НДС
Тема: НДС

Определение суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета

Определение суммы НДС, подлежащей уплате или возмещению из Государственного бюджета Украины (бюджетному возмещению), и сроки проведения расчетов

Порядок определения суммы налога, подлежащей возмещению из Государственного бюджета Украины (бюджетному возмещению), определен ст. 200 Налогового кодекса.

В соответствии с п. 200.1 этой статьи Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате (перечислению) в Государственный бюджет Украины или бюджетному возмещению, определяется как разность между суммой налогового обязательства отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита такого отчетного (налогового) периода.

При положительном значении суммы, рассчитанной согласно вышеуказанному пункту, она подлежит уплате (перечислению) в бюджет, а при отрицательном значении — учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с Налоговым кодексом), а при отсутствии налогового долга — зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

Если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно п. 200.1 ст. 200 Налогового кодекса, имеет отрицательное значение, то:

  • бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, равная сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, а при получении от нерезидента услуг на таможенной территории Украины — сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем услуг;
  • остаток отрицательного значения предыдущих налоговых периодов после бюджетного возмещения включается в состав сумм, относящихся к налоговому кредиту следующего налогового периода.

Вместе с тем Налоговым кодексом определен круг плательщиков налога, не имеющих права на получение бюджетного возмещения.

Это лица, которые:

  • были зарегистрированы в качестве плательщиков НДС меньше чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);
  • имели объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше заявленной суммы бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов).

В случае если по результатам отчетного периода плательщик налога имеет право на получение бюджетного возмещения, он может самостоятельно принять решение о зачислении в полном объеме надлежащей ему суммы бюджетного возмещения или ее части в уменьшение налоговых обязательств по НДС, возникших в течение следующих отчетных (налоговых) периодов, или о возврате такой суммы на счет в банке. В случае принятия такого решения указанная сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих отчетных (налоговых) периодов.

В свою очередь, в соответствии с пп. 14.1.18 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса бюджетным считается возмещение отрицательного значения НДС на основании подтверждения правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки плательщика, в том числе автоматическое бюджетное возмещение в порядке и по критериям, определенным в разделе V Налогового кодекса.

Решение плательщика о направлении бюджетного возмещения отражается им в налоговой декларации, представляемой по результатам отчетного (налогового) периода, в котором возникает право на получение бюджетного возмещения, а в случае принятия решения о возврате такой суммы на расчетный счет плательщик подает еще и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения. Формы декларации по НДС, расчета суммы бюджетного возмещения и заявления о возмещении, порядок их заполнения утверждены приказом № 1492.

Согласно пп. 4.6.6 пп. 4.6 п. 4 раздела V Порядка № 1492 остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего отчетного периода (отражается в строке 24 декларации текущего отчетного (налогового) периода и переносится в строку 21.2 декларации следующего отчетного (налогового) периода). Следовательно, за плательщиком сохраняется право на использование накопленного налогового кредита в будущем, в частности в счет погашения налоговых обязательств по НДС следующих отчетных (налоговых) периодов (строка 23.2 декларации) либо включения в состав налогового кредита следующего отчетного периода (строка 24 декларации).

Касательно плательщиков, которые не имели права на бюджетное возмещение в связи с ограничениями, установленными Налоговым кодексом, то такие плательщики имеют право в строке 24 налоговой декларации по НДС отражать остаток отрицательного значения налога до полного его погашения либо путем начисления налогового обязательства, либо путем получения права на бюджетное возмещение.

Вместе с тем следует отметить, что в случае если остаток отрицательного значения налога предыдущего налогового период сформирован плательщиком по приобретенным товарам/услугам, которые по истечении срока исковой давности (1095 дней) не оплачены, то такие товары/услуги считаются бесплатно полученными, а потому с учетом п. 198.3 ст. 198 Налогового кодекса право на налоговый кредит и, соответственно, бюджетное возмещение по таким товарам/услугам плательщик утрачивает.

Приведем пример определения плательщиком НДС суммы налога, подлежащей бюджетному возмещению. 

Пример

Определение плательщиком суммы налога, подлежащей бюджетному возмещению

ООО «Релаксин» зарегистрировано в качестве плательщика НДС в мае 2011 г., по состоянию на 01.08.2012 г. предприятие имеет налоговый долг по НДС в сумме 200 тыс. грн.

Основные показатели налоговой отчетности по НДС ООО «Релаксин» за июль — сентябрь 2012 г.:

Основні показники декларації з ПДВ

Звітні (податкові) періоди 2012 р.

Примітка

Липень

Серпень

Вересень

Усього податкових зобов'язань (рядок 9 колонки Б)

100

200

100

 

Усього податкового кредиту (рядок 17 колонки Б)

800

600

300

 

Від'ємне значення різниці між сумою податкового зобов'язання та сумою податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (рядок 9 — рядок 17) (р. 19)

 

700

 

400

 

200

 

Зарахування від'ємного значення різниці поточного звітного (податкового) періоду (р. 20):

Х

Х

Х

Х

у зменшення суми податкового боргу з ПДВ (р. 20.1)

200

-

-

 

до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (рядок 19 —рядок 20.1) (значення цього рядка переноситься до рядка 21.1 декларації наступного звітного (податкового) періоду) (р. 20.2)

500

400

200

 

Залишок від'ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду, що включається до складу податкового кредиту поточного звітного (податкового) періоду (р. 21) (рядок 21.1 + рядок 21.2 + рядок 21.3):

-

500

600

 

значення рядка 20.2 декларації попереднього звітного (податкового) періоду (р. 21.1)

-

500

400

 

значення рядка24 декларації попереднього звітного (податкового) періоду (р. 21.2)

-

-

200

 

зменшено/збільшено залишок від'ємного значення за результатами перевірки податкового органу (р. 21.3)

-

-

-

 

Залишок від'ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного (податкового) періоду (р. 22) (рядок 21 — рядок 18)

-

500

600

Подається довідка про залишок від'ємного значення (додаток 2)*

Сума, що підлягає бюджетному відшкодуванню (рядок 3 Д3)

(рядок 23.1 + рядок 23.2) (р. 23):

-

300

600

Подається розрахунок бюджетного відшкодування

(додаток 3)

на рахунок платника у банку (р. 23.1)

-

300

200

Подається заява про повернення суми бюджетного відшкодування

(додаток 4)

у зменшення податкових зобов'язань з податку на додану вартість наступних звітних (податкових) періодів (р. 23.2)

-

-

400

 

Залишок від'ємного значення, який після бюджетного відшкодування включається до складу податкового кредиту наступного податкового періоду (рядок 22 — рядок 23) (р. 24) (значення цього рядка переноситься до рядка 21.2 декларації
наступного звітного (податкового) періоду)

-

200

-

 

Сума ПДВ, яка підлягає нарахуванню та сплаті в бюджет за підсумками поточного звітного (податкового) періоду з урахуванням залишку від'ємного значення попереднього звітного періоду (р. 25) (рядок 18 — рядок 21)

-

-

-

 

_____________
*У зазначеній довідці вказується залишок від'ємного значення попереднього звітного (податкового) періоду за вирахуванням суми податку, яка підлягає сплаті до бюджету за підсумками поточного звітного періоду (рядок 22 декларації звітного (податкового) періоду), та частина залишку від'ємного значення, фактично сплачена отримувачем товарів/послуг постачальникам товарів/послуг або до Державного бюджету України, а в разі отримання від нерезидента послуг на митній території України — включена до податкових зобов'язань у декларації у попередніх звітних (податкових) періодах та не погашена податковими зобов'язаннями попередніх звітних (податкових) періодів або не брала участі у розрахунках бюджетного відшкодування (переноситься до рядка 2 розрахунку бюджетного відшкодування).

Всего за рассматриваемые периоды ООО «Релаксин» задекларировано бюджетное возмещение в сумме 900 тыс. грн., в том числе на счет в банке — 500 тыс. грн., в уменьшение налоговых обязательств по НДС — 400 тыс. грн.

 

Отметим, что к налоговой декларации налогоплательщик прилагает оригиналы таможенных деклараций. В случае если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, такая декларация представляется таможенным органом в орган ГНС в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи в соответствии с законом (Положение о таможенных декларациях и порядке подтверждения осуществления экспорта товаров утверждено постановлением № 450. С целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с положениями Налогового кодекса в это постановление в настоящее время вносятся изменения, касающиеся порядка представления таможенным органом в орган ГНС электронной таможенной декларации).

В течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком получения налоговой декларации, налоговый орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган вправе провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, наступающих за предельным сроком проведения камеральной проверки.

Обращаем внимание на то, что плательщики налога, которые имеют право на бюджетное возмещение согласно ст. 200 Налогового кодекса, подали соответствующее заявление и соответствуют критериям, определенным п. 200.19 ст. 200 этого Кодекса, имеют право на автоматическое бюджетное возмещение НДС.

Автоматическое бюджетное возмещение осуществляется по результатам камеральной проверки, которая проводится в течение 20 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации.

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42