Бухучет
Тема: Бухгалтерский учет

Выполнение гарантийных обязательств: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет

Сроки давности по гарантийным обязательствам

Гарантийные обязательства перед покупателями возникают практически у любого субъекта хозяйствования, реализующего товары (работы, услуги), поскольку потребитель имеет право на получение надлежащего качества товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания. При выполнении гарантийных обязательств предприятие может осуществить гарантийный ремонт, гарантийное обслуживание, заменить окончательно забракованный товар. Правила организации и осуществление таких мер регламентированы в ряде законодательных и нормативных актов Украины.

В соответствии со ст. 678 Гражданского кодекса при передаче покупателю товара ненадлежащего качества он имеет право требовать от продавца или пропорционального уменьшения цены, или бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок, или возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований по качеству товара (выявление недостатков, которые невозможно устранить или устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени, недостатков, выявленных неоднократно или вновь появившихся после их устранения) покупатель имеет право по своему выбору или отказаться от договора и требовать возврата уплаченной за товар суммы, или требовать замены товара. Если продавец товара ненадлежащего качества не является его производителем, требования относительно замены, бесплатного устранения недостатков товара и возмещения убытков могут быть предъявлены к продавцу или производителю товара.

Сроки давности по гарантийным обязательствам определены в статьях 676 и 680 Гражданского кодекса. Началом гарантийного срока следует считать момент передачи товара покупателю, если иное не установлено договором купли-продажи. Гарантийный срок, установленный договором купли-продажи, продлевается на время, в течение которого покупатель не мог использовать товар в связи с обстоятельствами, зависящими от продавца, до устранения их продавцом.

Гарантийные обязательства для физических лиц — конечных потребителей изложены в Законе о защите прав потребителей. Конечный потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующее требование к продукции, на которую гарантийный срок или срок годности не установлен, если недостатки были выявлены в течение двух лет, а относительно объекта строительства — не позднее 10 лет со дня их передачи потребителю (п. 5 ст. 7 Закона). В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Закона гарантийный срок указывается на этикетке, в паспорте продукции или любом другом документе, прилагаемом к продукции. Согласно п. 1 ст. 8 Закона требования потребителя относительно пропорционального уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок или возмещения денежных средств, израсходованных на устранение таких недостатков, предъявляются по выбору потребителя или продавцу по месту покупки товара, или производителю. Согласно п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей требования потребителя рассматриваются после предъявления им расчетного документа, технического паспорта или другого аналогичного документа с отметкой о наличии гарантийных обязательств и дате продажи.

Порядок № 506 определяет отношения между потребителями, приобретающими технически сложные бытовые товары для собственных бытовых нужд, и их производителями, продавцами и производителями работ по гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене товаров. К таким товарам относятся:

  • аппаратура радиоэлектронная бытовая;
  • машины и приборы электробытовые;
  • машины и приборы для механизации работ в быту;
  • бытовые электронные приборы, в том числе вычислительная техника;
  • средства связи;
  • транспортные средства и номерные агрегаты;
  • товары медицинского назначения;
  • другие товары, полный перечень которых приведен в приложении 1 к Порядку № 506.

В соответствии с п. 4 Порядка № 506 в техническом паспорте или другом документе, прилагаемом к товару, указывается гарантийный срок эксплуатации, в течение которого производитель гарантирует использование товара, в том числе комплектующих изделий и составных частей, по назначению при условии соблюдения потребителями правил пользования, и в течение которого производитель (продавец, исполнитель) выполняет гарантийные обязательства.

Согласно п. 3 Порядка № 506 гарантийное обслуживание заключается в том, что производитель (продавец, исполнитель) в течение гарантийного срока обязуется организовать, если это предусмотрено эксплуатационным документом, работы по специальной установке (подключению) товара или его вводу в эксплуатацию и техническому обслуживанию. Работы по гарантийному ремонту (обслуживанию) выполняются для потребителя бесплатно. Производитель (продавец, исполнитель) обеспечивает нормальное использование товара, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока.

Требования к оформлению эксплуатационных документов

С целью защиты прав потребителей действующим законодательством предусмотрено в обязательном порядке документальное оформление продажи товара, при котором продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи (п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, п. 7 Порядка № 506 предусмотрено, что необходимая, доступная и достоверная информация о товарах, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, доводится производителем (продавцом) до сведения потребителя в эксплуатационных документах, прилагаемых производителем к товару. К таким документам относятся текстовые, графические конструкторские документы, которые позволяют ознакомиться с потребительскими возможностями товара и в которых определяются правила его эксплуатации, в частности технический паспорт или другой заменяющий его документ.

На товары иностранного происхождения, которые ввозятся в Украину, эксплуатационные документы должны быть выполнены на государственном языке и языке государства происхождения товара.

Согласно п. 10 Порядка № 506 гарантийные обязательства указываются производителем (продавцом) в гарантийном талоне по формам № 1-гарант и № 2-гарант (приложения 2 и 3 к этому Порядку) или в другом эксплуатационном документе в разделе «Гарантийные обязательства производителя». Также к эксплуатационным документам прилагаются отрывные талоны на техническое обслуживание (при необходимости) и гарантийный ремонт по формам № 3-гарант и № 4-гарант (приложения 4 и 5 к этому Порядку). В случае если эксплуатационными документами предусмотрено проведение работ по вводу товара в эксплуатацию, производителем (продавцом) прилагается отрывной талон по форме № 5-гарант (приложение 6 к Порядку № 506).

Согласно п. 13 этого Порядка при возникновении необходимости определения причины потери качества товара, гарантийный срок которого не истек, продавец должен в трехдневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя направить такой товар на экспертизу. При этом потребителю выдается акт приемки товара на экспертизу по форме № 6-гарант (приложение 7 к этому Порядку). Экспертиза проводится за счет продавца. Если в результате экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (предприятию, выполняющему его функции) расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец (исполнитель) имеет право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.

Особенности бухгалтерского учета операций при выполнении гарантийных обязательств

Одной из особенностей учета при отражении операций при выполнении гарантийных обязательств является создание предприятиямипоставщиками товаров резерва (обеспечения) для возмещения последующих (будущих) операционных расходов на выполнение гарантийных обязательств (п. 13 ПБУ 11). Для учета такого резерва Инструкцией № 291 предусмотрен субсчет 473 «Обеспечение гарантийных обязательств», на котором ведется учет движения и остатков денежных средств, зарезервированных для обеспечения будущих расходов на проведение гарантийных ремонтов проданной продукции, ремонтов предметов проката и т.п.

По кредиту субсчета 473 отражаются суммы начисленных резервов в корреспонденции со счетами соответствующих видов расходов, по дебету — использование этого резерва на гарантийное обслуживание в корреспонденции со счетами учета запасов и расчетов.

Основными корреспондирующими счетами учета резерва (обеспечения) для возмещения последующих (будущих) операционных расходов на выполнение гарантийных обязательств являются (табл. 1):

Таблица 1

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

93

473

Начисление резерва на гарантийный ремонт реализованной продукции

473

20

Использование запасов для гарантийного ремонта

473

631, 685

Использование резерва на гарантийный ремонт на оплату стоимости услуг третьих лиц для осуществления такого ремонта

473

661

Начисление заработной платы работникам, осуществляющим гарантийный ремонт

473

651

Начисление единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на заработную плату работников, осуществляющих гарантийный ремонт

 

Кроме того, выполнение гарантийных обязательств часто связано с заменой ранее реализованных товаров. Для этого необходимо в бухгалтерском учете отразить возврат таких товаров. Инструкцией № 291 для таких целей предусмотрен субсчет 704 «Вычеты из дохода». В данном случае в бухгалтерском учете поставщика по дебету субсчета 704 отражается стоимость возвращенных покупателем продукции и товаров, а по кредиту — списание дебетового оборота на счет 79 «Финансовые результаты».

На предприятиях — производителях продукции могут создаваться в качестве подразделений сервисные центры или гарантийные мастерские, которые занимаются обслуживанием и/или ремонтом сложной бытовой техники. В этом случае предприятие ведет учет расходов на содержание таких мастерских на счете 23 «Производство».

Основными корреспондирующими счетами при осуществлении гарантийных ремонтов и гарантийного обслуживания в собственных гарантийных мастерских или сервисных центрах являются (табл. 2):

Таблица 2

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственной операции

023

Ведется учет принятой от покупателя продукции на гарантийный ремонт или гарантийное обслуживание, а также от производителей запасных частей, материалов, необходимых для устранения неисправностей

23

20, 22, 25

Отражается стоимость запасов, использованных со складов предприятия в гарантийных мастерских

23

661

Отражается начисление заработной платы работникам, осуществляющим гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

23

651

Отражается начисление единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на заработную плату

23

631, 685

Отражается стоимость услуг сторонних организаций, связанных с осуществлением гарантийных работ

23

372

Отражаются понесенные расходы, осуществленные через подотчетных лиц, связанные с осуществлением гарантийных работ

23

131

Начисляется износ основных средств, задействованных в работе сервисных центров и гарантийных мастерских

023

Отражается списание стоимости отремонтированной продукции с забалансового счета при передаче покупателю; запасных частей и материалов, бесплатно полученных от производителей и использованных для устранения неисправностей

473

23

Списываются расходы по гарантийному ремонту за счет резерва

 

Налоговый учет расходов, связанных с выполнением гарантийных обязательств

Налог на прибыль

Согласно пп. 140.1.4 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса плательщики налога на прибыль имеют право относить к расходам, учитываемым при определении объекта налого-обложения, любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены проданных товаров, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога. При этом термин «обнародование» означает распространенные в рекламе, технической документации, договоре или другом документе обязательства продавца относительно условий и сроков гарантийного обслуживания (например, заполнение при продаже в соответствии с Порядком № 506 эксплуатационных документов, о чем указывалось выше).

При осуществлении гарантийных замен товаров плательщик налога обязан вести учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

Если замена товара осуществляется без обратного получения бракованного товара или надлежащего ведения учета замен, то такая замена не дает права на увеличение расходов продавца товара на стоимость замен.

Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в качестве расходов, связанных с реализацией товаров, включаются в состав других расходов (пп. «є» пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса) и признаются расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 ст. 138 этого Кодекса).

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей этот Закон регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, производителями работ и теми, кто предоставляет услуги разных форм собственности, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм их защиты и основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Согласно п. 22 ст. 1 вышеуказанного Закона потребительфизическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намерено приобрести либо заказать продукцию для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

С учетом изложенного при определении объекта налогообложения учитываются любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога.

 Однако не могут быть учтены при определении объекта налогообложения расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога юридическим лицам, поскольку на такую категорию покупателей не распространяются нормы законодательства по вопросам защиты прав потребителей.

В соответствии с пп. 140.1.4 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса ГНС Украины разработан Порядок № 112, согласно которому учет операций по гарантийным заменам товаров или гарантийному ремонту (обслуживанию) необходимо вести в количественном и стоимостном выражении по следующим видам (группам) устранения недостатков товаров:

  • бесплатное устранение недостатков товара;
  • возмещение расходов на устранение недостатков товара;
  • пропорциональное уменьшение цены;
  • замена товара на такой же или аналогичный товар, товар среди имеющихся у продавца (производителя);
  • расторжение договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы.

Учет покупателей ведется плательщиками налога самостоятельно в Книге учета покупателей (далееКнига), получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), форма которой приведена в приложении к Порядку № 112.

Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью и подписью руководителя субъекта хозяйствования или его уполномоченного представителя.

Срок хранения Книги — три года.

Записи в Книге учета покупателей осуществляются по всем проведенным операциям не позднее даты получения покупателем замененных товаров или услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию) (п. 7 Порядка № 112).

Поскольку процесс выполнения гарантийных обязательств нередко бывает связан с осуществлением операций по возврату товаров поставщику (производителю), необходимо учитывать также требования п. 140.2 ст. 140 Налогового кодекса относительно порядка отражения в налоговом учете таких операций, а именно: в случае если после продажи товаров, выполнения работ, предоставления услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, в том числе перерасчет при возврате проданных товаров или права собственности на такие товары (результаты работ, услуг) продавцу, плательщик налога — продавец и плательщик налога — покупатель осуществляют соответствующий перерасчет доходов или расходов (балансовой стоимости основных средств) в отчетном периоде, в котором произошло такое изменение суммы компенсации.

Налог на добавленную стоимость

При осуществлении хозяйственной деятельности у плательщиков НДС нередко возникают ситуации, когда происходит возврат товаров/услуг или предварительной оплаты.

В этих случаях суммы налогового обязательства поставщика и налогового кредита получателя товаров/услуг подлежат соответствующей корректировке. Порядок проведения такой корректировки определен ст. 192 Налогового кодекса.

Рассмотрим порядок корректировки сумм налогового обязательства и налогового кредита в случае, если поставщик и получатель товаров/услуг — плательщики НДС.

В соответствии с п. 192.1 ст. 192 Налогового кодекса, если после поставки товаров/услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, включая последующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет при возврате товаров/услуг лицу, которое их предоставило, или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров/услуг, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке.

Если вследствие такого перерасчета происходит уменьшение суммы компенсации в пользу плательщика налогапоставщика, то:

  • поставщик соответственно уменьшает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет, и направляет получателю расчет корректировки налога;
  • получатель соответственно уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован в качестве плательщика налога на дату проведения корректировки, а также увеличил налоговый кредит в связи с получением таких товаров/услуг.

Если вследствие перерасчета происходит увеличение суммы компенсации в пользу плательщика налогапоставщика, то:

  • поставщик соответственно увеличивает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет, и направляет получателю расчет корректировки налога;
  • получатель соответственно увеличивает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован в качестве плательщика налога на дату проведения перерасчета.

Результат перерасчета налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя отражается в составе налоговой декларации за отчетный налоговый период (п. 192.3 ст. 192 Налогового кодекса).

 Согласно форме расчета корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, утвержденной приказом № 1379, покупатель при его получении должен удостоверить факт такого получения, а именно указать на экземпляре расчета продавца дату получения расчета и поставить подпись.

Суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя одновременно подлежат соответствующей корректировке в декларациях по НДС того отчетного налогового периода, на который приходится дата получения получателем расчета.

При этом в случае, если продавцом при возврате ему части товара (или при возврате им части оплаты за товар) по каким-либо причинам не предоставлен покупателю расчет корректировки, то покупатель — плательщик НДС должен самостоятельно осуществить корректировку сумм налогового кредита по результатам налогового периода, в течение которого состоялся возврат им товаров (полученных по ним денежных средств) независимо от факта получения расчета корректировки.

Рассмотрим порядок корректировки сумм НДС в случае, если поставщик товаров/услуг не является плательщиком НДС на конец отчетного периода, в котором был проведен перерасчет, или в случае, если получатель не является плательщиком НДС.

В таких случаях необходимо помнить, что норма п. 192.1 ст. 192 Налогового кодекса не распространяется на случаи, когда поставщик товаров/услуг не является плательщиком налога на конец отчетного (налогового) периода, в котором был проведен такой перерасчет (абзац первый п. 192.2 ст. 192 этого Кодекса).

Корректировка налоговых обязательств может происходить только у поставщика, зарегистрированного плательщиком НДС.

Кроме того, абзацем вторым п. 192.2 ст. 192 Налогового кодекса определено, что уменьшение суммы налоговых обязательств поставщика при изменении суммы компенсации стоимости товаров/услуг, предоставленных лицам, которые не были плательщиками этого налога на дату такой поставки, разрешается только при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости, в том числе при пересмотре цен, связанных с гарантийной заменой товаров или низкокачественных товаров в соответствии с законом или договором.

Только при обязательном одновременном выполнении двух условийвозврате товаров и предоставлении полной денежной компенсации их стоимостиможет происходить корректировка налоговых обязательств при изменении суммы компенсации стоимости товаров/услуг, поставленных неплательщикам НДС.

В таком случае поставщик — плательщик НДС имеет право выписать расчет корректировки к налоговой накладной и уменьшить начисленную сумму налоговых обязательств по НДС. При этом оба экземпляра расчета корректировки остаются у продавца без подписи покупателя — неплательщика НДС.

 

Рассмотрим на условных примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выполнению гарантийных обязательств.

Пример 1

ООО «Коробейник» (предприятие розничной торговли) осуществило продажу электромясорубки стоимостью 2600 грн., кроме того, НДС 20%520 грн., итого3120 грн.

В течение гарантийного срока покупательфизическое лицо обратился с претензией относительно работоспособности приобретенного товара и требованием возвратить ему ранее уплаченные денежные средства в сумме 3120 грн. Для выявления причин неисправностей магазин принял электромясорубку и передал ее на экспертизу в сервисный центр, стоимость экспертизы составила 200 грн., кроме того, НДС 20%40 грн., итого240 грн. Экспертизой, в свою очередь, выявлен производственный брак. Следовательно, претензия покупателя подлежит удовлетворению, а расходы на проведение экспертизы возмещаются за счет продавца. Покупная стоимость электромясорубки составляет 2300 грн., кроме того, НДС 20%460 грн., итого2760 грн. Расходы, понесенные продавцом в связи с удовлетворением требований потребителя, предъявлены к возмещению производителю, которому возвращена бракованная электромясорубка. Претензия магазина удовлетворена в месячный срок, и расходы на проведение экспертизы возмещены.

Бухгалтерский учет согласно примеру приведен в табл. 1.

Таблица 1


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Дебет

Кредит

1

Отражена реализация электромясорубки

301

702

3120,00

2

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

520,00

3

Отнесен доход от реализации на финансовый результат

702

791

2600,00

4

Отражена себестоимость реализованной мясорубки

902

282

2300,00

5

Отнесена себестоимость реализованного товара на финансовый результат

791

902

2300,00

6

Списана торговая наценка

285

282

820,00

7

Предъявлена претензия покупателем, электромясорубка принята розничным предприятием для проведения экспертизы, с отражением увеличения остатка на забалансовом счете

05

2300,00

8

Восстановлена на балансе после экспертизы покупная стоимость возвращенной электромясорубки (способом «сторно»)

902

282

(2300,00)

9

Восстановлена торговая наценка (способом «сторно»)

285

282

(820,00)

10

Отражена операция в составе финансового результата (способом «сторно»)

791

902

(2300,00)

11

Отражены расходы по проведению экспертизы согласно акту выполненных работ

93

685

200,00

12

Отражена сумма НДС по расходам на проведение экспертизы на основании налоговой накладной

641/НДС

685

40,00

13

Отнесены расходы по экспертизе на финансовый результат

791

93

200,00

14

Перечислены денежные средства за экспертизу сервисному центру согласно счету

685

311

240,00

15

Возвращен товар производителю и исключена соответствующая торговая наценка (отражено способом «сторно»)

282

631

(2300,00)

282

285

16

Откорректирован налоговый кредит по НДС (отражено способом «сторно»)

641/НДС

631

(460,00)

17

Возвращены предприятием-производителем денежные средства (отражено способом «сторно»)

311

631

(2760,00)

18

Предъявлена к возмещению сумма расходов на проведение экспертизы электромясорубки, понесенных по вине предприятия-производителя

374

715

240,00

19

Отражены налоговые обязательства по НДС

715

641/НДС

40,00

20

Отнесена сумма возмещения расходов на финансовый результат

715

791

200,00

21

Получены на текущий счет денежные средства от предприятия-производителя

311

374

240,00

22

Списана с забалансового счета стоимость бракованной электромясорубки

05

2300,00

23

Возвращены покупателю денежные средства из кассы магазина

685

301

3120,00

24

Отражен возврат как уменьшение дохода

704

685

3120,00

25

Откорректированы (уменьшены) налоговые обязательства по НДС (отражено способом «сторно»)

704

641/НДС

(520,00)

26

Отнесена стоимость возвращенного товара на финансовые результаты

791

704

2600,00

 

Пример 2

Предприятием оптовой торговли ООО «Сатурн» (продавец) отпущен покупателюплательщику НДС электрообогреватель стоимостью 4000 грн., кроме того, НДС 20%800 грн., итого4800 грн., который вышел из строя в течение гарантийного срока эксплуатации из-за производственного брака. Покупатель обратился с требованием обменять бракованный электрообогреватель. С целью подтверждения неисправности электрообогреватель передан в сервисный центр для проведения экспертизы, которая подтвердила брак производителя. Стоимость экспертизы300 грн., кроме того, НДС 20%60 грн., итого360 грн. ООО «Сатурн» не осуществляет гарантийного ремонта некачественного товара, а заменяет его на качественный. Расходы на ремонт несет предприятие-производитель. Покупная стоимость электрообогревателя составляет 2500 грн., кроме того, НДС 20%500 грн., итого3000 грн.

Бухгалтерский учет согласно примеру приведен в табл. 2.

Таблица 2


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Дебет

Кредит

Учет у продавца

1

Отражена реализация электрообогревателя

361

702

4800,00

2

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

800,00

3

Отнесен доход от реализации на финансовый результат

702

791

4000,00

4

Отражена себестоимость реализованного товара

902

281

2500,00

5

Отнесена себестоимость реализованного товара на финансовый результат

791

902

2500,00

6

Отражена задолженность перед покупателем в связи с возвратом бракованного товара

704

361

4800,00

7

Откорректированы (уменьшены) налоговые обязательства по НДС (способом «сторно»)

704

641/НДС

(800,00)

8

Отнесена стоимость возвращенного товара на финансовые результаты

791

704

4000,00

9

Принят электрообогреватель предприятием для дальнейшего проведения экспертизы с отражением увеличения остатка на забалансовом счете

05

2500,00

10

Отражены расходы по проведению экспертизы согласно акту выполненных работ

93

685

300,00

11

Отражена сумма НДС по расходам на проведение экспертизы на основании налоговой накладной

641/НДС

685

60,00

12

Перечислены денежные средства за экспертизу сервисному центру

685

311

360,00

13

Восстановлена на балансе покупная стоимость возврата электрообогревателя (способом «сторно»)

902

281

(2500,00)

14

Отражена операция в составе финансового результата (способом «сторно»)

791

902

(2500,00)

15

Передан неисправный электрообогреватель предприятию-производителю (операция отражена способом «сторно»)

281

631

(2500,00)

16

Откорректирован налоговый кредит (операция отражена способом «сторно»)

641/НДС

631

(500,00)

17

Получен от производителя новый обогреватель

281

631

2500,00

18

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

500,00

19

Отгружен покупателю новый электрообогреватель (замена)

361

702

4800,00

20

Отражено налоговое обязательство по НДС

702

641/НДС

800,00

21

Отнесен доход от реализации на финансовый результат

702

791

4000,00

22

Отражена себестоимость реализованного товара (замены)

902

281

2500,00

23

Отнесена себестоимость реализованного товара на финансовый результат

791

902

2500,00

24

Поступила оплата от покупателя на текущий счет

311

361

4800,00

Учет у производителя

1

Получен от торгового предприятия бракованный электрообогреватель

26

377

2500,00

2

Откорректированы (уменьшены) налоговые обязательства по НДС (отражено способом «сторно»)

377

641/НДС

(500)

3

Отражены расходы по гарантийному ремонту за счет резерва для возмещения будущих операционных расходов на выполнение гарантийных обязательств (данные условные):

Израсходованы материалы и комплектующие на ремонт

23

201

220,00

Начислена заработная плата рабочим, выполнившим ремонт

23

661

180,00

Начислен единый социальный взнос (условно 37,19%) на заработную плату

23

651

66,94

4

Начислен резерв на обеспечение гарантийных расходов текущего месяца (условные данные) и отражен в составе финансовых результатов

93

473

1000,00

791

93

5

Списаны расходы по гарантийному ремонту за счет резерва (220 + 180 + 66,94)

473

23

466,94

6

Передан продавцу электрообогреватель (отремонтированный или новый)

377

26

2500,00

7

Начислены налоговые обязательства по НДС

377

641/НДС

500,00

Учет у покупателя

1

Получен от продавца электрообогреватель

153

631

2500,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

500,00

3

Возвращен продавцу неисправный электрообогреватель (способом «сторно»)

153

631

(2500,00)

4

Откорректирован (уменьшен) налоговый кредит по НДС (способом «сторно»)

641/НДС

631

(500,00)

5

Получен от продавца новый электрообогреватель

153

631

2500,00

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

500,00

7

Электрообогреватель введен в эксплуатацию в качестве объекта МНМА

112

153

2500,00

8

Перечислены денежные средства поставщику-продавцу

631

311

3000,00

 

Пример 3

При ООО «Магазин «Техника» создан сервисный центр, осуществляющий гарантийные ремонты неисправной бытовой техники, ранее проданной этим магазином, в период гарантийного срока, если в ходе эксплуатации выявлен заводской брак. Стоимость выполненных ремонтов компенсируется предприятиямипроизводителями, с которыми магазин заключил договоры. Также согласно этим договорам производитель передает сервисному центру запасные части, необходимые для осуществления ремонтных работ, без перехода права собственности на запчасти к сервисному центру. Физическим лицомпокупателем предъявлена претензия по качеству автоматической стиральной машины стоимостью 10 600 грн. Машина принята сервисным центром для проведения гарантийного ремонта. Стоимость ремонта составляет 1200 грн., кроме того, НДС 20%240 грн., итого1440 грн. Оплачивается производителем. Также производителем переданы необходимые запасные части на сумму 300 грн.

Бухгалтерский учет согласно примеру приведен в табл. 3.

Таблица 3


п/п

Содержание хозяйственной операции

 Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Дебет

Кредит

Учет у продавца

1

Принята от покупателя в гарантийный ремонт стиральная машина

023

10 600,00

2

Получены от завода-производителя (представительства) необходимые для ремонта запасные части

023

300,00

3

Понесены расходы по осуществлению гарантийного ремонта без учета полученных с завода запасных частей (условные данные)

23

661, 651, 209, 131

550,00

4

Списаны запасные части, использованные для ремонта

023

- 300,00

5

Признана доходом стоимость выполненных работ по гарантийному ремонту стиральной машины

361

703

1440,00

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641/НДС

240,00

7

Отнесен доход на финансовый результат

703

791

1200,00

8

Отражена себестоимость выполненного ремонта в составе финансовых результатов

903

23

550,00

791

903

9

Передана отремонтированная стиральная машина покупателю

023

- 10 600,00

10

Получены от завода-производителя денежные средства на текущий счет за устранение заводского брака

311

361

1440,00

 

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42