Статьи

Следственные подразделения налоговой милиции готовы осуществлять досудебное расследование уголовных правонарушений по новому Кодексу

20  ноября  начал  действовать  новый Уголовный процессуальный кодекс Украины.  Налоговое  ведомство усовершенствовало организационную структуру, определило следователей, уполномоченных для работы с режимно-секретными подразделениями, а также ответственных за пребывание в налоговой милиции задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Как подготовились к работе в новых условиях налоговые следователи, рассказывает начальник Главного следственного управления ГНС Украины генерал-майор налоговой милиции Анатолий Яковинец.


В. — Анатолий Иларионович, как подготовилась налоговая милиция к работе в условиях нового Уголовного процессуального кодекса Украины?

А. И. — Сделано много для надлежащего выполнения следственными подразделениями полномочий по осуществлению досудебного расследования преступлений. Если кратко, то отмечу, что следователи обеспечены всем необходимым для работы, в частности оборудованием для внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, а также фиксирования процессуальных действий, официальными бланками для издания постановлений о принятии следователями соответствующего процессуального решения при осуществлении досудебного расследования, образцами процессуальных документов следователя и инструкциями о порядке проведения тех или иных следственных действий.

Следственные подразделения также обеспечены техническими средствами проведения дистанционного производства следствия в режиме видеоконференции, что значительно сэкономит время и денежные средства, необходимые для проведения отдельных следственных действий.

В. — Какими полномочиями наделены следователи?

А. И. — Уголовный процессуальный кодекс Украины впервые наделяет следователей полномочиями проводить негласные следственные (розыскные) действия, а поэтому в каждом региональном следственном подразделении определены уполномоченные для работы с режимно-секретными подразделениями. Также определены лица, ответственные за пребывание задержанных в следственных подразделениях.

Кстати, этим Кодексом следователи налоговой милиции наделяются полномочиями осуществлять задержание только лиц, подозреваемых в незаконном изготовлении алкогольных напитков, табачных изделий и других подакцизных товаров из недоброкачественного сырья (материалов), которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, а также незаконном сбыте таких товаров, что привело к отравлению людей или другим тяжким последствиям (часть третья ст. 204 Уголовного кодекса Украины). Также следователи налоговой милиции имеют право задерживать лиц, подозреваемых в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем (ст. 209 указанного Кодекса), а также подделке документов, печатей, штампов и бланков, если эти действия содеяны повторно или по предварительному сговору группой лиц (часть третья ст. 358 Уголовного кодекса).

При расследовании других, отнесенных к подследственности налоговой милиции, преступлений совершившие их лица могут задерживаться следователями налоговой милиции исключительно в случае невыполнения подозреваемым обязанностей, возложенных на него при избрании предупредительной меры, или невыполнения в установленном порядке требований относительно внесения денежных средств в качестве залога и предоставления подтверждающего это документа.

Таким образом, следственные подразделения налоговой милиции готовы осуществлять досудебное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции в порядке, определенном новым Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Для предпринимателей, исполняющих надлежащим образом конституционный долг по уплате налогов, с принятием нового Кодекса ничего не изменится.

В. — А какие изменения ожидают тех, кто уклоняется от уплаты налогов?

А. И. — Что касается неплательщиков, то подозреваемых и их защитников Уголовный процессуальный кодекс Украины наделяет полномочиями собирать и представлять следователю, прокурору или суду доказательства. Это существенное нововведение, ведь предшествующим, Уголовно-процессуальным кодексом Украины, полномочиями по сбору доказательств были наделены только органы дознания, следователи, прокуроры и суд.

В новом же Кодексе не предусмотрены органы дознания, доследственных проверок и дополнительных расследований. Следователь не позднее чем через 24 часа после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении обязан начать расследование.

В. — Главное следственное управление и в дальнейшем будет расследовать преступления по отмыванию и легализации денежных средств, полученных преступным путем, деятельность конвертационных центров?

А. И. — Прежде всего следует отметить, что денежные средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, не рассматриваются как доходы, полученные преступным путем. То есть лицо, преднамеренно уклоняющееся от уплаты налогов, не может быть привлечено к ответственности за легализацию (отмывание) доходов, ведь оно осуществляет легальную деятельность. Наиболее распространенными фактами отмывания является легализация денежных средств, полученных при расхищении государственного имущества. Кстати, ежегодные потери бюджетов Евросоюза из-за махинаций с НДС достигают более 100 млрд. евро. Следует сказать, что по нашему законодательству совершение любой финансовой операции с похищенными денежными средствами является легализацией доходов, полученных преступным путем, за что предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

С начала года следователями налоговой милиции направлено в суд 27 дел по преступлениям такой категории. В том числе суды рассматривают несколько дел, направленных следователями налоговой милиции, о легализации десятков миллионов гривен, похищенных из Госкомрезерва Украины. В суд направлено уголовное дело о легализации похищенных с октября 2009 по февраль 2010 года из государственного ПАО «АКБ «Київ» денежных средств на сумму 140 млн. грн.

Ликвидация конвертационных центров — это один из приоритетов работы налоговой милиции. С начала года нами в суд направлено 39 дел такой категории. В ходе их расследования установлено свыше 11,5 тысячи субъектов хозяйствования, заключавших соглашения с фиктивными предприятиями, которые входили в состав конвертационных центров.

Добавлю, что к ответственности, как уголовной, так и материальной, привлекают не только лиц, организовавших конвертационные центры, но и руководителей предприятий, использовавших документы зарегистрированных на подставных лиц фирм, с помощью которых такие центры функционируют. Заказчиками услуг конвертационных центров являются предприятия реального сектора экономики, руководители которых в большинстве случаев осведомлены о том, что денежные средства перечисляются на конвертационный центр, ведь потом эти средства наличными возвращаются должностным лицам предприятия. Для того чтобы не попасть в поле зрения налоговой милиции, не следует заключать договора о купле-продаже ненужных предприятию товаров и необходимо внимательнее изучать лиц, с которыми составляется договор.

Налоговая служба использует и свои инструменты, а потому если у налогоплательщика не регистрируется налоговая накладная, то это сигнал, что у этого предприятия не все в порядке.

В. — Как на практике будете осуществлять поиск плательщиков, уклоняющихся от налогообложения?

А. И. — Поиском неплательщиков налогов, а также лиц, уклоняющихся от органов следствия, занимаются оперативные подразделения налоговой милиции, используя методы и средства, предусмотренные законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Они являются государственной тайной и не должны разглашаться. Неплательщиков налогов разоблачают также при осуществлении налоговыми ревизорами проверок плательщиков.

Предприниматели осуществляют деятельность по собственному усмотрению. Основной ее целью является получение прибыли. В идеале перед заключением соглашения желательно собрать информацию о своем контрагенте. Эту информацию можно получить и на веб-сайте налоговой службы в разделе «Узнай больше о своем бизнес-партнере». Кстати, на этом сайте можно проверить, есть ли ваш контрагент в базе Единого реестра плательщиков НДС, а также не лишен ли он регистрации плательщика НДС.

В. — Могут ли стать основанием для возбуждения уголовных дел в отношении налогоплательщиков акты налоговых проверок, осуществляемых налоговыми инспекторами?

А. И. — Раньше поводы и основания для возбуждения уголовного дела были выписаны в ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Украины. 

20 ноября начал действовать новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, который не предусматривает оснований, а определяет, что досудебное расследование начинается с момента внесения в Единый реестр досудебных расследований сведений о совершении уголовного правонарушения либо о самостоятельном выявлении следователем или прокурором из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о содеянном уголовном правонарушении.

В. — Похоже, со вступлением в силу нового Кодекса работы у ГСУ ГНС Украины прибавится...

А. И. — Надеюсь, что с ростом экономической культуры и понимания гражданского долга ее будет становиться меньше. Но хочу подчеркнуть, что в соответствии со ст. 67 Конституции Украины каждый обязан уплачивать налоги в размерах и порядке, установленных законодательством. Это — безусловное требование, невыполнение которого приводит к нарушению прав и законных интересов других граждан, а также государства. Давайте будем помнить об этом.


Беседовал Николай ВЛАЩУК

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42