Юридическая практика

Показатель деятельности подразделений правовой работы — эффективное урегулирование налоговых конфликтов

«Jus est ars boni et aequi» — «Право является искусством добра и справедливости», которое не живет без юристов. При этом юрист — благотворитель, охранник права и правового государства. Каждому рядовому гражданину из истории Древнего Рима знакома фраза «Dura lex, sed lex» — «Закон суров, но все же он — закон» (одинаково обязательный для любого социума). Однако даже зная закон, далеко не все хотят его соблюдать.


Юридическая деятельность разветвлена по направлениям специализации, в частности юристами являются судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы, следователи, а также налоговики.

Недаром среди номинаций всеукраинского ежегодного конкурса на лучшее профессиональное достижение «Юрист года», основанного Союзом юристов Украины под девизом «Justitia regnorum fundamentum» («Основа государства — правосудие»), есть отдельная номинация «Юрист-налоговик».

Налоговая служба занимает весомое место в каждом государстве. За счет налоговых поступлений наполняется государственная казна. Поэтому органы ГНС должны не только работать слаженно и эффективно, но и уметь донести как до своих коллег, так и до рядовых граждан информацию о значимости результатов и целесообразности своей деятельности.

Возрастание роли и обретение особого содержания правовой работы в министерствах, других центральных органах государственной исполнительной власти подтолкнули к созданию в ГНС Украины нового подразделения — Департамента правовой работы, в состав которого в настоящее время входят Юридическое управление и Управление апелляций.

Направления работы юридической службы

Стремление усовершенствовать эффективность и качество работы Департамента обусловило определение его руководством перед юридической службой в целом трех основных стратегических направлений.

Понимание главных задач, стоящих перед органами ГНС и подразделениями правовой работы, является залогом кардинального улучшения работы. Их решение позволит достичь положительных изменений как в деятельности органов ГНС, так и в целом в Украине.

С точки зрения фискальных органов и опыта иностранных коллег желательно формирование в обществе мысли, что уклонение от уплаты налогов, во-первых, экономически невыгодно, а во-вторых — неотвратимо приводит к юридической (административной, финансовой, уголовной) ответственности. Поэтому среди других факторов важное место занимает проведение разъяснительной работы с налогоплательщиками, касающейся изменений в налоговом законодательстве по вопросам администрирования налогов и сборов.

Эффективной считается работа, которая дает ожидаемый результат и при этом характеризуется высоким коэффициентом полезного действия, когда при минимальном использовании ресурсов получен максимальный  конечный продукт. Для налогового органа таким конечным продуктом могут быть не только денежные средства, которые в полном объеме и на законных основаниях должны поступать или поступили в бюджет, но и достижение любой другой, более локальной цели (прекращение деятельности субъекта хозяйствования, специализирующегося на минимизации налогов, и т. п.).

Повседневная деятельность свидетельствует, что налогоплательщики полноценно реализуют свое право на обжалование любых решений налоговых органов, в том числе касающихся определения им денежных или налоговых обязательств. То есть обоснованность и надлежащая защита позиции налоговых органов, изложенной в актах проверок, решениях по результатам рассмотрения жалоб, зависят от взаимодействия всех подразделений контролирующего органа.

Важную роль в формировании позиции налоговиков играет формирование правовой оценки правоприменению той или иной нормы права, доказательности правонарушений, отраженных в актах проверки налогоплательщика, а кроме того, определение перспективы рассмотрения возможного спора при согласовании денежных обязательств субъектом хозяйствования с учетом имеющейся судебной практики.

Учитывая, что практика рассмотрения дел в судах одной и той же категории может периодически изменяться, работникам юридических служб и подразделений апелляций всегда необходимо держать руку «на пульсе», чтобы своевременно реагировать и учитывать все «подводные течения» в правоприменении.

 

Объединение в одном структурном подразделении управлений апелляций и юридического позволило:

  • осуществлять более эффективное рассмотрение жалоб налогоплательщиков с учетом результатов проведенного анализа практики рассмотрения дел в судах;
  • определять судебную перспективу рассмотрения возможного спора.

По состоянию на сегодня можно констатировать положительные сдвиги в отношении результатов рассмотрения жалоб налогоплательщиков — увеличение количества отмененных ГНС Украины по рассмотрении обжалованных налогоплательщиками налоговых уведомлений-решений. Если в течение первого полугодия 2011 г. отменено около 1,1% количества рассмотренных налоговых уведомлений-решений, то за аналогичный период текущего года — приблизительно 5%.

Такая деятельность направлена на исчезновение недоверия налогоплательщиков к налоговым органам, развитие и укрепления мнения, что налоговые споры решаются преимущественно в судах.

Принятие современных мер, направленных на защиту законных прав, интересов налогоплательщиков и обеспечение самоконтроля налоговой службы, способствует превращению процедуры административного обжалования в эффективный механизм досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками.

Работниками юридической службы обеспечивается юридическое обслуживание налогового процесса — представительство и защита интересов государства в судах при рассмотрении споров по вопросам налогообложения, что требует высокого уровня профессионализма и компетентности.

Кроме того, формирование необходимой для налоговой службы судебной практики за счет использования положительных судебных прецедентов, которое состоит в получении ряда положительных судебных решений (эффективнее всего — на уровне высших специализированных судов, например ВАСУ) по наиболее спорным и ключевым вопросам правоприменительной практики, является одним из актуальных направлений деятельности подразделений правовой работы.

Эффективность работы специалистов юридических служб зависит не только от личных качеств каждого и достаточности нормативно-правового обеспечения, но и от понимания закона каждым юристом.

Меры по предупреждению проигрыша дел

По результатам рассмотрения споров при участии органов ГНС можно констатировать значительное количество решений, принятых в пользу последних. Это свидетельствует о качественной подготовке и надлежащей защите интересов налоговых органов при сопровождении дел специалистами ГНС всех уровней, что будет иметь результатом поступление денежных средств в бюджет.

Анализ оснований решения налоговых конфликтов в пользу плательщиков позволяет определять меры по предупреждению проигрыша дел, распределять последние на требующие законодательного решения и требующие улучшения взаимодействия между подразделениями органов ГНС, сбора доказательной базы, усовершенствования коммуникаций с плательщиками, углубленного подхода к предоставлению налоговых и обобщающих консультаций. Это объясняется тем, что в последние годы законодательство постоянно обновляется, появляются новые нормы, применяются обновленные юридические сроки. Следовательно, качественная налоговая консультация имеет миссию важного инструмента познания, реализации права налогоплательщиком.

Необходимо обратить внимание на меры, связанные с улучшением взаимодействия структурных подразделений при осуществлении контрольно-проверочных функций, и роль юристов в этом процессе. Она является определяющей и необходимой на всех этапах, таких как допроверочный анализ, сбор доказательной базы, изложение материалов проверки, их оформление, принятие решения.

Именно от правильности и законности совершения всех действий зависит возможность органа ГНС защитить интересы государства, выявить и прекратить незаконную хозяйственную деятельность.

Эффективность указанного процесса зависит от многих факторов, влияющих при осуществлении контрольно-проверочных функций, что достигается за счет:

  • разработки на уровне налогового органа тактики достижения отдельной поставленной цели и ее общей реализации работниками всех заинтересованных подразделений;
  • введения оперативного контроля за состоянием взаимодействия между подразделениями;
  • анализа ошибок, допущенных на всех стадиях работы (допроверочный анализ, проверка, судебное сопровождение), и изучения на постоянной основе работниками задействованных подразделений обобщений по указанным вопросам;
  • проведения совместных семинаров и тренингов по вопросам взаимодействия, а также современных юридических технологий и процессуальных диверсий.

Повседневная работа по формированию позиции налоговых органов и полученные результаты находят свое отражение в методических материалах, информационных письмах, обобщающих налоговых консультациях, проектах нормативно-правовых актов.

Учитывая специфику работы работников органов ГНС, следует отметить, что их деятельность связана также со взаимодействием с другими людьми, конфликтными ситуациями, необходимостью отстаивать собственную (общественную) позицию, поэтому она должна соответствовать установленным принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей, а также толерантному отношению ко всем субъектам хозяйствования.

Выполнение служебных обязанностей требует от представителей власти развитого чувства ответственности за свои решения и действия, поэтому при осуществлении функциональных полномочий работники юридических подразделений ГНС руководствуются не только нормами права, но прежде всего морально-этическими нормами. Высокая культура юриста — это показатель его морального развития и зрелости.

Открытость, способность своими поступками, действиями, поведением укреплять веру граждан в законность действий и решений органов ГНС, содействие добровольному соблюдению ими требований налогового законодательства являются важными факторами в реализации налоговой политики. Актуальность указанного как для налоговиков, так и для налогоплательщиков очевидна, поскольку является условием обеспечения слаженного сотрудничества и повышения роста доверия украинского общества к государственной налоговой службе.

Формирование, обучение и мотивация кадрового потенциала юридических служб

Известно, что среди проблем государственной службы высокий удельный вес имеет текучесть кадров, и количество вакантных должностей работников подразделений правовой работы свидетельствует, что налоговые органы — не исключение.

Кроме того, в органах ГНС наблюдается и недостаток кадров, желающих и способных меняться в соответствии с темпами изменений в обществе, учитывая то, что служба должна состоять из управленцев и служащих высокого уровня, готовых к быстрым изменениям.

Поэтому в настоящее время для руководителей важно: подбор кадров, с которыми любая задача, поставленная руководством, выполнялось бы профессионально, динамично и эффективно; обеспечение повышения профессионального уровня кадрового корпуса органа ГНС; обеспечение таких мотивационных факторов, которые бы создали условия для открытия потенциала каждого государственного служащего и позволили сделать службу в юридических подразделениях налоговых органов привлекательной для них и эффективной для государства.

Одним из мероприятий по внешнему отбору кандидатов и своеобразной новацией является привлечение студентов вузов к прохождению практики в налоговых органах, что способствует формированию соответствующего кадрового резерва.

Подводя итог всей работы, с учетом основных задач и направлений прогрессивного развития налоговой службы, можно быть убежденным: в скором времени такая постоянная, кропотливая работа юристов приведет к тому, что каждый законопослушный гражданин, как в Древнем Риме, сможет воспринимать подразделения правовой работы как институт защиты его прав и обязанностей, при работе которого «aequitas sequitur legem» — «справедливость следует за законом».

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42