Статьи

По достаткам и налоги

Быть ли прогрессивной ставке налогообложения доходов физических лиц?

Сегодня, в контексте привлечения общественности к формированию Программы либерализации государственной налоговой политики на 2013 — 2014 гг., все чаще звучат призывы к воплощению в жизнь различных налоговых реформ. Причем перечень таких инициатив отличается радикальностьюот наложения моратория на внесение изменений в Налоговый кодекс Украины (который, напомним, после вступления в силу претерпел уже около 30 поправок) до введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан, в соответствии с которой ставка налога будет зависеть от размера полученных доходов с установлением верхней предельной границы для богатых на уровне 60%.


Ставка плюс «бонус»

Идея введения так называемых сверхналогов, которые будут взиматься со сверхдоходов, не нова для отечественной экономики. Более того, Украина уже имеет опыт существования подобной системы налогообложения, правда, по максимальной ставке 40%.

На территории Российской империи дифференциация ставок налога на доходы физических лиц впервые была введена в 1916 г. Верхняя граница составляла 12,5%, но за несколько лет достигла 30%, что объясняется нестабильностью тогдашних политико-экономических процессов. В независимой Украине до 2004 г. налог на доходы физических лиц взимался в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» и предусматривал следующие ставки: месячный совокупный доход в размере до 17 грн. считался не облагаемым налогом минимумом; доход от 18 до 85 грн. облагался налогом по ставке 10% суммы дохода, превышавшей размер одного не облагаемого налогом минимума; от 86 до 170 грн. — 6 грн. 80 коп. + 15% суммы, превышавшей 85 грн.; от 171 до 1020 грн. — 19 грн. 55 коп. + 20% суммы, превышавшей 170 грн.; от 1021 до 1700 грн. — 189 грн. 55 коп. + 30% суммы, превышавшей 1020 грн.; свыше 1700 грн. — 393 грн. 55 коп. + 40% суммы, превышавшей 1700 грн.

Указанные ставки налогообложения граждан едва ли можно было считать эффективными с точки зрения поступлений в госбюджет. Многие работники частных предприятий, стараясь получить большие доходы, охотно соглашались на использование субъектами предпринимательской деятельности различных «серых» и «черных» зарплатных схем. Иначе говоря, граждане получали зарплаты «в конвертах» и в качестве «бонуса» — социальную незащищенность.

С мыслями о справедливости

Начиная с 1 января 2004 г. налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале было изменено на налогообложение по единой фиксированной ставке в размере 13%, а с 1 января 2007 г. — 15% в соответствии с п. 7.1 ст. 7 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц». Такое нововведение в значительной мере способствовало детенизации экономики в части легализации зарплат, хотя полностью преодолеть это явление невозможно, ведь отсутствие экономических преступлений — прерогатива идеального общества в идеальном государстве, которых не существует в принципе. Соответственно возросла налоговая культура  самих налогоплательщиков — физических лиц: во время собеседования с потенциальным работодателем одним из ключевых вопросов, интересующих претендента на ту или иную должность, стала не только сумма, но и прозрачность выплаты заработной платы.

Некая дифференциация ставок налога на доходы физических лиц заложена в Налоговом кодексе. Согласно ст. 167 15% базы налогообложения остаются основной ставкой, но только по отношению к суммам до 10 размеров минимальных зарплат
(в период с 1 по 31 декабря 2012 г. это — 11 340 грн.). Если же за календарный месяц вы получаете больше, с суммы такого превышения нужно уплатить 17%.

Способствовало ли появление указанной нормы установлению социальной справедливости? Едва ли, и это очевидно как для сильных мира сего, так и для рядовых соотечественников. Летом текущего года Президент Украины Виктор Янукович подчеркнул: «На основе фундаментальных прогнозных расчетов нужно расширить шкалу прогрессивного налога. В частности, целесообразно увеличить количество ступеней этой шкалы, повысив ставку для наиболее зажиточных граждан. А главное — необходимо ввести сниженную ставку для людей с низким уровнем доходов». Что касается планки для богатых, то, по убеждению Николая Азарова, она должна достигать 30-35%.

Курс на усовершенствование

Концептуальными изменениями налоговой системы, разработанными ГНС Украины в июле 2012 г., предусматривалось расширить шкалу налогообложения доходов — до 10, 15 и 20% в зависимости от суммы дохода вместо действующих 15 и 17%. В ответ на это представители Федерации профсоюзов Украины предлагали вообще отменить налог на доходы физических лиц и ввести для всех универсальную ставку налогового обязательства в размере 19%.

Ныне, занимаясь подготовкой Программы либерализации государственной налоговой политики на 2013 — 2014 годы, налоговики активизировали диалог с общественностью, создав специальный электронный ящик (taxservice@sts.gov.ua), с помощью которого каждый может высказать свое видение дальнейшего усовершенствования налогового законодательства и улучшения работы органов ГНС. Не удивительно, что среди направленных в налоговую и размещенных на ее официальном веб-сайте предложений есть и касающиеся пересмотра ставок налога на доходы физических лиц. Так, пользователь, называющий себя Павлом Корчагиным, отмечает: «Предлагаю уменьшить ставку налога на доходы физических лиц с зарплаты с 15 до 10%». Соглашается с ним гражданин под ником «asw_od», по мнению которого, размер налога следует уменьшить до 11%. А вот другой автор, Александр Михайлович, акцентирует внимание на целесообразности взимания сверхналогов со сверхдоходов. «Нужно ввести прогрессивный подоходный налог (до 60%), если мы хотим построить социальное, справедливое общество», — считает он.

Сценарий — антикризисный

Что касается мировой практики, то многие страны используют именно прогрессивный метод налогообложения доходов физических лиц.
В Японии максимальная ставка этого налога составляет 50, Германии — 45, Италии — 43, Франции — 40, США — 35%. Но в тех же Штатах нижняя предельная граница налогообложения доходов физических лиц — 0%. Как следствие, торжествует справедливость: 5% богатейших людей уплачивают около 60% этого налога, тогда как 50% самых бедных жителей страны — 3,3%.

Прогрессивная шкала применяется и в скандинавских странах, налоговые системы которых считаются классическим примером для государств с высокоразвитой рыночной экономикой. Вместе с тем для большинства государств постсоветского пространства характерна фиксированная ставка налога на доходы физических лиц. В 1994 г. она впервые была введена в странах Прибалтики, а со временем — в России, Словакии, Грузии и Румынии.

Для более полной картины достижения социальной справедливости путем введения прогрессивного налогообложения доходов граждан следует учесть размер не облагаемого налогом минимума в этих странах: в США ежегодный не облагаемый налогом доход составляет 5 тыс. дол., а в Германии — 7,6 тыс. евро, или свыше 600 евро в месяц. В то же время в Украине размер не облагаемого налогом минимума остается без изменений — 17 грн.

Сценарий, по которому введения прогрессивного налога с доходов граждан невозможно избежать, — преодоление экономического кризиса. Именно на такой шаг в 30-х годах прошлого столетия пошел президент США Франклин Рузвельт, причем максимальная ставка налога достигала 80%.

Из-за кризиса в ряде стран продолжаются дискуссии и принимаются реальные меры по налогообложению доходов граждан по прогрессивной шкале. Например, власти Франции заявили о намерении повысить до 75% ставку налога для лиц с ежегодными доходами свыше 1 млн. евро. А для израильтян с уровнем суммарного годового дохода более 8881 шекеля уже в следующем году ставка подоходного налога увеличится на 1%. Кто же зарабатывает больше 67 тыс. шекелей в год, дополнительно будет отдавать государству 2%.

Так быть ли «прогрессу»?..

Мнения украинских экспертов по поводу прогрессивного налогообложения доходов физических лиц разделились: одни считают такой шаг эффективным с точки зрения социальной справедливости, в соответствии с которой большая часть поступлений этого налога должна обеспечиваться зажиточными гражданами. Другие, наоборот, утверждают, что для Украины оптимальна фиксированная ставка налога, аргументируя это тем, что введение прогрессивной шкалы, а тем более с большой разницей в градации, отрицательно скажется как на доходной части госбюджета, так и на уровне доходов граждан. В первом случае это прежде всего увеличение степени тенизации предпринимательской деятельности, во втором — печально известная «конвертизация». Если же учесть то, что к хорошему быстро привыкаешь, то даже установление достаточно высокого начального уровня доходов, к которым может применяться прогрессивная ставка налогообложения, кажется малоэффективным.

Аналитики утверждают: налогообложения доходов граждан по принципу социальной справедливости можно достичь иным путем — при применении прогрессивного метода не к доходам от осуществления трудовой деятельности, а к отдельным операциям купли-продажи, что также касается широкого круга лиц. Статьей 172 Налогового кодекса определены особенности операций по продаже недвижимого имущества: первая продажа таких объектов на протяжении налогового года не облагается налогом, а в случае продажи второго за год объекта жилищного фонда применяется ставка налога 5%. Справедливым в этом плане является также введение с 1 января 2013 г. налога на недвижимое имущество, который не будет применяться к квартирам площадью до 120 м2 и жилым домам площадью до 250 м2. До недавнего времени налогообложение доходов физических лиц было «прогрессивным» и в отношении почитателей азартных игр: если доходы начислены как выигрыш или приз (кроме денежных выигрышей в государственные лотереи), ставка налога должна была составлять двойной размер, то есть 30%. Однако указанная норма, хоть и «перекочевала» в Налоговый кодекс, не работает, поскольку с 2009 г. азартные игры находятся под запретом (читай — в «тени»).

Независимо от того, как в дальнейшем будут развиваться события, неудовлетворенные существующим положением дел всегда есть — это неминуемое условие прогресса. Так же, как необходимым условием достижения социальной справедливости является уплата налогов всеми слоями общества. Быть шкале налогообложения доходов граждан прогрессивной, быть этой прогрессии арифметической или геометрической или же Украина достигнет прогресса в повышении налоговой культуры и без принятия подобных мер — вопрос времени. Неопровержимо одно: богатые тоже платят/должны платить. 

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42