с 2013 года на годовой отчетный период по налогу на прибыль. Мы говорим о возможности представлять декларацию по этому налогу один раз в год для предпринимателей с доходом свыше 10 млн. грн. при условии, что их налоговые обязательства будут уплачиваться в бюджет ежемесячными авансами в размере 1/12 налоговых обязательств по итогам минувшего года.

Как отмечают эксперты и налогоплательщики, значительное время занимает процедура заполнения налоговой отчетности по основным налогам, таким как налог на прибыль и НДС. Исходя из этого, при дальнейшей либерализации налоговой системы акцент будет сделан на упрощении налоговой отчетности, унификации ее форм.

Кстати, в последние годы в сфере либерализации налоговой системы уже сделано немало реальных шагов, позволивших Украине улучшить свои позиции в рейтинге Всемирного банка по простоте ведения бизнеса за 2013 год.

И если в общем рейтинге наша страна поднялась на 15 позиций (со 152-го на 137-е место), то по такому показателю, как уплата налогов, рейтинг повысился сразу на 18 пунктов — со 183-го до 165-го места. То есть наибольший прорыв удалось сделать именно в части либерализации налогового законодательства.

Среди прочего эксперты Всемирного банка отметили значительное сокращение количества обязательных платежей, которые плательщик обязан произвести в течение года, их периодичности — со 135 до 28. Это результат системной работы налоговой службы по сокращению налоговой отчетности, ее упрощению, а также расширению возможностей плательщиков отправлять отчетность в налоговые органы в электронной форме.

Усовершенствована процедура возмещения НДС, реформирована упрощенная система налогообложения. Для плательщиков налога на прибыль отменено требование представлять вместе с декларацией перечень доходов и расходов в разрезе контрагентов-единоналожников.

Естественно, при таких шагах навстречу плательщикам мы ожидаем ответной реакции с их стороны, которая будет проявляться в отказе от тенизации деятельности.

В. — Не будет ли очередное упрощение налоговой системы способствовать тенизации экономики?

Ю. В. — Как раз наоборот — будет способствовать детенизации, так как мы идем по пути уменьшения налогового давления на бизнес. Приведу в пример ту же упрощенную систему налогообложения: совместно с ГНС Украины мы предложили парламенту существенное снижение ставки единого налога для пятой (физические лица — предприниматели) и шестой (юридические лица) групп плательщиков единого налога (максимально установленный для них оборот — 20 млн. грн.) до 5% налога в случае уплаты НДС и 7%, если НДС включается в состав единого налога, а также отмену ограничений по критерию количества наемных работников (сейчас установлен на уровне 20 и 50 человек соответственно).

Еще один пример — предложение обложить 3-процентным акцизным налогом (так называемым налогом Тобина) внебиржевые сделки, большая часть которых проходит с «мусорными» ценными бумагами: акциями, облигациями и векселями предприятий-пустышек, которые не листингованы на биржах, не имеют биржевой цены и используются участниками финансового рынка для минимизации налогов и «надувания» своих капиталов.

При этом мы предложили установить льготный режим налогообложения прибыли от операций с ценными бумагами на уровне 10%, что будет стимулировать приток инвестиций в этот сегмент рынка, а также развитие биржевой — понятной частному инвестору — торговли.

Не ошибусь, если скажу, что такая ставка налога — одна из самых низких в Европе. Именно так мы подталкиваем экономику к детенизации и оживлению предпринимательской деятельности.

В. — Обычно бизнесмены считают, что лучшая налоговая система — это стабильная система. Мы же говорим о ее изменениях уже два года подряд. Как нивелировать негативное влияние постоянно меняющихся правил игры на субъектов хозяйственной деятельности?

Ю. В. — Современный активно меняющийся мир, где торгово-экономические связи субъектов хозяйствования чрезвычайно переплетены, требует оперативного реагирования не только самих субъектов, но и государства как такового, его законодательной базы. Классическим примером подобной ситуации стал последний всемирный финансовый кризис, когда с необходимостью совершенствования своего законодательства столкнулись многие страны, в том числе европейские.

Могу сказать только, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс Украины в последнее время, были направлены исключительно на совершенствование налоговой системы. В частности, был упрощен порядок автоматического возмещения НДС, расширена сфера применения упрощенной системы, введены налоговые льготы в сфере IT-технологий, упрощены формы налоговых деклараций и процедура налоговой отчетности.

Ключевые составные элементы налоговой системы (такие как база налогообложения, ставки) изменений не претерпели. Постепенное снижение ставок налога на прибыль и НДС, заложенное в Налоговый кодекс при его разработке в 2010 году, также остается неизменным.

В. — Следует ли украинскому бизнесу ожидать налоговой амнистии?

 Ю. В. — Вопрос о проведении налоговой амнистии и ее форме обсуждается из года в год. Но в отличие от ряда других вопросов налогообложения следует оценить готовность самого бизнеса выйти из «тени» на определенных условиях. Ведь не секрет, что при соответствующих процедурах помимо самого факта амнистии капиталов субъекты хозяйствования должны уплатить государству специальный налог, пусть и по минимальной ставке (1 — 2% амнистируемого капитала). Без готовности бизнеса и граждан выйти из «тени» сама идея налоговой амнистии (которая по сути является разовой акцией) может быть надолго дискредитирована. Работа продолжается.

В. — Планируете ли Вы и когда ввести систему всеобщего декларирования доходов гражданами? Какой эффект эта система даст экономике и бюджету?

 Ю. В. — В большинстве развитых стран представление декларации обязательно для всех граждан. Например, для американского гражданина, проживающего за рубежом, единственный способ избежать необходимости представлять в налоговые органы США отчетность по подоходному налогу — отказаться от американского гражданства.

Следует отметить, что в Украине при всеобщем декларировании количество декларантов увеличится минимум в 25 раз. Обработка такого объема отчетности и контроль за достоверностью данных деклараций возможны, только если декларация будет иметь понятную для обычного плательщика форму и представляться в электронном виде, без общения с сотрудниками налоговых органов.

Поэтому прежде чем объявлять о введении такой системы, следует максимально четко продумать ее детали, чем мы и занимаемся — чтобы всеобщее декларирование не стало проблемой для плательщиков. Такая аналитическая работа ведется специалистами ГНС Украины.

В. — Как при условии дальнейшего упрощения налоговой системы наполнять бюджет, чтобы не давить на бизнес?

 Ю. В. — Само упрощение не ведет к уменьшению поступлений в бюджет. Вот, казалось бы, ежегодное уменьшение ставки налога на прибыль предприятий должно было привести к прямым существенным потерям доходов, но в 2011 году по сравнению с 2010 годом поступления выросли более чем в 1,5 раза, при этом ставка налога уменьшилась с 25 до 23%. За 9 месяцев текущего года поступления остались на уровне соответствующего периода 2011 года, при этом ставка налога снизилась уже до 21%. Давление на бизнес и выбивание налогов — не путь Украины сегодня.

В. — Следует ли отменять мораторий на фактические проверки малого бизнеса?

— Мораторий на фактические проверки субъектов малого бизнеса, который был предусмотрен Налоговым кодексом Украины и действовал до конца 2011 года, был отменен в связи с внесением изменений в этот Кодекс. Нормы Налогового кодекса по упрощенной системе действуют уже почти год, и субъекты малого бизнеса имели возможность адаптироваться к ним. Поэтому вопрос возобновления налоговых проверок субъектов малого бизнеса действительно актуален. Будем советоваться с бизнесом, считать потери, анализировать — огульно принимать решение о возобновлении таких форм проверок никто не будет. В этом я заверяю Вас и читателей журнала.


Беседовал Петр КРИЧУН,
главный редактор «Вестника»

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42