Статьи

На защите государственных интересов

Ни одно из задолжавших государству предприятий не может быть прощено,  оно должно рассчитаться. Для этого должнику, как минимум, понадобится осведомленность в законодательстве, поскольку незнание законов не освобождает от ответственности. Помощь в поисках постепенных тактических шагов, позволяющих налогоплательщику вырваться из долговой зависимости с наименьшими потерями, призваны обеспечивать налоговые органы.


Шанс на спасение дает государство

Фото: «Директор Департамента погашения налогового долга ГНС Украины Владимир ТАРАСЕНКО»Когда налоговикам становится известно о возникновении налогового долга, должнику сначала предоставляется своеобразный карт-бланш для исправления ситуации, заключающийся в возможности самостоятельно рассчитаться и выйти из черного списка. Государство заинтересовано предоставить шанс на спасение. А насколько тернистым будет путь выхода из долгового плена, зависит уже от способности предприятия спасать себя в такой ситуации. Как свидетельствует практика, следствием возникновения долгов редко становится налоговая неграмотность. Некоторые плательщики, несмотря на тысячные, а то и миллионные суммы долгов, только оправдываются существованием множества причин их возникновения (например, отсутствием заказов, низкой платежеспособностью покупателей и т. п.). Демонстрируя равнодушие к обществу, должники сами прокладывают себе путь к банкротству, что может грозить даже безвозвратной ликвидацией такого субъекта. На самом же деле каждый из них в большинстве случаев имеет реальные шансы, в частности, в законодательной плоскости, для выхода из затруднительного положения.

Налоговые органы от имени государства стоят на страже бюджетных интересов. Обеспечение возврата налогового долга в государственную казну является последним шагом, к которому при необходимости они должны прибегнуть. Лояльность политики администрирования заключается в том, что должнику сначала предоставляется возможность для самостоятельного финансового оздоровления и обеспечения добровольного выполнения обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами. Вместе с тем следует подчеркнуть, что с государственной точки зрения сохранение каждого плательщика налогов и создание удобных условий для предпринимательской деятельности — дело для налоговиков не менее важное, нежели обеспечение поступлений.

Электронные сервисы для плательщиков

Налогоплательщики благодаря новым электронным налоговым сервисам, появившимся в арсенале налоговых органов, сегодня могут контролировать состояние собственных расчетов с бюджетом и даже проверить налоговую добропорядочность потенциальных партнеров по бизнесу.

Так, предприниматели, представляющие отчетность в электронном виде, получают через средства электронной связи оперативную информацию о наличии у них непогашенных долгов. По желанию плательщика ему может быть предоставлен документ, подтверждающий отсутствие у него долгов (что в подавляющем большинстве используется им для дальнейшей передачи его другому органу). Электронный документ формируется в автоматическом режиме и после получения от плательщика электронного заявления по каналам электронной связи отправляется на электронный адрес такого плательщика.

Благодаря онлайн-сервису «Узнай больше о своем бизнес-партнере» у предпринимателей появилась возможность обезопасить себя от сотрудничества с ненадежными партнерами по бизнесу и от возможной дебиторской задолженности, которая может образоваться из-за невыполнения контрагентами договорных обязательств, а несвоевременная уплата денежных средств в бюджет является тому свидетельством.

Кроме того, любой посетитель официального веб-портала органов государственной налоговой службы Украины имеет возможность быстро проверить статус нахождения того или иного плательщика налогов на учете в органах ГНС. Особенность сервиса заключается в том, что задолженность перед бюджетом проверяется не только непосредственно у юридического лица — налогоплательщика, но и по структурным подразделениям этого юридического лица. Узнав о фактическом состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, субъект хозяйствования получает возможность обдумать целесообразность сотрудничества с таким партнером по бизнесу.

Воспользоваться указанным налоговым сервисом может каждый желающий, для чего нужно следовать по ссылке http://sts.gov.ua/businesspartner и ввести один из поисковых критериев: либо код по ЕГРПОУ, либо наименование налогоплательщика. Результат выдается поисковой системой налоговых органов моментально.

За шаг от долга

Давно подмечено, что обычный человек, имея небольшие долги, не спешит их отдавать и относится к ним как к чему-то незначительному. Но именно накопленные мелкие суммы нередко затягивают человека в долговую ловушку. Предприятия часто допускают те же ошибки, несерьезно относясь к небольшим суммам долга. Так, до недавнего времени предприятия, имевшие задолженность до 1 тыс. грн., не спешили ее погашать, забывая о начислении на эту сумму пени, что и обусловливало рост долгов.

Также случается, что предприятия имеют по одному из налогов задолженность, а по другому, наоборот, — переплату. Однако зачесть излишне уплаченные денежные средства по одному налогу без письменного согласия руководителя такого предприятия и направить их в счет погашения суммы налогового долга по другому налогу налоговая служба не может. Поэтому налоговики призывают использовать такой источник погашения налогового долга, чтобы не допускать его возникновения.

Основным налоговым законом сумма налогового долга, подлежащая взысканию, увеличена с 17 до 340 грн. До этого предела не выписывается налоговое требование и не применяется налоговый залог к имуществу налогоплательщика. Прогрессивность такого нововведения, казалось бы, не заметна для плательщиков, но очень ощутима для государства, поскольку расходы на взыскание такого долга иногда могут превышать саму сумму долга. Впрочем, несмотря на то что первые шаги в процедуре погашения налогового долга плательщика налогов не осуществляются (не направляется налоговое требование и не регистрируется налоговый залог), все равно такой долг и обязанность его погашения продолжают числиться за налогоплательщиком, а при превышении предельного порога (340 грн.) начинается общая процедура погашения налогового долга.

Избежать санкций

Если налогоплательщик не имеет возможности рассчитаться с государственной казной по налогам и сборам или уже задолжал бюджету денежные средства, то одним из выходов в такой ситуации является перенесение сроков уплаты таких платежей на более поздние с погашением его равными долями или однократно в полном объеме.

Применение рассрочки или отсрочки денежного обязательства позволит налогоплательщику избежать начисления пени, применения штрафов, а также возникновения налогового долга. А при отсрочке/рассрочке налогового долга — избежать взыскания налогового долга. Режим рассрочки (отсрочки) особенно эффективен при начислении субъекту хозяйствования крупных сумм контролирующими органами. Для получения рассрочки (отсрочки) платежей плательщик должен прежде всего документально доказать факт наступления обстоятельств, являющихся основанием для перенесения сроков уплаты.

Таким образом, предприниматели имеют возможность вовремя консолидировать и распределить собственные оборотные денежные средства для обеспечения своевременного погашения рассроченных (отсроченных) сумм платежей и избежания налогового долга, вследствие возникновения которого применяются процедуры взыскания. Следствием невыполнения условий перенесения сроков уплаты платежей являются расторжение договоров, начисление пени и штрафов, а также применение процедур взыскания налогового долга.

Последствия неуплаты

К сожалению, налогоплательщики, по объективным или субъективным причинам попадающие в затруднительное финансовое положение, будут существовать всегда. Если сумма налогового долга превысила 340 грн., им направляется документ, содержащий требование погасить долг и перечень возможных последствий неуплаты, а имущество должника на основании акта описывается в налоговый залог.

В случае если налогоплательщик самостоятельно не погасил налоговый долг, к нему применяются меры взыскания. Первым шагом является взыскание денежных средств со счетов налогоплательщика в обслуживающих его банках. Эта мера осуществляется по решению суда, которое направляется для исполнения органам государственной налоговой службы, а денежные средства списываются в размере суммы налогового долга или его части.

Если этих денежных средств не хватает, то продается имущество налогоплательщика, находящееся в налоговом залоге. Орган государственной налоговой службы обращается в суд относительно предоставления разрешения на погашение всей суммы налогового долга за счет имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге. Взыскание денежных средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляются не раньше чем через 60 календарных дней со дня направления такому плательщику налогового требования.

В рамках кредита доверия

Еще до недавнего времени взыскание денежных средств с банковских счетов плательщиков было достаточно сложным вопросом. Теперь возможность затягивать процесс их списания устранена. Постановлением Нацбанка Украины от 30.03.2012 г. № 122 внесены изменения в Инструкцию о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте относительно взыскания денежных средств. Ответственность за такое взыскание возложена на налоговиков.

И хотя эксперты предостерегают, что этот документ может заставить должников пересмотреть свои планы относительно банковских сбережений, налоговики выдвигают собственные аргументы. Во-первых, процедура взыскания денежных средств в целом соответствует общеевропейской практике. А во-вторых, кредит доверия не безграничен и излишняя лояльность может дорого стоить бюджету. Поэтому единственным и лучшим способом борьбы с налоговыми долгами является их погашение, а затягивание этого процесса означает только одно — увеличение суммы долга и угрозу банкротства в дальнейшем.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42