Интервью

Налогообложение доходов по банковским депозитам — преждевременно

Чтобы наши читатели знали, что происходит в финансовой сфере, в каком эквиваленте лучше сберегать деньги, насколько нынешние изменения монетарной политики государства касаются каждого гражданина, «Вестник» обратился с просьбой ответить на эти и другие вопросы к Председателю Нацбанка Украины Сергею АРБУЗОВУ.


В.: — Сергей Геннадиевич, недавно Президент Украины Виктор Янукович подчеркнул, что украинские банки должны расширять кредитование отечественных предприятий. Какие первоочередные меры будут предприняты НБУ в этом направлении?

С. Г.: — Активизация кредитования — один из важнейших вопросов способствования экономическому развитию. Нацбанк Украины постоянно предпринимает разные меры в этом направлении. В частности, в 2012 году была снижена учетная ставка и ставки по кредитам рефинансирования банков, а также введены гибкие требования к формированию банками обязательных резервов, увеличены максимальные сроки поддержания ликвидности банков.

Для способствования дальнейшему удешевлению кредитных ресурсов, учитывая предложения Президента Украины, Национальным банком разработаны Предложения к плану дальнейших мер, направленных на уменьшение стоимости финансовых ресурсов и улучшение доступности кредитов для экономики. Среди предложений есть связанные с расширением возможностей банков по поддержанию собственной ликвидности и управлению ею, в частности посредством дальнейшего усовершенствования монетарных механизмов и инструментов.

Однако достигнуть существенного снижения стоимости заемных ресурсов в долгосрочной перспективе только за счет монетарных методов невозможно, поэтому предложения направлены также на снижение премии за риск в структуре процентной ставки. Среди них — удержание инфляции на низком уровне, а также меры институционного характера. В частности, усовершенствование законодательства с целью сохранения капитала банков как ресурса для кредитования, недопущения резкого оттока привлеченных денежных средств, защиты прав кредиторов и прочее.

Вопрос активизации кредитования поднимался на последнем заседании Совета Нацбанка Украины. По его итогам Совет рекомендовал Кабинету Министров Украины при разработке проекта Госбюджета на 2013 год переориентировать программы бюджетной поддержки приоритетных отраслей на преимущественное использование механизма частичной компенсации процентных ставок из бюджета, а также учесть потребность в минимизации таких форм поддержки, как безвозвратная финансовая помощь (субсидии и т. п.), бюджетное кредитование и государственные гарантии.

Уверен, что благодаря совместным усилиям Нацбанка Украины и правительства мы уже в ближайшее время сможем увидеть более активное кредитование банками предприятий реального сектора экономики.

В.: — Население Украины часто пугают слухами о существенном падении курса гривни относительно доллара. Можете ли опровергнуть это утверждение и существуют ли предпосылки для падения курса национальной валюты?

С. Г.: — Комментирование слухов — дело неблагодарное. Хочу подчеркнуть отсутствие у таких слухов объективной почвы. Так, чистые поступления иностранной валюты на счета резидентов с начала года составили 10,4 млрд. дол. США (в эквиваленте). Благодаря этому ситуация кардинально отличается от той, что была в конце 2008 года, когда наблюдался нетто-отток иностранной валюты со счетов отечественных предприятий и банков в пользу нерезидентов с одновременным обесцениванием гривни. К этому следует добавить нулевую инфляцию.

Для того чтобы иностранная валюта более ритмично попадала на валютный рынок и формировала необходимый объем ее предложения, Нацбанк Украины 19 ноября сроком на шесть месяцев ввел требование обязательной продажи на межбанковском валютном рынке 50% экспортной выручки резидентов. Также на этот же срок сокращен срок расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров (со 180 до 90 календарных дней). Эти меры создадут основу для улучшения ожиданий относительно динамики курса гривни.

В.: — В какой валюте Вы бы посоветовали гражданам открывать депозитные счета?

С. Г.: — Однозначно в гривне. Это единственное законное платежное средство на территории нашего государства. Для осуществления каких-либо расчетов в Украине иностранную валюту все равно необходимо будет конвертировать в гривню. А любая конвертация — это дополнительные затраты. К тому же процентные ставки по депозитам в гривне традиционно более привлекательны, чем по вкладам в иностранной валюте.

Необходимо также понимать, что абсолютно надежных валют не существует. Следует вспомнить крах фунта стерлингов после Второй мировой войны, значительные колебания американского доллара в отдельные периоды прошлого да и этого столетий. В последнее время лихорадит евро, а еще совсем недавно эта валюта считалась одной из наиболее стабильных в мире.

Почему так происходит? Все очень просто. Деньги всего лишь опосредствуют движение товаров и услуг в экономике. Поэтому стабильность денежной единицы напрямую зависит от стабильности экономики. У каждой, даже очень мощной, экономики имеются свои «скелеты в шкафу». Например, экономика США уже давно страдает от двойных дефицитов (бюджета и платежного баланса). Когда именно и как это может отразиться на стабильности доллара, сегодня не может предсказать никто. И мы в Украине уж никак не можем повлиять на эти процессы.

При таких условиях наилучший выход — построение собственной стабильной экономики и доверие к собственной денежной единице, на что мы в своей стране можем непосредственно влиять. Тем более что гривня действительно заслуживает уважения. Достаточно посмотреть лишь на показатель потребительской инфляции — уже в течение продолжительного времени он находится на минимальных уровнях.

В.: — Среди последних резонансных тем, всколыхнувших общество, — возможность введения налога на продажу иностранной валюты. Как Вы относитесь к этой идее?

С. Г.: — НБУ поддерживает этот законопроект. Он закладывает действенный инструмент для борьбы со спекулянтами. Его цель — снизить привлекательность операций с наличной валютой. Другие сегменты валютного рынка под его действие не будут подпадать. Сейчас мы концентрируемся на трех направлениях: широкая разъяснительная работа среди специалистов и населения, анализ результативности уже осуществленных шагов, наработка нормативной базы, которая на момент вступления в силу закона будет готова.

В.: — Недавно Законом № 5284-VI Нацбанку Украины дано право устанавливать предельный размер наличных расчетов. Население высказывает разные догадки по этому поводу. Намерены ли Вы вводить такой лимит? Если да, то когда и в каком размере? Какие еще инструменты регулирования в сфере наличных расчетов НБУ планирует использовать в ближайшей перспективе?

С. Г.: — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов» вступил в силу 18 октября 2012 года. Этим Законом внесены изменения в Гражданский кодекс Украины, а именно предусмотрена норма, дающая право Нацбанку устанавливать предельные суммы расчетов наличными для физических лиц.

При этом напомню: Национальным банком Украины еще в 2005 году установлено ограничение на наличные расчеты между юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями. Предельная сумма наличных расчетов одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам установлена в размере 10 000 грн. (или в эквиваленте 1250 дол. США).

Сейчас НБУ планирует распространить норму о предельных суммах наличных расчетов на расчеты при участии граждан. Определяется размер самой предельной суммы.

Использование других инструментов регулирования наличных расчетов Национальным банком Украины в ближайшей перспективе не планируется.

В.: — Украина продолжает курс на либерализацию налоговой политики. Что ожидают от этой политики банкиры и какую роль в этом курсе может сыграть НБУ? В целом насколько, по Вашему мнению, положительно или отрицательно повлиял Налоговый кодекс на деятельность отечественных банков? Возможно, какие-то нормы считаете необходимым усовершенствовать?

С. Г.: — От оптимальной структуры налогообложения, понятной для всех субъектов, зависит успех в вопросе обеспечения дальнейшего развития как экономики в целом, так и банковской системы в частности. Нацбанк Украины понимает это и консолидирует позиции банковского сектора, в частности по вопросам усовершенствования норм налогового законодательства. Аналогичную роль играет НБУ и в налаживании активного сотрудничества с органами власти, ответственными за фискальную политику страны, а также общественными объединениями — банковскими ассоциациями и Ассоциацией налогоплательщиков Украины.

Национальный банк Украины в течение последних лет приложил немало усилий для законодательного урегулирования ряда вопросов, решение которых положительно повлияло на состояние банковской системы.

В частности, это касается налогообложения большинства банковских операций по данным бухгалтерского учета, порядка формирования и использования страховых резервов по активным операциям банков и обеспечения их необходимым инструментарием для списания безнадежной задолженности, решения вопросов, связанных с продажей проблемных активов, включения убытков прошлых лет в расходы следующих налоговых периодов.

Отдельные вопросы были урегулированы путем разработки согласованной позиции, нашедшей отражение в документах Государственной налоговой службы Украины.

Эти меры способствовали уменьшению налоговой нагрузки на банки, активизации работы на рынке проблемных активов, уменьшению объемов проблемной задолженности и, соответственно, улучшению показателей деятельности банковской системы.

Вместе с тем еще остается ряд проблемных вопросов, на решении которых нужно сконцентрировать наше внимание. Это, в частности, касается освобождения банков от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по продаже третьим лицам недвижимого имущества, предоставленного кредиторам в качестве залога; освобождения банка от функций налогового агента по операциям с залоговым имуществом физических лиц; уточнения нормы о признании сумм доходов и расходов по кредитно-депозитным операциям; уточнения законодательных норм с целью освобождения расходов банков Украины за услуги платежных систем от уплаты НДС.

В.: — Статьей 167 Налогового кодекса предусмотрено налогообложение процентов от банковских депозитов. Существуют достаточно противоречивые мнения по поводу того, каким образом это нововведение скажется на состоянии банковской системы. Хотелось бы услышать Ваш комментарий. Как Вы считаете, с чем связана десятилетняя, теперь уже до 1 января 2015 г., отсрочка вступления в силу нормы о налогообложении депозитов?

С. Г.: — Международная практика налогообложения доходов от банковских депозитов свидетельствует, что такие доходы облагаются налогом во многих странах, но ставки налога и процедуры налогообложения отличаются.

Вместе с тем не следует забывать о том, что банковская система Украины находится в стадии посткризисной стабилизации, и одной из главных предпосылок ее дальнейшего успешного функционирования является повышение уровня доверия со стороны населения.

Депозиты граждан являются основным источником кредитных ресурсов, которые в дальнейшем направляются банками на кредитование экономики. Следовательно, они способствуют ускорению темпов экономического роста страны. Вместе с тем готовность населения сохранять денежные средства в банках — чрезвычайно чувствительна к каким-либо новациям. Поэтому решение вопроса о налогообложении доходов по банковским депозитам в настоящий момент преждевременно.

К рассмотрению этого вопроса можно будет вернуться после достижения экономикой Украины, и в частности банковской системой, более стабильных темпов роста.

В.: — НБУ объявил о ведении программы повышения финансовой грамотности населения. Как она работает и на какой главный результат от ее реализации надеетесь?

С. Г.: — Действительно, Национальный банк является инициатором работы по повышению уровня финансовой грамотности населения Украины, поскольку понимание роли простых экономических процессов — важное условие рационального и бережливого обращения граждан со своими доходами и сбережениями.

Мы осознаем, что построение и развитие эффективной системы финансовой грамотности и просвещения граждан страны должны осуществляться комплексно как центробанком, так и другими государственными органами. Поэтому Национальным банком в прошлом году создана межведомственная рабочая группа по разработке и реализации Программы повышения финансовой грамотности населения Украины, к которой приобщились и представители Государственной налоговой службы.

Кроме того, мы пригласили к совместной реализации мероприятий программы и украинские банки, многие из которых сейчас имеют собственные локальные программы по повышению уровня финансовой грамотности.

Таким образом, в течение года уже разработаны и распространены в 71 школе 14 регионов Украины книги и учебники для младших школьников по финансовой грамотности. Университетом банковского дела НБУ разработана программа тренинга для журналистов «Основы экономики и финансов». Для ознакомления с историей денежной единицы Украины создан ЗD-тур по Музею денег Национального банка Украины и глоссарий банковской терминологии, которые размещены на сайте Нацбанка Украины.

Задача Национального банка — используя информационные и просветительские инструменты, обезопасить население страны от финансовых потерь и дать возможность не только сохранить собственные сбережения, но и приумножить их.

Приближаются зимние праздники, традиционно все мы ждем чудес в это время. Пусть эти ожидания сбудутся, а заветные мечты наконец воплотятся в жизнь!

Желаю Вам и всей Украине процветания и наполнения государственной казны необходимыми средствами, энергии и настойчивости в решении важных социально-экономических задач, стоящих сегодня перед нашей страной.

Желаю также налогоплательщикам уверенности в завтрашнем дне, успехов в бизнесе, высоких доходов, мира и спокойствия в семьях!


Беседовал Петр КРИЧУН
при содействии пресс-службы Нацбанка Украины