Статьи

«Тень» на колесах

Нелегальные автоперевозки грозят безопасности пассажиров.

Теневые маршрутки и автобусы ежедневно перевозят значительное количество пассажиров. Во многих случаях теневики обеспечивают перевозку там, где не справляются легально работающие транспортные компании, но чаще просто «перехватывают» у них пассажиров, заманивая чуть более низкими ценами. Бесспорно, для некоторых пассажиров и эта мелочь — существенная экономия. И сэкономив, вряд ли кто задумывается о том, что таким образом не только поддержал незаконопослушных предприимчивых граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, часть из которых могла быть направлена на строительство и ремонт дорог, содержание их в надлежащем порядке, но и подвергает себя возможной опасности.


Опасный поворот

Когда происходит очередная авария с участием пассажирского автобуса, первое, что приходит на ум, — конечно же, это был нелегальный перевозчик! Но на самом деле неприятность на дороге может произойти и с автобусом, состояние которого перед рейсом тщательно проверялось, а за рулем сидел умелый и здоровый водитель. И все же у легалов вероятность такой неприятности будет значительно ниже.

Ведь не зря каждое легально работающее автопредприятие имеет в своем составе обязательный набор служб, обеспечивающих безопасную работу. Медработник должен убедиться в способности водителя управлять автобусом, служба эксплуатации — составить безопасный маршрут, а механики — дважды проверить на смотровой яме техническое состояние автобуса (при заезде на стоянку и при выезде на линию).

Нелегал же в лучшем случае, если это водитель «старой школы», перед выездом обойдет вокруг автобуса, проводя поверхностный контрольный осмотр. Что происходит с тормозами, рулевым управлением, трансмиссией, без смотровой ямы оценить не получится. Вот и ездит такой автобус, пока не начинают отваливаться детали, и на ремонт отправляется уже только на буксире. И сколько промилле алкоголя «после вчерашнего», водитель тоже оценивает сам, как правило, переоценивая возможности своего организма. Более того, примерно раз в месяц ГАИ отлавливает водителей маршруток, которые «под кайфом» после приема наркотиков перевозили людей. Для пассажира любая поездка может превратиться в «смертельный выезд».

После ДТП «тень» пытается «слинять»

Если в дороге произошло худшее и автобус попал в аварию, легальный перевозчик и перевозчик теневой ведут себя по-разному. Дело в том, что первый в обязательном порядке страхует ответственность перед своими пассажирами. Билет, который покупает на автостанции каждый пассажир, является одновременно и страховым полисом. В случае гибели пассажира его родственники получат от страховой компании 102 тыс. грн. страховой выплаты, а в случае травм — в пределах 80% этой суммы будут возмещены расходы на лечение.

Пассажиры, севшие в автобус не на автостанции, на несанкционированных остановках, как правило, платят водителю, не получая билетов, — соответственно, нет и договора страхования со страховой компанией.
А иногда, даже при получении от водителя билета, страхования не происходит — потому что перевозчик не потрудился уточнить договор со страховой компанией и перечислять страховикам платежи, собранные в пути следования. В таком случае ущерб придется долго отсуживать у компании-перевозчика.

Нелегальный перевозчик в случае ДТП сразу же отказывается от своего, нанятого «по черному», без оформления, водителя. Дескать, в трудовых отношениях с ним не состоял, а автобус дал ему просто покататься, — все вопросы не ко мне. Получить какие-либо реальные суммы возмещения ущерба с водителя — задача трудная, как правило, растягивающаяся на годы.

«Умка» в кабине водителя

Усталость водителя автобуса — не его личное дело. Замедленная реакция на изменения дорожной ситуации может стоить здоровья и жизни многим людям. Аварии, произошедшие по вине заснувшего водителя, как правило, очень тяжелые по своим последствиям — ведь обычно спящий водитель ничего не предпринимает для спасения до момента удара. Поэтому, чтобы заставить «железных» водителей, которые могут сутками не вставать из-за руля, с уважением относиться к возможностям собственного организма и соблюдать режим труда, был придуман тахограф.  Этот умный прибор измеряет и записывает скорость движения автомобиля, пройденные километры, время в пути. Так, после управления транспортным средством в течение 4 ч водитель должен сделать не менее чем 45-минутный перерыв для отдыха и питания. Этот перерыв может быть заменен 15-минутными перерывами, распределенными на протяжении всего периода нахождения водителя за рулем. Тахограф регистрирует режим труда и отдыха двух водителей — для каждого свой переключатель режимов. Символами молоточков на тахографе обозначен режим работы, не связанной с управлением автомобилем, — погрузка, ремонт. Кровать означает время отдыха. Квадрат — время, проведенное водителем за рулем.

Прибор имеет защиту от попыток недобросовестных водителей исказить записи параметров. Во всем мире широко применяются тахо-графы, ведущие запись на бумажный диск. Им на смену сейчас приходят цифровые тахографы, которые записывают в электронном виде режим работы водителя, а также множество параметров работы систем автомобиля — двигателя, тормозов, расход топлива и т. д. Все эти данные могут быть переданы в диспетчерский пункт по мобильной связи.

Министерство инфраструктуры Украины приказом № 659 обязало с 1 июня 2013 г. использовать тахо-графы на междугородных автобусных маршрутах, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу министерства.

Тахографами должны быть оснащены автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок, для регулярных пассажирских перевозок на междугородных автобусных маршрутах протяженностью от 50 до 150 км. Также тахографы станут обязательными и для грузовых автомобилей с полной массой свыше 12 т.

Если после установки тахографа в автобусе окажется, что заработок водителя стал меньше, к примеру, на треть, то эффект от применения полезного прибора окажется противоположным. Водитель будет продолжать ездить «со спичками в глазах» и с проверяющими договорится, лишь бы не терять в заработке.

Обязательное применение тахографа — не панацея. В Европе на автобанах через каждые 30 — 40 км оборудованы площадки отстоя, где можно безопасно остановиться и отдохнуть. А у нас? Хорошо, если летом еще можно свернуть на проселочную дорогу и постоять 15 — 20 мин, а что делать зимой? Просроченное время отдыха, записанное тахографом, станет поводом для вымогательства со стороны проверяющих.

Предусматривается, что установка тахографов улучшит контроль за безопасностью автоперевозок на междугородных автобусных маршрутах, в том числе позволит проследить за периодами работы и отдыха водителей, скоростью движения в течение всей рабочей смены, а также будет способствовать уменьшению количества ДТП и тяжести их последствий из-за переутомления водителей.

С введением тахографов каждое предприятие, где работают до 50 водителей, обязано заключить договор со специалистом по безопасности дорожного движения с соответствующей квалификацией, который будет выполнять обязанности консультанта. Кроме маршрутчиков советоваться с такими консультантами придется и работникам таксомоторных фирм.

Кто виноват и что делать?

Жесткий контроль пассажирского автотранспорта — не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Протяженная дорожная сеть дает массу возможностей увильнуть от контролирующих органов. Полный контроль хорошо работает в авиаперевозках и на железной дороге. Ведь трудно себе даже представить, чтобы какой-то самолет выполнял теневые рейсы, или поезд вез пассажиров без билетов. Но контроль в авиации или на железной дороге гораздо проще — куда они денутся из аэропорта или с железнодорожной станции. На автомобильных дорогах одного только контроля, даже самого жесткого, недостаточно. Необходимы сотрудничество государственных органов и легальных перевозчиков, общая заинтересованность в приведении рынка пассажирских автоперевозок в цивилизованный вид. А нелегально работающих предпринимателей следует не только жестко наказывать, но и привлекать к работе в правовом поле, помогать им легализовать свою деятельность. И поддерживать решивших работать честно.

Пассажир, помоги себе сам!

Чтобы выжить в такой непростой ситуации, как поездка на маршрутке, пассажиру необходимо выполнять простые правила и учитывать особенности наших автоперевозчиков.

Предпочитать легальных автоперевозчиков теневикам. Отличить их несложно. Теневой рейс не будет осуществляться с автостанции, эти маршрутки «кучкуются» на выездах из города или неподалеку, но в стороне от автостанций.

Обращать внимание на состояние автобуса, на котором предстоит ехать. Полностью техническое состояние пассажир, конечно, вряд ли оценит, но «лысую» резину, дыры от ржавчины, неработающую светотехнику заметить может. Все это — предпосылки аварийных ситуаций в пути.

К сожалению, даже современные автобусы не обеспечивают такого уровня безопасности, как легковые автомобили. Поэтому в автобусе наиболее безопасные места — в задней части салона, но не самые задние, а те, что возле окна. У сидящих на этих местах пассажиров шансов пережить ДТП без травм больше.

Устроившись на своем месте, следует проверить, нет ли на багажной полке сверху громоздких тяжелых предметов, которые на ухабах могут упасть и причинить травмы.

Обращать внимание на водителя, оценивая его трезвость и адекватность. В длительных поездках, если автобус начнет немного «плавать» в стороны, а водитель трясти головой, требуйте остановки и небольшого отдыха.


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42