Статьи

Инновационные технологии обучения

Повышение квалификации работников ГНС Украины остается чрезвычайно актуальным вопросом, поскольку реформирование налогового законодательства продолжается, а налоговики должны шагать в ногу со временем. Специалисты утверждают, что осведомленность и уверенность в своих действиях работников ГНС положительно влияют на поступления в бюджеты всех уровней. Уже почти 12 лет держать руку на пульсе реформ налоговикам помогает Центр переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров органов ГНС Украины. О новых методах его деятельности рассказывает директор Центра Владимир ЮРЧЕНКО.


Фото: «Директор Центра Владимир ЮРЧЕНКО»

В. — Владимир Владимирович, научные работники отмечают, что сегодня можно с уверенностью говорить о сформировавшемся представлении украинских преподавателей о современных методах модернизации образования. Имеется в виду, в частности, понимание необходимости использования инновационных технологий в процессе переподготовки и повышения квалификации работников. Что в этой связи изменилось в деятельности возглавляемого Вами Центра?

В. В. — Направления деятельности Центра меняются параллельно с этапами реформирования органов ГНС. Вместе с профильными департаментами ГНС Украины мы постоянно работаем над актуализацией действующих и разработкой новых учебных программ и учебно-тематических планов повышения квалификации налоговиков.

Слушателей мы учим по последнему слову науки и техники, ведь научно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса в нашем Центре находится на достаточно высоком уровне.

Информатизация процесса образования обусловила расширение понятия технологии обучения в сторону проектирования и системного анализа. При ее разработке прогнозируется конкретная деятельность преподавателя и обучаемого с применением технических средств или без них. Научно-педагогические работники Центра считают, что использование инновационных технологий выводит учебный процесс на качественно новый уровень — расширяется мотивация, активизируется умственная деятельность слушателей, что в целом повышает эффективность обучения.

Значительное внимание уделяется самостоятельной работе слушателей, в которой обязательно должны отражаться актуальные проблемные вопросы по месту их работы.

В целях лучшего обеспечения учебного процесса, обновления и развития умений и знаний, необходимых для эффективного решения задач профессиональной деятельности на государственной службе, Центр осуществляет выпуск научного издания «Теорія і практика підвищення кваліфікації (аспекти державної податкової служби)» и «Інформаційно-аналітичного бюлетеня».

В.Помимо прочего вы еще должны учитывать, что ваши слушателивзрослые люди со сформировавшимися ценностями и значительным жизненным опытом...

В. В. — Безусловно, мы это учитываем и внедряем технологию обучения взрослых: слушателей учим как в традиционной, так и в гуманистической парадигме, то есть традиционное обучение базируется на объяснительно-иллюстративном и репродуктивном методах. Его сущность сводится к процессу передачи известных знаний. Гуманистический, или личностно-ориентированный, вектор образования предусматривает проблемное изложение материала, развитие критического мышления у слушателей, диалоговое обучение, дебаты, деловые и имитационные игры и т. п. Сейчас в Центре действует стратегия организации учебного процесса с учетом второй парадигмы. Как показало анкетирование, слушатели преимущественно одобряют наши методы работы. В практике преподавательского состава Центра основная форма обучения — лекция — уже давно проводится не традиционным способом, а большей частью в формате мини-лекция — мини-семинар — проблемная лекция. Такой формат, по нашему мнению, при достаточном мастерстве преподавателя способствует преодолению ранее критического отношения слушателя к получению новых знаний. Особой популярностью пользуется такая форма занятий, как обмен опытом практиков, прибывших из разных регионов государства.

В.Разговор о действующей системе повышения квалификации персонала органов ГНС будет неполным, если мы не упомянем о популярной сегодня дистанционной форме обучения. Какого уровня развития она достигла в Центре?

В. В. — Эта форма с каждым годом становится все актуальнее, поскольку обеспечивает качественную подготовку, переподготовку и повышение квалификации максимального количества специалистов по всей территории Украины с минимальными затратами. Обучение без отрыва от основной деятельности базируется на системном подходе, направленном на обеспечение целостности учебного процесса, и является для Центра перспективным направлением работы. Преимущества дистанционной формы обучения — расширение контингента слушателей, рациональное использование денежных средств на нужды повышения квалификации работников ГНС, возможность оперативного получения знаний, реализация стремления специалистов к поиску новых знаний и т. п.

Вместе с тем в последнее время мы отдаем предпочтение объединению дистанционной и очной форм обучения. Считаем, что именно такое объединение вместе с системой контроля полученных знаний позволяет достичь наилучшего уровня усвоения учебных материалов, способствует овладению новыми навыками для дальнейшего их использования в работе, определению резервов базы налогообложения и привлечению этих средств в бюджет, развитию командных форм организации работы для обеспечения наполнения государственной казны.

В.Чего, по Вашему мнению, не хватает в процессе реализации инновационных технологий в системе повышения квалификации работников ГНС Украины?

В. В. — К сожалению, многие преподаватели-практики не имеют соответствующей педагогической подготовки и недостаточно знакомы с методиками внедрения инновационных технологий, а также  слабо информированы о появлении новых информационных технологий работы со взрослыми.

На наш взгляд, решение этих вопросов через обучение в школе педагогического мастерства будет способствовать большей эффективности и качеству повышения квалификации работников ГНС Украины.


Беседовал Сергей СОБУЦКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 18 июля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42