Статьи

Налоговое регулирование на этапе гармонизации

Ныне активно перераспределяются роли и функции субъектов бизнеса и регулятивных институтов. Государство все больше теряет возможность эффективно использовать традиционные инструменты макроэкономического регулирования. Однако это не означает, что роль национальных правительств как в локальной, так и глобальной регуляторных системах снижается. Она только видоизменяется путем реализации ряда либерализационных мероприятий.


Ретроспективный взгляд

Налоговое реформирование в большинстве стран мира происходило постепенно. Например, ретроспективный анализ налогового реформирования в США в 1939 — 1945 гг., которое было обосновано прогрессивными ставками индивидуального налога на доходы и заметными налоговыми извлечениями из прибыли корпораций, свидетельствует о существовании (даже в условиях внутренней нестабильности) имеющихся возможностей стимулирования национального производства, а следовательно, и конкурентоспособности страны на международных рынках. Опыт налогового реформирования в Чили и Японии демонстрирует кардинально различные его направления — от прогрессивного увеличения косвенных налогов со ставкой НДС до 20% в Чили, что в свое время вызвало существенное сокращение дефицита госбюджета, до количественного роста косвенных налогов в Японии с политикой активного государственного стимулирования, прежде всего за счет кредитных льгот, национального производства.

Независимо от стадии рыночных преобразований в условиях глобализации любая страна способна избирать оптимальный комбинаторный налоговый режим, главной функциональной задачей которого должна стать поддержка производственного комплекса, генерирующего потенциал экономического роста государства. Осуществляется она, в частности, благодаря предоставлению налоговых льгот, основной формой которых являются налоговые кредиты. Чаще всего они предоставляются в следующих формах:

  • уменьшения отчислений по налогу на прибыль и инвестиционному кредитованию;
  • уменьшения налогооблагаемой суммы прибыли;
  • полного освобождения от налогов, которое практикуется в США, Канаде, Франции, Италии для стимулирования развития стратегически важных отраслей и предприятий, новых форм бизнеса;
  • использования ускоренной амортизации;
  • сбалансированной структуры таможенной и внутренней налоговой политики ради поощрения импорта инвестиций для создания предприятий с иностранным и смешанным капиталом по производству наукоемкой продукции.

Опыт Старого Света

Несмотря на то что принципы построения налоговых систем в разных странах имеют много общего, тем не менее существуют специфические аспекты, которые определяются историческими особенностями и современным состоянием развития национальных экономик. Гармонизация национальных налоговых систем реализуется в настоящее время путем координации налоговой политики отдельных государств, сближением уровней налого-обложения, унификацией методов определения налоговой базы, приведением в соответствие критериев предоставления налоговых льгот.

Наиболее типичным примером гармонизации налоговых систем является Европейский Союз, где подобная ориентация воплотилась в создание единого европейского рынка стран Старого Света. Положение об унификации национальных налоговых систем и налогового законодательства многих европейских стран впервые было зафиксировано в Римском договоре от 25 марта 1957 г. В дальнейшем в рамках проведения единой финансовой политики начали формироваться условия для сближения налоговых систем всех европейских государств: изымались положения, способствовавшие уклонению от уплаты налогов, решались проблемы международного двойного налогообложения, ликвидировалась налоговая дискриминация нерезидентов в инвестиционной политике и т. п.

Постепенно в процессе развития политических и экономических процессов ЕС сформировалась идея создания территории с единым налоговым режимом, где национальная налоговая политика, во-первых, не должна препятствовать свободе движения товаров и лиц, а во-вторых, налоговая политика государства не должна противоречить общим направлениям налоговой политики ЕС.

Скоординированность системы

Интеграция налоговых систем в настоящее время — процесс непростой, и даже в пределах ЕС — тяжелый и продолжительный, которому свойственны расширение базы налого-обложения, общее снижение налоговых ставок, унификация ставок налогообложения, сокращение налоговых льгот, применение более жестких санк-ций за неуплату налогов.

В европейских странах развитие налоговой системы, в частности изменение фискальной эффективности отдельных налогов и общего уровня налого-обложения экономики, происходило постепенно, что способствовало созданию стабильных условий для предпринимательской деятельности. После достижения определенного уровня гармонизации налоговой системы ЕС каждому государству удалось сохранить свои характерные особенности, что было обусловлено историческими условиями эволюции систем налогообложения, уровнем материального благосостояния населения, налоговой культурой и т. п.

Таким образом, систему налогообложения и расходов бюджета, которая практикуется в странах ЕС, можно назвать скорее скоординированной в соответствии с интересами каждого государства, чем унифицированной. Но ее главное преимущество заключается в том, что она соответствует интересам стран-членов.

Курс на сближение

Гармонизация не является полной унификацией всех национальных налоговых систем. Она характеризуется только как процесс приведения во взаимное соответствие налоговых систем разных стран мира. При этом считают, что решающую роль в процессе гармонизации играют международные договоры, позволяющие устранять двойное международное налогообложение, а также несоответствие в косвенном налогообложении.

Свою динамику и особенности имеет и процесс адаптации отечественной налоговой системы к европейским стандартам. Приоритетами налоговой политики Украины можно назвать следующие:

  • поиск оптимального налогового регулирования в системе мероприятий по стимулированию развития рыночного сектора экономики;
  • усовершенствование налоговых инструментов стимулирования предпринимательской деятельности;
  • внедрение инновационных методов администрирования косвенных и прямых налогов (электронная отчетность, автоматическое возмещение НДС, Единый реестр налоговых накладных), направленных на уменьшение части теневого сектора экономики;
  • улучшение сервиса налогоплательщиков (организация центров обслуживания налогоплательщиков и офисов крупных налогоплательщиков), формирование налоговой культуры и психологического восприятия бизнесом и населением действий государства в сфере налоговой политики.

Задачами гармонизации в направлении сближения принципиальных подходов и механизмов налогового регулирования являются соблюдение общих подходов к допустимой интенсивности налогового регулирования и внедрение общих принципов построения системы его инструментов. Следует отметить, что одной из главных проблем в достижении гармонизации налоговых систем является их несопоставимость в отношении организации налогового администрирования, в частности взаимодействие между контролирующими органами в сфере налогообложения и налогоплательщиками по таким вопросам, как порядок начисления и способ погашения налогового обязательства, ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и т. п. Это значительно усложняет движение капиталов. Следовательно, основной задачей в этой сфере является разработка единых концептуальных подходов к механизму налогового администрирования.


Владимир ЮРЧЕНКО,
директор Центра переподготовки и повышения квалификации
руководящих кадров органов ГНС Украины