Налог на прибыль
Тема: Налог на прибыль

Новогодне-рождественские праздники: налоговый учет

Приближаются новогодне-рождественские праздники. Многие мечтают окунуться в праздничную атмосферу и получить как можно больше приятных впечатлений. Повсюду аромат хвои, вокругогни гирлянд, разноцветные конфетти, игрушки. Готовятся к празднику как в семьях, так и на предприятиях: приобретают подарки для детей, работников, празднично украшают офисы, рабочие места, заказывают корпоративы, проводят рекламные мероприятия и т. п., то есть расходуют немалые денежные средства.
Поэтому актуальной становится и тема налогового учета расходов, осуществленных предприятием на проведение этих праздников. Предлагаем ее рассмотреть.


Праздничные подарки и новогодне-рождественские мероприятия для детей

Накануне празднования Нового года налогообложение денежных средств, которые направляются на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, осуществляется согласно особому порядку, установленному Законом № 2117.

Этот Закон регулирует некоторые вопросы финансирования мероприятий, связанных с организацией новогодних и рождественских праздников для детей и подростков, в порядке исключения из общих положений, установленных Налоговым кодексом.

Нормы Закона № 2117 действуют ежегодно в период с 15 ноября текущего года до 15 января следующего года. Не исключение и Новый 2013 год. Так, льготный порядок налогообложения, установленный этим Законом, действует уже с 15.11.2012 г.

Сразу напомним, что под детскими праздничными подарками этот Закон подразумевает наборы товаров, содержащих только кондитерские изделия, игрушки отечественного производства и фрукты, общей стоимостью не более 8% прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Поскольку по состоянию на 01.01.2012 г. указанный прожиточный минимум составлял 1073 грн., то детские праздничные подарки облагаются налогом в льготном порядке в случае, если их общая стоимость меньше или равна 85,84 грн. (1073 грн. × 8%).

Статьей 1 Закона № 2117 предусмотрено, что суммы денежных средств на проведение новогодних и рождественских праздников для детей и подростков и на приобретение детских праздничных подарков, перечисляемые органам государственной власти, местного самоуправления, общественным (в том числе профсоюзным) организациям и созданным ими учебным заведениям, учреждениям здравоохранения и культуры, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов, включаются в состав налоговых расходов в размере не выше 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего (отчетного) года. Такую же норму содержит и пп. «б» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса.

При этом в случае если по результатам предыдущего отчетного года плательщиком налога получен отрицательный результат объекта налогообложения, то перечисляемая сумма денежных средств определяется с учетом налогооблагаемой прибыли, полученной за год, предшествующий году декларирования такого годового отрицательного значения, но не раньше, чем за четыре предыдущих отчетных года.

Статьей 2 Закона № 2117 установлено, что освобождаются от обложения НДС операции по продаже производственными и торговыми предприятиями детских праздничных подарков, а также билетов на новогодне-рождественские мероприятия для детей, которые закупаются за счет средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, профсоюзных комитетов предприятий и организаций, других неприбыльных организаций.

При этом суммы НДС, уплаченные производителями детских праздничных подарков за приобретение сырья и материалов для их производства, относятся к составу валовых расходов и в налоговый кредит не включаются.

Напомним, что плательщики НДС обязаны вести отдельный учет операций по поставке и приобретению товаров/услуг, подлежащих налогообложению, а также не являющихся объектами налогообложения и освобожденных от налогообложения согласно разделу V Налогового кодекса (п. 201.14 ст. 201 этого Кодекса).

Также отметим, что для налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций составляются отдельные налоговые накладные (п. 201.5 ст. 201 Налогового кодекса).

При этом при осуществлении операций, освобождение от обложения НДС которых предусмотрено Законом № 2117, в налоговую накладную вносится запись «Без НДС» со ссылкой на п. 2 этого Закона.

В случае поставки товаров/услуг покупателю, не зарегистрированному в качестве плательщика НДС, в верхней левой части оригинала налоговой накладной следует сделать соответствующую пометку «Х» и указать тип причины: 02 «Постачання неплатнику податку», в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется нуль, все экземпляры налоговых накладных остаются у выписавшего их лица и хранятся в соответствии с нормами, изложенными в подпунктах 6.1 и 6.4 п. 6 Порядка № 1379.

Пример

Предприятие по итогам 2011 г. имеет прибыль в размере 50 000 грн. В период с 15.11.2012 г. по 30.12.2012 г. оно перечислило профсоюзной организации 5000  грн. на приобретение новогодних подарков для детей своих работников.

Таким образом, в состав налоговых расходов предприятие по итогам 2012 г. может включить сумму только в размере 2000 грн. (50 000 х 4%).

Оформление офисного помещения

Как известно, новогодние праздники невозможно представить без красиво украшенной елки, ведь именно она является символом Нового года. Поэтому на приобретение различных украшений для нее и для праздничного убранства офисных помещений расходуются немалые денежных средства, да и сама елка — не дешевое удовольствие. Однако несмотря на благие намерения руководства, которое позволяет приобретать все эти вещи, нужно помнить, что по правилам Налогового кодекса для обычных предприятий, основной деятельностью которых не является организация приемов, презентаций и праздников по заказу и за счет других лиц, расходы на все эти вещи не включаются в состав налоговых расходов предприятия, а осуществляются за счет других источников, в частности за счет чистой прибыли предприятия (пп. 139.1.1 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса).

Соответственно, и суммы НДС, уплаченные такими плательщиками на приобретение новогодних украшений, елки и т. п. для офисного помещения, в состав налогового кредита не включаются.

Представительские расходы 

Для многих предприятий проведение новогодних праздников в кругу деловых партнеров уже обычное дело, так как в неофициальной обстановке всегда проще вести переговоры, составлять контракты. Для проведения таких встреч, как правило, организуются официальные приемы (завтрак, обед, ужин), заказывается культурная программа и т. п. На проведение таких мероприятий расходуются немалые денежные средства, то есть у предприятия появляются значительные расходы.

В налоговом учете указанные расходы рассматриваются как представительские и считаются расходами двойного назначения.

Для проведения таких мероприятий должна быть составлена программа, содержащая перечень планируемых мероприятий, дату и место их проведения, список приглашенных лиц. Программу должен утвердить руководитель приглашающей стороны.

При этом следует помнить, что при определении объекта налогообложения расходы на проведение представительских мероприятий учитываются в составе налоговых расходов только при условии наличия надлежащим образом оформленных первичных документов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, подтверждающих связь таких расходов с осуществлением хозяйственной деятельности. К таким документам, в частности, относятся приказ о проведении мероприятия, смета расходов, договоры и соглашения, заключенные во время проведения такого мероприятия, и т. п. Если во время проведения деловой встречи (переговоров) стороны не пришли к соглашению и не заключили соответствующих договоров, то для подтверждения представительских расходов результаты такой встречи нужно оформить протоколом о намерениях. Протокол составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать реквизиты и подписи представителей обеих сторон.

Датой признания представительских расходов является отчетный период, в котором они были осуществлены, согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 ст. 138 Налогового кодекса). В соответствии с п. 5 ПБУ 16 расходы отражаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств. Также нужно иметь в виду, что расходы, которые невозможно прямо связать с доходами определенного периода, отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 7 ПБУ 16). Представительские расходы включаются в состав административных расходов, направленных на обслуживание и управление предприятием (пп. 138.10.2 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса).

Что касается НДС, то в случае проведения плательщиком НДС представительских расходов (например, расходов на оплату завтраков, обедов, ужинов, заказ культурных программ) следует учесть, что согласно п. 198.3 ст. 198 Налогового кодекса налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных согласно ст. 39 этого Кодекса, и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 этого Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг в целях их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога.

Проведение рекламных мероприятий

Проведение рекламных мероприятий во время новогодне-рождественских праздников является довольно эффективным способом распространения информации о деятельности предприятия, увеличения спроса на продукцию, расширения рынков сбыта товаров и т. п.

Способы проведения рекламных мероприятий могут быть различными:

  • бесплатная раздача товаров (работ, услуг);
  • распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида рекламируемых товаров на другой.

Предприятие также может заказать в целях распространения информации о себе или своем товаре, например, еженедельники с логотипом, елочные шарики с торговым знаком, календари с названием предприятия и т. п. То есть любая информация (устная, письменная), содержащая данные о предприятии и его хозяйственной деятельности, является рекламой (ст. 1 Закона о рекламе).

В соответствии с пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса в состав других расходов предприятия включаются расходы на сбыт. Согласно этому подпункту расходы на сбыт, в частности, включают и расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.

По правилам, установленным нормами Налогового кодекса, расходы на проведение рекламных мероприятий учитываются в составе налоговых расходов только при наличии соответствующих подтверждающих документов.

Поэтому предприятие, которое планирует осуществить мероприятия по организации рекламной компании, должно:

  • издать приказ руководителя о проведении рекламных мероприятий, в котором указать дату, место и цель их проведения, круг ответственных лиц;
  • составить календарный план проведения рекламных мероприятий с указанием ответственных лиц;
  • составить смету расходов на проведение рекламных мероприятий (в документе указываются номенклатура и количество образцов товаров, которые предусмотрено бесплатно раздать во время проведения мероприятий);
  • оформить расходные накладные на отпуск соответствующих материальных ценностей со склада, планируемых для бесплатной раздачи, и т. п.;
  • составить отчет о фактических расходах на проведение рекламных мероприятий и утвердить его у руководителя.

При осуществлении бесплатной раздачи товаров в рекламных целях, в том числе в период как накануне, так и после новогодних праздников, такие операции подпадают под объект обложения НДС согласно п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса.

При осуществлении этих операций база обложения НДС определяется в соответствии с абзацем пятым п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса, а именно исходя из договорной (контрактной) стоимости таких товаров, но не ниже обычных цен.

При этом расходы на приобретение товаров (с НДС или без него), предназначенных для бесплатной раздачи в рекламных целях, применяются для определения базы обложения НДС по операциям по такой бесплатной раздаче товаров только при условии, если размер указанных расходов соответствует уровню обычных цен на эти товары на дату их бесплатной раздачи.

По бесплатно розданным образцам товаров и бесплатно предоставленным услугам (выполненным работам) в рекламных целях налоговый кредит определяется согласно нормам ст. 198 Налогового кодекса.

Новогодне-Рождественская благотворительность

На такие сказочные праздники, как Новый год и Рождество, дарение подарков и предоставление другой благотворительной помощи — добрая традиция многих предприятий.

Налоговые последствия таких операций зависят от статуса тех, кого одаривают.

Так, предприятие, которое намерено организовать вручение подарков или/и предоставить другую благотворительную помощь, может воспользоваться нормами пп. «а» пп. 138.10.6 п. 138.10 ст. 138 Налогового кодекса, согласно которым сумма денежных средств или стоимость товаров, выполненных работ, предоставленных услуг добровольно перечислена (передана) в течение отчетного года в госбюджет или бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации, определенные в ст. 157 этого Кодекса, может включить в состав налоговых расходов сумму в размере не выше 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Согласно пп. 197.1.15 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса освобождены от обложения НДС операции по предоставлению благотворительной помощи, в частности бесплатная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также по предоставлению такой помощи благотворительными организациями приобретателям (субъектам) благотворительной помощи в соответствии с законодательством о благотворительности и благотворительных организациях.

Под бесплатной поставкой следует понимать поставку товаров/услуг благотворительным организациям и приобретателям благотворительной помощи без какойлибо денежной, материальной или других видов компенсации. При несоблюдении условий, определенных вышеуказанным подпунктом, такие операции облагаются НДС на общих основаниях.

Подчеркнем, что на товары, поступающие в качестве благотворительной помощи от отечественных благотворителей по основным направлениям, определенным ст. 4 Закона № 531, распространяются правила маркировки.

Маркировка проводится путем нанесения надписи «Благотворительная помощь. Продажа запрещена» на этикетку, ярлык или непосредственно на внешнюю или внутреннюю упаковку товара. При маркировке товаров благотворительной помощи может использоваться символика благотворительной организации и благотворителя.

При этом товары маркируются благотворителями, предоставляющими такую помощь, так, чтобы при осмотре упаковки или непосредственно товаров надпись была видна полностью и четко.

Обращаем внимание на то, что контроль за выполнением правил маркировки осуществляют местные органы исполнительной власти и органы налоговой службы.

Благотворительная помощь может предоставляться в виде товаров, работ, услуг, предназначенных для использования юридическими лицами — ее приобретателями в целях проведения деятельности по направлениям, предусмотренным ст. 4 Закона № 531.

После получения от благотворителя предложения о предоставлении благотворительной помощи в виде товаров, ее видов, размеров и т. п. юридическое лицо — приобретатель благотворительной помощи должен:

  • определить с учетом рекомендаций соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления круг лиц, которым она будет предоставляться;
  • сообщить благотворителю о намерении принять предложенную благотворительную помощь.

Юридические лица — приобретатели благотворительной помощи ведут бухгалтерский и оперативный учет поступления, хранения, распределения и использования благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг, а также отчетность по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере статистики, которую отправляют органам налоговой службы.

Для бухгалтерского учета операций, связанных с благотворительной помощью, юридические лица — приобретатели благотворительной помощи пользуются планом счетов и инструкцией, которые действуют в Украине.

Юридические лица — приобретатели благотворительной помощи самостоятельно определяют порядок аналитического учета операций, связанных с благотворительной помощью, открывают соответствующие счета и в своей годовой финансовой отчетности отражают:

  • в бухгалтерском балансе — отдельно денежные средства (товары, работы, услуги), полученные в качестве благотворительной помощи;
  • в отчете о прибыли и убытках — отдельно стоимостную величину полученной благотворительной помощи.

В приложении (комментарии) к годовому отчету делаются необходимые объяснения об указанных показателях деятельности, связанной с благотворительной помощью.

Контроль получения, хранения, распределения благотворительной помощи в виде товаров, работ, услуг осуществляют местные органы исполнительной власти, а их целевого использования — местные органы исполнительной власти и органы ГНС.

Полученные в целях предоставления благотворительной помощи маркированные товары, поставляемые за денежные средства или другие виды компенсации, и/или выручка, полученная за такую поставку, подлежат изъятию у недобросовестного продавца и конфискуются в доход государства в установленном порядке.

Не подлежат освобождению от налогообложения операции по предоставлению благотворительной помощи в виде указанных в разделе VI Налогового кодекса подакцизных товаров, ценных бумаг (кроме предоставленных эндавментов, указанных в разделе IV этого Кодекса), нематериальных активов и товаров/услуг, предназначенных для использования в хозяйственной деятельности.

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42