Новости

Индекс пошел в рост

Европейская Бизнес Ассоциация обнародовала свою версию налогового индекса. Бизнес продемонстрировал рост показателей по всем параметрам рейтинга — от качества налогового законодательства до простоты администрирования налогов.


Глазами плательщиков

За последние два месяца налоговый индекс Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) является уже третьим исследованием качества и эффективности фискальной системы глазами плательщика. До этого Всемирный банк обнародовал свой традиционный ежегодный рейтинг Doing Business, а Государственная налоговая служба совместно с социологической компанией Research&Branding Group — уже второй в этом году опрос бизнеса относительно его инвестиционной активности. Как результаты последних двух исследований, так и опрос ЕБА свидетельствуют о росте показателей. Во ІІ — ІІІ кварталах 2012 г. по сравнению с прошлым годом налоговый индекс увеличился с 1,9 до 2,42 балла из 5 возможных. В опросе участвовали 57 представителей малого, среднего и крупного бизнеса — членов ЕБА. Они также изложили свое мнение по четырем основным критериям качества налогообложения: легкость налогового законодательства, обременительность администрирования налогов, степень фискального давления и качество обслуживания.

Улучшение ситуации бизнес продемонстрировал в показателе оценки фискального давления на предприятия: здесь получено наибольшее количество баллов — 2,56 (первая волна — 2,11), что свидетельствует об ослаблении давления прежде всего на малые и средние компании. Крупные предприятия еще пока не настолько почувствовали проявления улучшения системы. Следует отметить, что бизнес заявил о сокращении проявления фискального давления практически по всем параметрам. Так, если в предыдущем рейтинге ЕБА от обременительных проверок страдало 42% предприятия, то сейчас — 29%. При этом налоговых проверок за исследуемые полгода вообще не было у 42% плательщиков (показатель увеличился вдвое), одна была у 12% (в 2011 г. — у 20%), две — у 8% (14%). По данным пресс-службы ГНС Украины, в целом в 2012 г. плановыми проверками будет охвачено 7,5 тыс. субъектов. За последние три года общий объем таких контрольных мероприятий сократился втрое.

Среди позитивов бизнес отмечает в рейтинге снижение количества отказов при представлении деклараций (с 37 до 27%); к нулю с 15% была сведена практика привлечения к проверкам налоговой милиции. В ГНС Украины подчеркивают, что основной принцип работы налогового подразделения сегодня — дистанцирование от добросовестного плательщика за счет использования информационных ресурсов. «Объект внимания налоговой милиции — теневой сектор и уголовные махинации по минимизации налоговых обязательств. Кроме того, в 2012 году начал функционировать рискоориентированный мониторинг теневой экономики, позволивший уменьшить количество проверок добросовестных плательщиков», — уточняют в пресс-службе ГНС Украины. Вместе с тем бизнес отмечает, что все же участились «предложения» уплаты налогов авансом — с 77 до 83%, что является следствием плановых заданий по наполнению бюджета (так считают уже 46% вместо 41).

Прежде всего —  качественное обслуживание

Показатель качества налогового обслуживания (приветливость и компетентность персонала, предоставление понятных ответов, оперативность и удобство приема деклараций) по рейтингу оценок занимает второе место — результаты улучшились по сравнению с 2011 г. на 0,17 балла — до 2,53. Здесь также более высокие оценки действиям налоговиков выставляли малый и средний бизнес — 19% таких предпринимателей полностью удовлетворены обслуживанием. Тех, кто абсолютно не удовлетворен — 22%. «В предыдущем рейтинге качество обслуживания было зафиксировано как наилучший показатель, поэтому и сейчас он показал закономерный рост и достаточно высоко оценивается плательщиками, — считают в пресс-службе ГНС Украины. — Ведь в течение только года во всех регионах Украины открыты и функционируют более 480 сервисных центров обслуживания с современной инфраструктурой и широким перечнем функций. Кроме того, завершена институализация Центрального офиса по работе с крупными плательщиками».

В ГНС Украины также напоминают, что согласно исследованию, проведенному по инициативе ГНС, в ІІІ квартале, как отмечает бизнес, снизилась актуальность проблем больших затрат времени при представлении документов и необходимости личного общения с налоговиком.

И последние два показателя — налоговое законодательство и простота администрирования налогов — получили одинаковое количество баллов — по 2,32, увеличившись с 1,76 и 1,62 балла соответственно. Как считает ЕБА, плательщики приспособились к изменениям, внесенным Налоговым кодексом, отношение к которому с момента его вступления в силу было достаточно скептическим. А сейчас даже отмечают определенный прогресс в ходе налоговой реформы, как, например, в вопросе перенесения убытков.

Время — деньги

Напомним, что эксперты Всемирного банка в своем рейтинге констатировали сокращение затрат времени на составление и представление налоговой отчетности с 657 до 491 часа. «Сокращению затрат времени на выполнение налоговых формальностей способствовали масштабные мероприятия по популяризации и совершенствованию систем электронной отчетности, упрощению процедуры регистрации новых плательщиков НДС, усовершенствованию деклараций и налоговых расчетов», — объясняют в ГНС Украины. По оценкам налоговиков, к концу 2012 г. этот показатель еще снизится до 320 — 350 часов, что позволит гармонизовать налоговый и бухгалтерский учет, ввести электронный кабинет плательщика, через который будут предоставляться дистанционные налоговые услуги в режиме реального времени.