Статьи

В современном ключе

Процедура получения в налоговой услуг электронной цифровой подписи от «а» до «я»

Создание открытого информационного пространства — одна из предпосылок успешного движения Украины в европейское сообщество, начатого в 2004 г. Мир развивается бурными темпами, и каждое новое изобретение уже не на шаг, а на несколько шагов опережает своего «старшего брата». То же произошло и с деловой перепиской, на смену которой пришел электронный документооборот.


А автор кто?

Люди поняли, что для ускорения развития бизнеса, осуществления финансово-хозяйственных операций нужно, чтобы документы быстро поступали от одного субъекта к другому. Однако удобство пересылки их в онлайн-режиме корреспондируется с многочисленными рисками натолкнуться на действия мошенников или просто рассекретить данные. И действительно: авторство документа в бумажном виде подтвердить несложно, чего не скажешь о его электронном варианте.

Выход, делающий документ неуязвимым в дебрях Интернета, был найден. Пригодилась криптография, благодаря использованию которой возникла электронная цифровая подпись — неповторимая, как отпечаток пальцев, имеющий отношение только к конкретному автору.

Если до недавнего времени выдачей ключей электронной цифровой подписи занимались исключительно коммерческие структуры, то в мае 2012 г. Аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) появился и в налоговой. «Мы принимаем клиента, проверяем его документы, чтобы убедиться, что ключ хочет получить именно этот человек, и даем ему возможность сгенерировать ключи подписи», — кратко рассказал о сути дела начальник управления (Центра) сертификации ключей Информационно-справочного департамента ГНС Олег Матвеев.

Подпись со статусом

Цифровая подпись состоит из двух ключей — личного и открытого. Их отличие заключается в том, что личный ключ является конфиденциальной информацией и из него всегда можно получить открытый ключ, тогда как из открытого личный — никогда. Специалисты АЦСК предоставляют помощь гражданину при генерации его ключей и формируют электронный документ — усиленный сертификат, частью которого становится открытый ключ. В сертификате также четко указывается его собственник — и все это подписывается секретным ключом центра, после чего изменить сертификат уже невозможно. «Когда клиент сгенерировал ключи, личный он тут же забирает себе. Работники центра не имеют права ознакомляться с ключами или проверять их на работоспособность. Это категорически запрещено. Дальше клиент работает с помощью соответствующей программы, наша же задача — сопровождать выданный сертификат до истечения срока его действия», — объясняет Олег Матвеев.

Сопровождение усиленного сертификата — прежде всего круглосуточное обеспечение возможности доступа клиентов к их сертификатам, получение ими сведений о статусе сертификата подписанта, использование сервиса отметки времени. При необходимости любой клиент может круглосуточно средствами телефонной связи осуществить блокирование своего сертификата.

Действующим сертификатом вы можете подписывать любые электронные документы. Кстати, подпись центра не имеет ограничений — ею можно пользоваться как для формирования отчетности или составления договоров, так и для личной переписки. Единственное ограничение, определенное постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 г. № 1452 «Об утверждении Порядка применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности», — государственным структурам разрешается подписывать договоры в электронном виде только на сумму до 1 млн. грн.

Блокировка и восстановление сертификата ключа — также необходимые функции. Клиент может потерять электронный ключ и им воспользуется злоумышленник, или, например, едет в отпуск, оставляя ключ на работе, и не хочет, чтобы в период отсутствия ключом кто-то воспользовался. По-этому клиент имеет право обратиться в Центр и заблокировать его. «Мы блокируем ключ на срок до 30 дней. Если за это время клиент не восстанавливает действие сертификата, то он автоматически отменяется. Это означает, что клиент не желает продолжать пользоваться услугой или не имеет для этого возможностей, — утверждает руководитель Центра. — При этом количество блокировок и восстановлений не ограничено, что-то наподобие роуминга в телефоне или обслуживания банковской карточки».

Отмена сертификата пригодится в случае, если у вас есть опасения, что ваш личный ключ мог стать известным третьим лицам. Почему это необходимо делать? Хотя бы потому, что кто-то, завладев ключом, от вашего имени может подписать все что угодно. И тогда уже, как говорят, что написано пером, того не вырубишь и топором, поскольку среди основных принципов, установленных законодательством относительно электронной цифровой подписи, — принцип неотказа. Клиент, потерявший ключ, обязан срочно обратиться в Центр, чтобы отменить соответствующий ему сертификат открытого ключа. Появление указанной нормы связано с тем, что в истории электронного документооборота случались неединичные ситуации, когда люди подписывали ключами договор, а потом, поняв, что он может быть невыгодным, отказывались от его выполнения, ссылаясь на кражу ключа.

Устойчивость ко взлому

Технология генерирования ключей, взятая на вооружение налоговой, — самая современная, с использованием так называемого блока АГСЧ (аппаратного генератора случайных чисел). Повторить последовательность символов практически невозможно, потому что это зависит и от температуры в помещении, и от освещения, и от радиоактивного фона и т. п. Для того чтобы взломать такой ключ, понадобится по меньшей мере 100 лет, тогда как срок действия ключа составляет один год. «Нас часто спрашивают, почему мы не продлим срок действия ключа на пять или больше лет, это же удобно! Да, это удобно, но резко снижает устойчивость ключа ко взлому. Поэтому только год, а потом — перегенерирование и защита информации уже новым ключом», — сообщил Олег Матвеев.

Следует отметить: если клиент приходит переоформлять свои усиленные сертификаты заранее, до истечения срока их действия, то услуга предоставляется непрерывно. Если же вы просрочили нужную дату, остановки в обслуживании не избежать. Поэтому, помня, что время — это деньги, будьте внимательны к датам!

Оформляем документы

Услугу электронной цифровой подписи может получить кто угодно — от бухгалтера, которому она нужна в ежедневной работе, до писателя, который передает файлы со своими произведениями по e-mail и хочет быть застрахованным от плагиата. У Центра есть официальный информационный ресурс: http://www.cskidd.gov.ua/, где в разделе «Регистрация пользователей» содержится перечень необходимых документов. Перед их сбором налоговики советуют прочитать договор о предоставлении услуг ЭЦП и ознакомиться с регламентом АЦСК ИСД ГНС.

Далее выбираете одну из следу-ющих категорий: юридическое лицо, физическое лицо — предприниматель, физическое лицо, и идете по ссылке.

Юридическое лицо должно предоставить представителю Центра (администратору регистрации) следующие документы:

  • заполненное и подписанное заявление-присоединение к договору ЭЦП (в двух экземплярах);
  • заполненное и подписанное заявление на регистрацию для получения усиленного сертификата ключа установленного образца (разрешение на использование персональных данных подписанта) для регистрации подписанта в реестре подписантов АЦСК ИСД ГНС и формирования усиленного сертификата открытого ключа;
  • оригинал устава юридического лица (положение об учреждении, филиале) или его нотариально заверенную копию (предоставляется исключительно для ознакомления);
  • документы, подтверждающие полно-мочия руководителя заявителя (копия приказа о назначении и т. п.);
  • документы, подтверждающие принадлежность подписанта к юридическому лицу — заявителю и его полномочия, удостоверенные печатью и личной подписью руководителя юридического лица;
  • копии паспортов заявителя и подписантов (копии 1 — 4 страниц), удостоверенные собственноручными подписями владельцев паспортов;
  • копию учетной карточки налогоплательщика (справки о присвоении идентификационного кода ГРФЛ руководителя и главного бухгалтера) в случае, если формируются сертификаты для руководителя и бухгалтера.

Физическое лицо — предприниматель должно иметь при себе:

  • заполненное и подписанное заявление-присоединение к договору ЭЦП (в двух экземплярах);
  • заполненное и подписанное заявление на регистрацию для получения сертификата ключа установленного образца и разрешение на использование персональных данных подписанта для регистрации подписанта в реестре подписантов АЦСК ИСД ГНС и формирования усиленного сертификата открытого ключа;
  • копии паспортов заявителя и подписантов (копии 1 — 4 страниц), удостоверенные собственноручными подписями владельцев паспортов;
  • копию учетной карточки налогоплательщика (справки о присвоении идентификационного кода ГРФЛ).

Аналогичные требования к документам для получения усиленного сертификата ключа предусмотрены и в отношении физических лиц. В свою очередь, образцы их заполнения также можно загрузить с сайта — опять-таки, для удобства клиентов.

Ноль целых, ноль десятых

«Ни один из этих документов не нужно приобретать за деньги, — подчеркивает Олег Матвеев, отвечая на упреки «сторонников» налоговой политики по поводу платности услуги. — Сервис у нас бесплатный, останется таким и в дальнейшем. А на его качество это не влияет. Более того, использованные нами технологии позволяют клиенту защищать свою конфиденциальную информацию путем ее направленного шифрования на уровне, не худшем от систем шифрования спецслужб».

Конечно, получение электронной цифровой подписи сопровождается определенными расходами, поскольку клиент должен прийти со своим носителем информации (сменный флеш-носитель, оптический носитель CD/DVD для записи, защищенный носитель ключевой информации и т. п.). Каждый выбирает для себя самый актуальный. Если одним будет достаточно обычной «болванки» за пару гривен, то другие отдадут предпочтение защищенной флешке стоимостью около 1 тыс. грн. Стандартное имя файла личного ключа на носителе — key-6.dat, и этот файл всегда хранится в корневом каталоге.

Следует учесть, что для работы с ключами необходимо соответствующее программное обеспечение. Его можно абсолютно свободно скачать и установить, зайдя в одноименный раздел на сайте Центра.

Иногда гражданин не может или по определенным соображениям не желает посещать налоговую для получения ключей. В таком случае оформляется доверенность на другое лицо. С юридическими лицами и плательщиками единого налога, работа-ющими с печатью, проще: доверенность может оформить сам директор фирмы. Остальным субъектам хозяйствования, а также «простым смертным физикам» доверенность придется удостоверять нотариально, то есть платить за нее.

Паспорт в электронный мир

«Можно ли получить ключи по Интернету?» — спросит читатель «Вестника». Нет, нельзя. Дистанционное получение услуги не предусмотрено регламентом Центра. «Мы должны видеть человека, который обращается к нам за ключом. Фактически усиленный сертификат является паспортом в электронный мир, по-этому не имеем права на ошибку», — убежден руководитель Центра.

А вот что можно будет сделать при посредничестве Интернета уже в скором времени, так это записаться для прохождения процедуры в АЦСК. По предварительной записи услуга предоставляется и сейчас, но клиент должен иметь возможность пользоваться ею любым удобным способом. Соответственно, до нового года планируется запустить систему онлайн-регистрации посетителей. Предоставлять же гражданину максимум инструментария, нужного для общения с органами государственной власти, — официальная позиция ведомства и Председателя ГНС Украины Александра Клименко лично.

Получить электронную цифровую подпись можно в любом представительстве Центра в Украине, даже если вы, скажем, отдыхаете в Крыму. Перечень представительств АЦСК размещен на сайте в рубрике «Контакты». Сейчас их всего 36: 10 — в г. Киеве и по одному — в областных центрах. Реагируя на пожелания жителей отдаленных населенных пунктов в регионах, налоговики намерены создать еще 69 представительств.

Также в планах — предусмотреть возможность формирования с помощью ключей АЦСК ИСД ГНС отчетности не только в налоговую, но и в Пенсионный фонд. «Популярность Центра растет, — констатировал Олег Матвеев. — Мы стремимся к дальнейшему увеличению количества обращений. И чтобы оставаться конкурентоспособными, должны двигаться в ногу со временем».