Статьи

Утилизационный сыр-бор

Кабинет Министров Украины постановлением от 03.09.2012 г. № 843 «Некоторые вопросы заготовки и утилизации отходов, образующихся в результате потери транспортными средствами своих потребительских свойств» вводит утилизационный сбор на ввозимые в страну российские автомобили. А 28.11.2012 г. принимается решение — сбор с российских авто не взимать. Чем это вызвано?


Те же деньги, только вид сбоку

С 1 сентября 2012 г. Россия ввела утилизационный сбор со всех импортных автомобилей, за исключением ввозимых из стран Таможенного союза. Зачем это было нужно? Дело в том, что вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию привело к значительному уменьшению ввозной пошлины на легковые автомобили: было 30%, стало, по требованиям ВТО, 25%. И в течение семи лет такая пошлина должна стать еще ниже — до 15% стоимости автомобиля.

Снижение ввозной пошлины ставит в затруднительное положение российскую автомобильную промышленность, на развитие которой в последние годы были потрачены огромные деньги. И, кстати, результат этих усилий хорошо виден. Ведущие автомобильные фирмы мира разместили в России не просто сборочные производства, а настоящие автомобильные заводы, оборудованные по последнему слову техники с высоким уровнем локализации производства. То есть значительное количество агрегатов и частей автомобиля производится в России, и курс взят на полную локализацию. Поэтому вполне понятно, что выполняя требования ВТО и не имея возможности защитить свой растущий автопром высокой ввозной пошлиной, власти предприняли хитрый обходной маневр. То есть импортеры все равно заплатят те же деньги, что и платили. Просто теперь часть суммы будет называться не пошлина, а утилизационный сбор.

За компанию

Поскольку утилизационный сбор должен быть уплачен со всех ввозимых в Россию автомобилей, то понятно, что и автомобили, произведенные в Украине, возросли в цене. Причем увеличение существенное — от 10 до 12%. Учитывая, что Украина поставляет в Россию автомобили не того класса, за который покупатель готов переплатить, потери от снижения продаж можно спрогнозировать только приблизительно — они будут значительными. Украинской стороне необходимо было срочно уравнивать интересы сторон.

Ответный ход

Реакция украинской стороны была мгновенной. Уже через две недели после введения Российской Федерацией утилизационного сбора газета «Урядовый курьер» опубликовала постановление Кабинета Министров Украины от 03.09.2012 г. № 843 «Некоторые вопросы заготовки и утилизации отходов, образующихся в результате потери транспортными средствами своих потребительских свойств», согласно которому Украина вводит утилизационный сбор на российские автомобили.

Вышеуказанное постановление вызвало неоднозначную реакцию. Украинские компании, занимающиеся сборкой автомобилей, сочли это постановление полумерой, потому что утилизационный сбор вводился только для автомобилей, импортируемых из России. Представители этих компаний предлагали принять закон об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств, согласно которому в Украине должен быть введен налог или сбор на все транспортные средства, ввозимые в страну, а не только российские. Мотивация их понятна — украинские автомобильные заводы не выдерживают конкуренции, у них сложилась очень непростая экономическая ситуация. И в который раз отечественный автопром доказывает, что их любимый прием — не пускать конкурентов на рынок, оградившись от мира высокими пошлинами.

А вот украинские импортеры автомобилей поспешили поддержать решение правительства ввести утилизационный сбор относительно России. Видимо, сочли его меньшим злом, чем возможное принятие закона об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств, который они расценивают как объявление открытой торговой войны всему миру. Причем не имеет значения, как будет называться предусмотренный этим законом сбор, главное — финансово-экономическая мера, усложняющая доступ к рынку Украины. И это непременно вызовет ответные санкции относительно Украины.

Опытные эксперты советовали не торопиться и подождать дальнейшего развития ситуации. Ведь совершенно очевидно, что вводя относительно России утилизационный сбор, равный российскому, не только выигрыша, но и равенства не получится. Почему?

Ставки неравны

Хотя ставки утилизационного сбора, которые планировалось ввести в Украине, — даже выше российских, они не смогут скомпенсировать потери отечественных автозаводов. Ведь украинские заводы отправляют в Россию машины на значительно большую сумму, чем россияне поставляют нам. За полгода мы отправили соседям легковушек на 167,8 млн. дол. США, а купили — на 108 млн. дол. Такие потери делали бесполезным принятие ответных мер. Надо было договариваться.

Будем дружить машинами

Николай Азаров объявил, что будет подписано межправительственное соглашение между Украиной и Россией о взаимном неприменении к автомобилям утилизационного сбора. Сказано — значит, когда-то будет сделано.

Производители автомобилей в Украине, требуя введения «драконовских» мер относительно автомобильного импорта, уже традиционно предъявляют общественности работников автозаводов, которые останутся без работы, если Украина немедленно не отгородится от мира пошлинами. Действительно, рабочие, к сожалению, оказываются крайними, когда менеджеры загоняют отрасль в глухой угол.

А украинские импортеры автомобилей готовы биться до последнего, лишь бы отечественный покупатель мог выбрать себе машину по вкусу и за приемлемую цену, как это делают покупатели в Германии, Франции, Румынии и других странах Евросоюза.

В настоящее время в Украине автомобили выпускают 15 заводов. Крупнейшие — корпорация «УкрАВТО», ЗАО «Єврокар», корпорация «Богдан», корпорация «АIС».

На предприятиях «АвтоЗАЗ»  производят автомобили «ЗАЗ», «ВАЗ», Chery, Tata, Daewoo, Chevrolet, Opel и Mercedes-Benz. Второе место занимает корпорация «АІС». На ее Кременчугском автосборочном заводе собирают автомобили «ВАЗ», внедорожники SsangYong. Корпорация «Богдан» в городах Луцке и Черкассах собирает легковые автомобили «ВАЗ», KIA и Hyundai.

На сколько подорожали бы автомобили в случае введения утилизационного сбора? Для этого минимальную базовую ставку в размере 5,5 тыс. грн. следует умножить на коэффициент в зависимости от объема двигателя. Например, автомобили с объемом двигателя 1,5 л — на более 9 тыс. грн. Плюс НДС на эту сумму — еще на 20%. То есть приблизительно — на 10,8 тыс. грн. А с объемом двигателя 3,5 л автомобиль подорожал бы на 32 тыс. грн., плюс НДС. Следовательно, 36 тыс. грн. дополнительно к цене.

На территории Российской Федерации построено 15 автомобильных заводов, на которых собирают более 70 моделей более чем 20 марок. Это Chevrolet Cruze, Citroen C4 и C-Crosser, Hyundai Accent, Santa Fe, Sonata, KIA Sorento и Spectra, Mitsubishi Outlander, Nissan Almera, Teana, X-Trail, Peugeot 208 и 4007, Renault Duster, Fluence, Logan, Megane, Sandero, Skoda Fabia и Octavia, Toyota Camry, Volkswagen Polo и Tiguan. Не говоря уже о «ВАЗ». Многие из этих автомобилей поставляются в Украину.


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ