Новости

Фондовый рынок Украины — 2013: перезагрузка

В течение всех лет деятельности Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку пыталась содействовать развитию биржевого сектора. Однако до сих пор ни ее усилия, ни органов законодательной и исполнительной власти не помогали: темпы роста торговли на биржевом рынке достаточно низкие, чего нельзя сказать о росте темпов обращения ценных бумаг через внебиржевой сектор. Доля, приходящаяся на последний, — почти 90%, или триллионы гривен, фактически не подконтрольных государству.


Для налоговиков это настоящая головная боль, ведь много ценных бумаг, используемых для вывода капитала, минимизации налоговых обязательств и т. п., обращаются вне биржи, то есть проходят «мимо кассы». Даже введение льготных условий налогообложения деятельности профессиональных участников не способствовало уменьшению количества операций на неорганизованном рынке и перераспределению их в пользу организованного.

 С принятием проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно дальнейшего совершенствования администрирования налогов и сборов» (регистрационный № 11285) ситуация может измениться. В «игру» включились налоговики, которые хотят, чтобы фондовый рынок не служил инструментом для уменьшения налоговых обязательств, а выполнял свои функции как источник прямого финансирования экономики, то есть работал в правовом поле. В скором времени соглашения, заключаемые вне биржи, будут облагаться акцизным налогом по ставке 3%, тогда как к операциям на фондовом рынке будет применяться нулевая ставка налога. Торговцу ценными бумагами нужно будет только уплатить налог на прибыль предприятий, да и тот для данного рынка обещают уменьшить — с 19 (ставка налога вступает в силу 01.01.2013 г.) до 10%.

«Мы предлагаем всем участникам рынка войти в прозрачный листинг, не заниматься налоговым планированием для субъектов хозяйствования, являющихся заказчиками этого процесса, а перейти на более деловой и взаимовыгодный режим общения», — отметил директор Департамента правового контроля ГНС Украины Сергей Крухмалев во время недавнего заседания «круглого стола» на тему «Налогообложение операций с ценными бумагами: как наполнить бюджет и не убить фондовый рынок?»

Некоторые мероприятия по нормированию фондового рынка Украины уже состоялись. Так, в июне 2005 г. в Фонде госимущества Украины с НКЦБФР было подписано соглашение о направлениях развития фондового рынка. Предусматривалось усовершенствовать технологию продажи акций через организованный рынок ценных бумаг, а именно продавать государственное имущество через биржевой сектор. Но, как оказалось, указанного механизма для полноценного регулирования рынка недостаточно.

Тенденции, наблюдающиеся на мировом фондовом рынке, характеризуются несколькими направлениями. Это, в частности, его централизация и глобализация посредством роста капитализации предприятий, формирование инвестиционных портфелей разными видами финансовых инструментов. Не менее важные факторы — введение новых, производных, уже известных ценных бумаг (например, непригодных и залоговых облигаций, залоговых облигаций с двойным обеспечением) и деривативов, а также продажа модернизированных предприятий.

Украинский рынок ценных бумаг децентрализован: биржевой и внебиржевой секторы действуют обособленно, причем доминируют именно внебиржевые ассоциации. Кроме того, между биржевым и внебиржевым секторами отсутствует взаимопонимание для слаженной работы на консолидацию национального фондового рынка и наблюдается параллельное, в рамках своей системы, применение компьютерных сетей.

Мировой опыт свидетельствует об обратном состоянии дел: во второй половине 80-х годов XX в. начало происходить слияние обоих видов рынков посредством комплексных мер по формированию национальных фондовых рынков. На современные фондовые механизмы стали влиять, с одной стороны, компьютеризация и падение торговли на биржах, с другой — рост требований к листингу внебиржевого рынка. Все это послужило причиной существенных изменений на рынке ценных бумаг. С первых шагов глобализации первоначальными основными гарантами размещения на нем были уже континентальные европейские банки, такие как швейцарская «большая тройка» (UBS, Credit Suisse, Swiss Bank Corp.), Deutsche Bank и Banque Paribas. Позднее участие в конкуренции приняли некоторые фирмы США с крупным собственным капиталом. Однако в последние годы мощные японские фирмы (Nomura, Credit Suisse), занимающиеся операциями с ценными бумагами, нацелились на завоевание рынка для того, чтобы частично его контролировать при гарантировании размещения еврооблигаций. Соответственно, в настоящее время общенациональные системы фондового рынка созданы почти во всех странах, где есть рынок ценных бумаг, и позволяют инвесторам из любого уголка мира не только получать информацию о котировке ценных бумаг на биржах и во внебиржевых торговых системах, но и заключать соглашения купли-продажи ценных бумаг.

Помимо наполнения бюджета, непрозрачность отечественного фондового рынка препятствует быстрой интеграции нашего государства в мировое хозяйство. Остается надеяться, что нынешний ход событий, а вместе с тем и надлежащее регулирование обращения ценных бумаг, заставят Украину раскрыть перед миром собственные «карты» — свой экономический потенциал.

Важнейшей нормой, инициированной ГНС Украины, является привлечение к налогообложению операций с ценными бумагами с целью исключения схемных операций на фондовом рынке. Глава налогового ведомства Александр Клименко неоднократно говорил о том, что рынок ценных бумаг практически на 90% находится в «тени» — при обращении в триллионы гривен в год налогов уплачено всего лишь 152 млн. грн.

По данным ГНС Украины, только 10,7% операций с ценными бумагами проходят через биржу, объем выполненных в 2011 г. договоров составил 2,2 трлн. грн. и только на 235 млрд. грн. — на организованном рынке. При этом, имея такие обороты, участники рынка демонстрируют убытки. Прибыль от торговли бумагами составила всего лишь 119 млн. грн., а отрицательное значение — 159 млрд. грн.

Еще в начале августа налоговики попытались усилить контроль за торговцами, введя ограничение на включение 25% инвестиционных убытков прошедших лет в отчетность первого полугодия. Но уже через месяц отказались от нововведения и совместно с участниками рынка, регулятором — НКЦБФР, Минфином Украины и Нацбанком Украины, начали поиск оптимальных схем привлечения к уплате налогов, отказа от минимизации и вывода денежных средств из страны. В частности, в первом варианте разработанного законопроекта было предложено введение трехпроцентного акцизного налога на операции по отчуждению ценных бумаг и деривативов. Эту ставку планировалось взимать со всех внебиржевых соглашений с ценными бумагами. Кроме того, если ценные бумаги включены в биржевой реестр, но операция осуществлена вне биржи, — 0,1%. И, наконец, нулевой ставка будет при проведении на бирже всех операций на фондовой бирже. Операции с деривативами планировалось не облагать налогом, вне биржи — следует уплатить пять не облагаемых налогом минимумов (85 грн.). Рассмотрение данного законопроекта в сессионном зале Верховной Рады Украины несколько раз откладывалось, и председатель Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник объяснял это тем, что среди членов Комитета до сих пор нет общей позиции относительно законодательных инициатив. Предложения дорабатывались, и, по информации пресс-службы ГНС Украины, на заседании рабочей группы удалось договориться о снижении ставки акциза для торговцев с 3 до 1,5%, что вполне устраивает и государство. Ко второму чтению законопроект будет готовиться по сокращенной процедуре, чтобы вынести его на голосование уже 4 декабря, в последний пленарный день Верховной Рады Украины старого созыва.


Ольга ГЕРМАНОВА

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42