Интервью

15% налогообложения — слишком мало для тех, у кого высокие доходы

В Украине длительное время в направлении решения экономических проблем плодотворно работает Институт экономики и прогнозирования НАН Украины. На данном этапе научные интересы его исследователей сконцентрированы на проблемах взаимодействия общества, государства и бизнеса по созданию эффективных механизмов их влияния на дальнейшую капитализацию экономики Украины и обеспечение ее самодостаточности как субъекта международной деятельности. Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины академик Валерий ГЕЕЦ ответил на вопросы корреспондента «Вестника».


В. — Валерий Михайлович, Вы — член ключевых экспертных советов, формирующих экономическую политику государства, — Совета Нацбанка Украины, Координационного центра по проведению экономических реформ. Без Вашей визы в печать не направляются такие документы, как программа правительства или Ежегодное Послание Президента Украины. Вы разрабатываете макроэкономический прогноз и госбюджет. Как оцениваете развитие экономики Украины в 2012 году?

В. М. — Состояние дел в экономике государства во многом зависит от ситуации в мировой экономике. К сожалению, кризис продолжается. Ситуация такова, что европейский долговой кризис (который одновременно имеет характер кризиса экономического роста) достиг уровня, когда стал очень серьезно проявляться евроскептицизм среди стран — членов ЕС. Не все так, как прогнозировалось, и в Украине. Сохраняется определенная макроэкономическая стабильность, есть неплохие продвижения в регуляторной политике. Вместе с тем инвестиционный процесс и экономический рост затормозились. Последние полгода мы переживаем определенную рецессию. Сейчас стоит вопрос, как этот процесс будет развиваться в последующие два года.

В. — В этой связи каков Ваш прогноз развития экономики Украины в следующем году?

В. М. — Мировая экономика тормозится на 2013 год. Соответственно, для Украины будут действовать серьезные факторы риска. При таких условиях можно говорить о двух важных задачах для украинской экономики на следующий год. Во-первых, нужно сохранять макроэкономическую стабильность и, во-вторых, поддерживать отрасли, ориентированные на экспорт и на импортозамещение, при условии одновременного расширения внутреннего рынка. Только тогда Украина сможет рассчитывать на экономический рост. Хотя ясно, что если он и произойдет, то незначительно, в лучшем случае на 2 — 3%.

В. — Возможно, в условиях евроскептицизма Украине стоит уделять больше внимания развитию отношений со странами Таможенного союза?

В. М. — Не стои́т вопрос, смотреть ли в сторону Евросоюза или в сторону Таможенного союза. ЕС, несмотря на все проблемы, и в дальнейшем будет искать пути сотрудничества с восточными соседями, ведь рынки здесь несколько динамичнее и при этом достаточно стабильные и масштабные. Сегодня в координатах Восток — Запад следует искать скоординированные решения глобального характера, которые продвигали бы экономику вперед.

В. — Второй год действует Налоговый кодекс Украины, периодически вносятся изменения в налоговое законодательство. Ваше мнение — эффективна ли налоговая политика государства?

В. М. — Налоговая политика — это всегда предмет экономических и политических дискуссий в любом государстве. В этом контексте Налоговый кодекс Украины зафиксировал определенное положение вещей, дал ответы на вопросы, существовавшие на момент вступления его в силу. Тем не менее ситуация меняется. С одной стороны, имеем социализацию финансовой политики, которая требует определенных расходов на текущее потребление, с другой — во время кризиса должен преобладать процесс бюджетной консолидации одновременно с наращиванием инвестиционной привлекательности, что требует более рационального использования ресурсов, в том числе бюджетных.

Следующий год должен дать ответ на вопрос, каким образом выполнять социальные обязательства государства, поскольку имеется проблема инвестиций. Мы должны определиться, в какой части государство должно увеличить свое влияние на процессы капиталообразования. Оно также должно проявлять заботу о незащищенных слоях населения, которые на самом деле остаются бедными. Подчеркиваю это. Борьба с бедностью должна выйти на первый план. Для остального населения должны быть открыты возможности для развития бизнеса, позволяющие зарабатывать деньги и реализовывать их. В этой связи будем ждать очередных изменений налогового законодательства.

В. — Возглавляемый Вами Институт экономики и прогнозирования НАН Украины раскрыл механизмы распространения недоверия в обществе как феномен ненадежности и риска во время кризиса. Насколько такая ситуация ныне характерна для Украины?

В. М. — Заслужить доверие сложно, а утратить легко. В настоящее время межличностный и институционный уровень доверия в Украине, как говорится, оставляет желать лучшего. Нужно в первую очередь минимизировать теневую экономику и снизить уровень бюрократизации в государстве. Если это будет происходить прозрачно и целенаправленно, тогда можно рассчитывать на эффект доверия. Для примера возьмем отношения общество — бизнес, где уровень доверия пока слишком низок. Граждане не доверяют работодателям, в частности в связи с тем, что им известно о проблемах при приеме на работу, выплате легальной заработной платы, соцобеспечении, увольнении и т. п. Эти вопросы нужно решать незамедлительно — ведь процесс восстановления доверия во времени довольно продолжительный: в зависимости от ситуации может растянуться на годы.

В. — Институт разрабатывал критерии налога на роскошь. Актуален ли такой налог для нашего государства и определились ли вы с его критериями?

В. М. — По нашему мнению, актуален. Более того, считаем его одним из элементов достижения доверия в обществе, о котором только что упоминали. Мы выступаем за прогрессивную шкалу налогообложения — 15% налогообложения слишком мало для тех, у кого высокие доходы. От налога на роскошь, возможно, в бюджет поступит немного денег, но он будет формировать в сознании граждан мнение о том, что государство в отношениях с бизнесом, к которому у населения низкий уровень доверия, ставит определенные условия для тех, кто в силу разных причин получает высокие доходы. Это очень важный элемент для дальнейшего эффективного развития общества. В соответствии с социологическим опросом около 70% населения считают, что в Украине крайне велик разрыв между бедными и богатыми. Такое положение дел волнует людей даже больше, чем вопрос свободы. Когда же будет действовать налог на роскошь, мы решим сразу три вопроса: вырастут доходы бюджета, будет решаться, хоть и временно, проблема неравенства; повысится доверие населения к бизнесу в частности и к государству в целом. Таким образом, этот налог имеет не только экономическое и финансовое, но и гуманитарное измерение.

В. — Проект бюджета-2013 еще дорабатывается. Как Вы считаете, какие макроэкономические показатели в итоге будут в нем зафиксированы?

В. М. — В бюджете на 2013 год будет фигурировать показатель роста ВВП в размере 2 — 3%. Инфляция ожидается на уровне 6 — 7%. При этом отмечу, что если инфляция будет около 10%, — ничего страшного не произойдет. Это не та инфляция, которой следует бояться в сложившихся условиях.

В. — Можно ли рассчитывать на улучшение инвестиционной привлекательности Украины в следующем году?

В. М. — Да, надеемся на такое развитие событий. Однако прежде всего нужно давать себе отчет — все будет зависеть от администрирования и борьбы с проявлениями коррупции. Если в этих вопросах, по оценкам международных рейтинговых агентств, мы продвинемся вперед, то все другие предпосылки у нас есть. Поскольку инвестиции направляются преимущественно на новые производства и технологии, мы обращаем внимание правительства на проблему высококвалифицированных кадров, которых не хватает в Украине, — как в государственном секторе, так и в бизнесе. Чтобы в будущем претендовать на расположение инвесторов, Украине нужно реорганизовать систему образования.

В. — Теневая экономика, к сожалению, распространенное явление в Украине. Какие пути для сведения ее к минимуму посоветуете украинскому правительству?

В. М. — Вопрос сложный. Во-первых, я не согласен с теми, кто утверждает, что теневая экономика неуклонно расширяется в Украине. В соответствии со статистическими данными 15 лет тому назад соотношение задекларированных доходов и расходов населения было в пользу расходов, причем со значительным отрывом. В настоящее же время имеется восемь доходных групп, которые декларируют доходы, превышающие их расходы. Следовательно, люди легализировали значительную часть своих доходов. Так что мы на правильном пути. Другое дело, насколько быстро происходит этот процесс. Здесь есть проблемы, и нужно еще работать и работать.

Обращу внимание на слабости институтов гражданского общества, из-за чего во многих сферах бесконтрольно перераспределяются ресурсы, а следовательно, тормозится детенизация экономики. Поэтому мы должны всячески поддерживать центры гражданской инициативы, и тогда намного быстрее получим положительный результат. Силовые методы дают результат достаточно медленно.


Беседовал Сергей СОБУЦКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42