Статьи

Белые начинают и выигрывают

Всемирный банк: «Украинская налоговая система — в тренде»

Эксперты Всемирного банка заявляют: преобразования, происходящие в налоговой сфере Украины, соответствуют актуальным мировым трендам. Об этом идет речь в официальном отчете рейтинга Paying Taxes 2013.

Всемирный банк внес Украину в перечень трех стран региона, которые за последние восемь лет существенно сократили количество времени, необходимого для выполнения налоговых обязательств.

«Проведенная в 2011 г. в Украине налоговая реформа, в том числе введение системы электронного декларирования и единого социального взноса, существенным образом сократило количество времени, необходимого для соблюдения налогового законодательства, по сравнению с 2011 г. и позволило снизить количество налоговых платежей для бизнеса», — отмечают эксперты.

Так, по показателю «затраты времени на налоговую отчетность» эксперты Всемирного банка констатировали сокращение с 657 часов в прошлом году до 491 часа в рейтинге этого года.

Сокращению затрат времени на выполнение налоговых формальностей способствовали масштабные мероприятия по популяризации и совершенствованию систем электронной отчетности, упрощению процедуры регистрации новых плательщиков НДС, совершенствованию деклараций и налоговых расчетов.

По оценкам специалистов ГНС Украины, до конца 2012 г. этот показатель снизится до 320 — 350 часов, как и было запланировано. Сократить документооборот и сэкономить время плательщиков на администрирование налогов позволит дальнейшая гармонизация налогового и бухгалтерского учета, запланированный налоговой службой переход к подаче заявлений о регистрации плательщиков НДС в электронном виде, а также внедрение электронного кабинета налогоплательщика, через который будут предоставляться дистанционные налоговые услуги в режиме реального времени.

Сократить время на администрирование налога на прибыль (на сегодня это 19 часов в год) позволит введение с 1 января 2013 г. уплаты этого налога на основании годовой налоговой декларации для плательщиков, доходы которых превышают 10 млн. грн.

По показателю «общая налоговая ставка» по сравнению с 57,1% в 2011 г. эксперты Всемирного банка зафиксировали снижение до 55,4% в 2012 г. Специалисты ГНС Украины тем временем напоминают, что в следующем году представителей бизнеса ожидает дальнейшая либерализация ставок, предусмотренная Налоговым кодексом Украины: ставка налога на прибыль с 1 января 2013 г. будет снижена до 19%, ставка НДС — до 17% в 2014 г.

По показателю «количество платежей» в рейтинге Paying Taxes 2013 зафиксирован значительный прогресс: от 135 платежей в 2011 г. до 28 — в текущем. Благодаря введению системы электронного декларирования средний показатель платежей во всех странах мира — 27,2, в регионах Центральная Азия и Восточная Европа — 30,4.

О декларировании доходов гражданами

Пунктом 49.3 ст. 49 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая декларация представляется по выбору налогоплательщика (кроме тех, которые относятся к крупным и средним предприятиям и которые согласно п. 49.4 ст. 49 этого Кодекса представляют налоговые декларации в орган государственной налоговой службы в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством) одним из следующих способов:

  • лично или уполномоченным на это лицом;
  • отправляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

В частности, в электронной форме налогоплательщики могут представить свою налоговую декларацию в органы ГНС средствами электронной почты через Информационный портал органов ГНС Украины, а с 1 января 2013 г. — в режиме реального времени (on-line) через электронный сервис «Электронный кабинет налогоплательщика» (далее — электронный кабинет налогоплательщика).

Налоговым кодексом Украины не предусмотрены другие особенности относительно способов представления налогоплательщиками, в частности физическими лицами — гражданами, налоговых деклараций, а именно годовой декларации об имущественном положении и доходах.

Для работы в электронном кабинете налогоплательщика, а именно для представления налоговых деклараций в режиме on-line, налогоплательщику необходимо осуществить следующие шаги:

получить электронную цифровую подпись, которая бесплатно выдается Аккредитованным центром сертификации ключей Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы, его представительствами в г. Киеве, которые есть в каждом районе, и секторами регистрации пользователей при ГНС в АР Крым, областях и г. Севастополе;

загрузить с сайта Аккредитованного центра сертификации ключей программное обеспечение — «Программный комплекс пользователя ЦСК». Установить программное обеспечение на персональном компьютере и выполнить необходимые действия поможет инструкция пользователя.

После этого необходимо открыть в Интернете веб-страницу «Электронный кабинет налогоплательщика», авторизоваться с помощью личного электронного ключа и начать работу в электронном кабинете.

Для обеспечения возможности представления налогоплательщиками — физическими лицами — гражданами годовой налоговой декларации об имущественном положении и доходах в режиме on-line Департамент налогообложения физических лиц ГНС Украины должен провести широкую рекламную кампанию в начале 2013 г. по популяризации электронного кабинета налогоплательщика.

Ключ к комфортному бизнесу

С 30 мая 2012 г. работает Центр сертификации электронных ключей при ГНС Украины. За это время его клиентами стали почти 117 тыс. налогоплательщиков, которым выдано почти 214 тыс. бесплатных ключей.

Наиболее активными пользователями услуг Центра остаются предприниматели — физические лица. За цифровой подписью в налоговую обратились 74,6 тыс. таких налогоплательщиков. Им выдано 101,7 тыс. усиленных сертификатов. Юридические лица, как правило, получают несколько таких ключей на одну компанию: 42 тыс. плательщиков за полгода заказали 111,9 тыс. электронных подписей.

Популярность услуги среди плательщиков эксперты налоговой связывают с удобством сервиса, который позволяет предпринимателю не появляться в инспекции даже раз в квартал для представления отчетности, а отправлять документацию через Интернет. Специалисты ГНС Украины напоминают, что плательщики получают ключи цифровой подписи в налоговой бесплатно.

Количество зарегистрированных клиентов Центром сертификации ключей за 11 месяцев 2012 года

Название
области

С начала введения услуги (30.05.2012 г.)

Юридические лица

Физические лица

Всего

АР Крым

 997

 1 289

 2 286

Винницкая

 673

 1 085

 1 758

Волынская

 1 049

 2 340

 3 389

Днепропетровская

 1 404

 3 414

 4 818

Донецкая

 1 880

 2 981

 4 861

Житомирская

 1 445

 4 180

 5 625

Закарпатская

 372

 1 687

 2 059

Запорожская

 1 760

 4 477

 6 237

Ивано-Франковская

 1 353

 873

 2 226

Киевская

 657

 1 442

 2 099

Кировоградская

 366

 1 019

 1 385

Луганская

 1 383

 2 308

 3 691

Львовская

 1 171

 1 374

 2 545

Николаевская

 1 679

 2 539

 4 218

Одесская

 1 833

 1 769

 3 602

Полтавская

 923

 1 793

 2 716

Ривненская

 1 045

 1 748

 2 793

Сумская

 443

 2 288

 2 731

Тернопольская

 1 002

 2 466

 3 468

Харковская

 1 018

 2 575

 3 593

Херсонская

 715

 2 131

 2 846

Хмельницкая

 816

 1 908

 2 724

Черкасская

 2 533

 5 581

 8 114

Черновицкая

 847

 1 802

 2 649

Черниговская

 1 099

 3 391

 4 490

г. Севастополь

 273

 326

 599

г. Киев

 13 125

 15 848

 28 973

Итого:

 41 861

 74 634

 116 495

 

Электронные проверки 

20 ноября 2012 г. Верховная Рада Украины во втором чтении приняла законопроект № 10687 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов». В нем, в частности, указывается: «Документальной невыездной внеплановой электронной проверкой считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком — субъектом хозяйствования с незначительной степенью риска, в орган государственной налоговой службы, в котором он находится на налоговом учете. Заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки в электронной форме. Форма заявления, порядок его подачи, принятие решения о проведении электронной проверки устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики».

По результатам электронной проверки составляется справка в двух экземплярах, которая подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы, проводившими проверку, и регистрируется в органе государственной налоговой службы в течение трех рабочих дней со дня окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение пяти рабочих дней).

Справка электронной проверки после ее регистрации вручается лично налогоплательщику или его законным представителям для ознакомления и подписания в течение пяти рабочих дней со дня вручения.

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в справке электронной проверки, они обязаны подписать такую справку и имеют право представить свои возражения, являющиеся неотъемлемой частью такой справки, вместе с подписанным экземпляром справки.

Возражения рассматриваются органом государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней со дня их получения и налогоплательщику направляется ответ, являющийся неотъемлемой частью справки о проведении электронной проверки. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем он указывает в представленных возражениях.

Электронные проверки, предусмотренные этим Кодексом, проводятся для налогоплательщиков:

  • применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, — с 1 января 2014 г.;
  • субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 1 января 2015 г.;
  • других налогоплательщиков (крупного бизнеса) — с 1 января 2016 г.

Общаемся с налоговой дистанционно

С 2013 г. предприниматели, работающие с кассовыми аппаратами, будут отчитываться в автоматическом режиме. Это станет возможным благодаря внедрению электронной контрольной ленты регистраторов расчетных операций.

Копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков будут формироваться на контрольной ленте в памяти кассового аппарата или памяти присоединенного к нему модема. Один раз в сутки этот отчет автоматически будет передаваться на сервер обработки информации ГНС.

По словам аналитиков налоговой службы, такое нововведение лишит субъектов хозяйствования необходимости закупать и хранить в течение трех лет бумажную контрольную ленту. К тому же автоматическая передача информации значительно упрощает процесс отчетности.  

Вместе с тем электронная отчетность даст возможность дистанционного контроля за субъектами хозяйствования, осуществляющими расчеты в наличной форме, и позволит еще больше уменьшить количество проверок таких плательщиков.

На сегодня подавляющее большинство проверок этой категории плательщиков проводится по заявлениям граждан и информации от государственных органов о наличии правонарушений у субъектов хозяйствования и является исключительно крайним средством влияния на недобросовестных предпринимателей.

По сравнению с 2011 г. в текущем году количество проверок предприятий,  использующих кассовые аппараты, сокращено вдвое, а проверки малых предприятий этой группы — в 6 раз. Так, за 10 месяцев 2012 г. было проведено 22 тыс. таких проверок, из которых  малого бизнеса — лишь 2,7 тыс.

В случае успешной имплементации новой системы проверки кассовой дисциплины будут проводиться лишь после поступления информации о фактах конкретных нарушений от граждан, правоохранительных органов или органов местного самоуправления.

Основные технические требования к регистраторам расчетных операций, создающим контрольную ленту в электронной форме, модемам для передачи отчетной информации и основные принципы функционирования системы хранения и сбора данных кассовых аппаратов для налоговой определены приказом Минфина Украины, вступишим в силу 5 ноября 2012 г. Предпринимателям предоставляется право выбора: либо заменить РРО на более современный, либо модернизировать его, оборудовав модемом.

До 1 июля следующего года предприниматели имеют возможность адаптироваться к работе в новых условиях: штрафы за ошибки, допущенные при эксплуатации новой технологии, не будут начисляться. В дальнейшем за нарушения соответствующих требований для субъектов хозяйствования законодательством предусмотрены финансовые санкции в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42