Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Из истории кассовых аппаратов

Cлучалось ли с вами такое: решив обменять или сдать покупку, вы вдруг радостно констатировали, что чек, на который при расчете не обратили особого внимания, «завалялся» в пакете или коробке и сейчас является весомым документом, позволяющим осуществить задуманное? Такая приятная мелочь, как чек, выданный покупателю, действительно вроде бы несущественна по сравнению с операциями, осуществляемыми современными кассовыми аппаратами. Ведь это лишь на первый взгляд кажется, что кассовые аппараты являются только инструментом контроля. На самом же деле подключенные к общей информационной сети магазина, они позволяют получать точные сведения о продажах. А это — возможность строить правильные маркетинговые стратегии для увеличения продаж, и кстати — для удобства покупателей. Так кассовый аппарат перестал быть только механизмом, рожденным недоверием, каким его позиционировали в начале ХIX в.


Слово купца

Почти всю историю человечества слово купца было столь же твердым и надежным, как слово царя. Купец сам принимал деньги от покупателя, сам отдавал товар. Но в начале ХIX  в. ситуация стала меняться. Промышленная революция активизировала торговлю, и хозяева магазинов, не успевая обслужить покупателей, принялись массово нанимать на работу продавцов. А продавцы, уже тогда не отличавшиеся кристальной честностью, тотчас начали жульничать, оставляя у себя в кармане часть выручки за товар. Контроль за торговыми операциями стал просто необходим.

Оградить от соблазна

Первую попытку лишить продавца соблазна припрятать деньги предпринял в 1875 г. американец Дэвид Браун. Выглядело это весьма своеобразно: посредине огромного торгового зала на возвышении сидел доверенный кассир, к которому из всех отделов магазина были протянуты веревки с двигающимися подвешенными корзинками. Продавец отдела клал в корзинку деньги, полученные от покупателя, и «плетеный кошелек» полз в центр зала к «пауку»-кассиру. Кассир принимал деньги, а сдачу и чек отправлял в корзинке продавцу. Впервые такая система была применена в мебельном магазине в штате Массачусетс, а через три года владелец магазина Вильям Лэмсон перекупил права на изобретение. Лэмсон усовершенствовал систему, заменив веревочки металлическими рельсиками, а корзиночки — вагончиками. Эта забавная система прослужила во многих солидных американских магазинах более ста лет, став скорее традицией, чем необходимостью.

Но эта система была слишком сложной, требовалось что-то такое, что могло применяться в каждом магазине. Это «что-то» придумали братья Джеймс и Джон Ритти.

Выдумка братьев

Как это часто бывает, все, или почти все, необходимое для этого, было уже придумано. В частности, арифмометр — механическая счетная машина, изобретенная еще в XVII в. Нужно было только к цифрам на его клавишах добавить надпись «доллары». Эта идея пришла в голову Джеймсу Ритти, когда он в расстроенных чувствах гулял по кораблю, который вез его в Европу. Волнения Джеймса были небезосновательны — его бар «Pony House», расположенный в бойком месте у вокзала, приносил не прибыль, а одни лишь убытки. В хищении денег Ритти подозревал своих работников, но сделать ничего не мог. Гуляя по палубе, он забрел в машинное отделение, где ему на глаза попался счетчик оборотов паровой машины. «Машина для подсчета денег — вот что мне нужно!», — решил Ритти. Такую машину они с братом создали и запатентовали в 1879 г.

Неподкупный кассир Ритти

Первый образец кассового аппарата был примитивен и работал скорее психологически — он имел большой циферблат, подобный часовому, на котором большая и маленькая стрелки показывали сумму в долларах и центах. Стрелки как бы намекали продавцу — положи денежки в ящик!

Вскоре появился механизм регистрации операции на бумажной ленте и ящик с деньгами, который открывался только в случае проведения операции по кассе. Хозяин магазина теперь всегда мог проверить соответствие суммы денег в кассе суммам, указанным на бумажной ленте.

Кафе Джеймса Ритти ожило. Вся выручка пошла через кассу прямо в хозяйский карман, а народ валом повалил в кафе, где был установлен диковинный аппарат, прозванный «неподкупным кассиром Ритти».

На звук колокольчика

Братья, видя такой успех и популярность кассового аппарата, решили наладить его массовый выпуск. Дело пошло, но вскоре они продали это производство за 1 тыс. дол., немалые на то время деньги, Якобу Экерту. В 1884 г. мастерскую выкупил Джон Паттерсон, магазины которого кассовые аппараты спасли от разорения. Они отлично продавались, и за короткий срок фирма National Cash Register Company стала известной во всем мире. Каждый уважающий себя магазин считал необходимым иметь великолепно отделанный кассовый аппарат «Националь». Так, в 1911  г. было продано более миллиона аппаратов. Со временем аппараты усовершенствовались — теперь покупатель получал чек, и каждый раз, когда выдвигался ящик с деньгами, звучал колокольчик. Но конкуренты не дремали. Как и водится, в каждом успешном деле находились люди, стремившиеся сделать нечто подобное. Пытаясь обойти патент на кассовый аппарат, компания Heintz Cash Register установила на свои аппараты вместо колокольчика кукушку, но проиграла Паттерсону суд, и кукушку запретили. Конкуренция была серьезная, и Паттерсон так увлекся сражениями с конкурентами, что сам на год угодил за решетку — за незаконную монополизацию рынка кассовых аппаратов.

Двойной контроль

Мытари, обратив внимание на «неподкупных кассиров Ритти», позволяющих владельцам магазинов контролировать своих продавцов, ... решили контролировать и самих владельцев магазинов, направив против них их же оружие. С этой целью вскоре аппараты вновь были усовершенствованы, и операции фиксировались еще на одной ленте — для мытарей, которые не доверяли владельцам магазинов. В таком виде они дошли и до наших дней.


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ