Новости

Налоговая служба должна быть открытой и честной

Разговоры о том, что нашим соотечественникам не хватает ответственного отношения к своему конституционному долгу по уплате налогов, продолжаются чуть ли не со времени создания налоговой службы в Украине, то есть более 20 лет. Правда, дальше разговоров дело не шло. Ныне же ситуация резко изменилась. Реформаторские усилия ГНС Украины сочетаются с надлежащей материально-технической, информационной базой, привлечением значительного интеллектуального потенциала.


Актуальная дефискализация

Отход нашего ведомства от выполнения фискальных функций — очень смелый и новаторский шаг. И налоговики первыми должны глубоко взвесить его реальные последствия. Очевидный вывод, который напрашивается в этой связи, сформулировал бы таким образом: налоговая служба, прежде всего на региональном уровне, должна иметь открытое и честное лицо. Гражданин, приходящий в инспекцию, должен чувствовать себя уверенно и рассчитывать на внимательное отношение со стороны чиновников.

Для утверждения такого стандарта взаимоотношений налоговики на местах задействовали надлежащие механизмы. Процесс, как говорится, пошел. И рассчитывать на мгновенный результат, конечно, не приходится. Слишком много камней разбросано на нашем поле.

Немало негатива обусловлено административно-фискальным стилем работы налоговых органов в течение продолжительного времени. Из памяти еще не исчез образ руководителя, который был определяющей фигурой налогового процесса, отделенный от плательщика барьерами служебного положения. Работники более низкого ранга моделировали этот стиль на своем уровне.

Ломать такие барьеры также должен именно руководитель. Конечно, публичная работа, постоянное общение с людьми отнимают много времени, интеллектуальных усилий. Но результат, на который мы рассчитываем, стоит того.

Разговор на равных

Деловой и взвешенный разговор на равных у меня и моих заместителей состоялся в ходе общественных слушаний с представителями малого и среднего бизнеса, заседаний за «круглым столом» с предпринимателями, работающими в рамках инвестиционных проектов при участии иностранного капитала, налогоплательщиками, входящими в местное объединение ВОО «Ассоциация налогоплательщиков Украины».

Обсуждены наиболее актуальные вопросы наших производственных взаимоотношений, в том числе «неудобные».

На практике такой подход к делу оказался действенным. Так, если в начале года в области наблюдалось снижение активности малого бизнеса, то в настоящее время в среде этой категории предпринимателей воцарилась атмосфера экономического прагматизма, ведущей стала динамика роста. Среднемесячный показатель регистрации юридических лиц за 2012 г. составил 178, а физических лиц — предпринимателей — 655. Ныне на Львовщине упрощенную систему налогообложения используют более 55,7 тыс.  физических лиц — предпринимателей. По сравнению с началом года количество плательщиков единого налога возросло более чем на 5 тыс. Значительно возросла и сумма поступлений от малого бизнеса. В течение десяти месяцев текущего года в бюджеты всех уровней представителями этого бизнеса уплачено более 6,8 млн. грн., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года прирост составил почти 900 тыс. грн.

Как только были введены дополнительные критерии автоматического возмещения НДС, в налоговую сразу обратились представители одной из иностранных фирм, имеющих производственные мощности на Львовщине. Речь идет о соответствии критерия расхождений между налоговым кредитом, сформированным налогоплательщиком по приобретенным товарам, и налоговыми обязательствами его контрагентов. Разговор был непростым. Мы объяснили предпринимателям свою позицию, требования законодательства. Но впечатление от этой встречи у меня осталось вполне положительное. Между нами не возникло недоговоренностей, каких-либо преград для сотрудничества в будущем. Именно это и соответствует принципам нашего сотрудничества.

Аванс на будущее

Что касается критики, адресованной налоговикам, то оставлять ее без внимания для нас недопустимо. В каждом таком случае требую от руководителей подразделений тщательной проверки. А пресс-служба ГНС в области в обязательном порядке делает достоянием гласности соответствующую информацию, подкрепленную цифрами, фактами, объяснением правовых оснований действий налоговиков.

Соблюдение принципа открытости и прозрачности существенно влияет на улучшение наших взаимоотношений с бизнесом, СМИ, общественностью. Информационные сообщения об актуальности вопросов деятельности налоговых органов систематически обнародуются как на собственном веб-сайте, так и в региональных СМИ. Ежемесячно число таких публикаций и републикаций достигает нескольких сотен.

Опять-таки, для меня очевидна истина: вопреки регламентированным отношениям с журналистами немало значит и личное знакомство с ними. Хорошим стимулом для этого являются пресс-конференции при участии руководящего состава. Слежу за тем, чтобы пресс-служба не забывала поздравлять наших коллег и партнеров с праздниками, вручать благодарности авторам лучших публикаций на налоговую тему.

Как-то во время одного из прямых эфиров журналисты отметили, что среди структур исполнительной власти они выделяют ГНС во Львовской области по степени прозрачности действий и объему предоставленной информации. Лично я такую оценку воспринимаю с благодарностью, но считаю ее авансом на будущее.

Убежден, что в скором времени общество признает общественные учреждения как отдельную ветвь власти. Ведь то, что позиция общественности приобретает все большую значимость в решении актуальных вопросов общественно-экономического развития, — факт.

Степень взаимного доверия

Одним из ключевых вопросов сегодня является либерализация налоговой системы. Налоговые органы области попросили широкие массы предпринимательства выразить мнение по этому поводу. Наиболее четкие и обоснованные предложения поступили от Общественного совета при ГНС во Львовской области, территориального отделения ВОО АНПУ, областных формирований предпринимателей и промышленников, работодателей, то есть учреждений, являющихся представителями интересов бизнеса.

Считаться с их мнением — наша обязанность. Но и это еще не все. Очень важную роль в таком процессе играет морально-этический аспект и конкретно  сотрудничество и общение на уровне первых руководителей каждого налогового органа. Хочу подчеркнуть: всегда радостно воспринимаю приглашение общественных организаций участвовать в запланированных ими мероприятиях. Требую неуклонного соблюдения такого правила и от своих заместителей и начальников инспекций. В конце концов, это именно те факторы, которые влияют на формирование нашего авторитета, определяют степень взаимного доверия.

Руководители налоговой службы должны быть публичными людьми, их должны знать в лицо и предприниматели, и общественные активисты. Поводы же для общения возникают постоянно. Также со своей стороны мы должны быть готовы сделать шаг навстречу. Сошлюсь на такой пример. Недавно западноукраинский филиал Европейской Бизнес Ассоциации обратился к нам с предложением организовать с налоговиками спортивные соревнования. Мы охотно поддержали такую иници-ативу, поскольку спорт — проводник дружбы и согласия. Пусть и он помогает нам выстраивать основы общего дела.

От активных действий руководящего состава региональных подразделений, направленных на расширение зоны сотрудничества с общественностью и бизнесом, во многом зависит формирование, а потом и успешное выполнение Программы либерализации налоговой системы на 2013 — 2014 гг. И не сомневаюсь в том, что такая работа будет эффективной только тогда, когда мы будем наполнять ее атмосферой товарищества.

Эпицентром внимания всех подразделений областной службы должен быть налогоплательщик. А для этого прежде всего нужно, чтобы уже внедренные новации, такие как центры обслуживания налогоплательщиков, система информационных сервисов, автоматическое возмещение НДС, учет рисков при планировании контрольно-проверочной работы и т. п., постоянно совершенствовались. Задача ответственная и непростая, поскольку требует осознания необходимости реформаторских изменений во взаимоотношениях между всеми участниками налоговой сферы.

Работа с молодежью

Среди актуальных вопросов — работа с детьми и молодежью. Ее новый цикл начинаем как всегда — 19 декабря, в День Святого Николая. По традиции посланцев от налоговой будут ждать воспитанники подшефной Винниковской школы-интерната (г. Львов) и детского дома в с. Верхнем Синевидном Сколовского района на Львовщине.

Дальше начинается подготовка к проведению ежегодного конкурса «Налоги глазами детей — 2013». Уже сейчас думаем, как привлечь к участию в этом популярном действе по возможности большее количество школьников. Необходимо также провести встречи, лекции, викторины на налоговую тематику непосредственно в учебных заведениях.

До сих пор нахожусь под впечатлением массовых мероприятий со школьной молодежью, в ходе которых мы проводили презентацию анимационного фильма «Город мечты». С того времени прошел почти год. Возможно, в памяти юных зрителей и не сохранились детали сюжета мультфильма. Но образ добротворца — налогового инспектора Лелеко — еще долго будет сопровождать их на жизненном пути. Следовательно, имеем моральную и служебную обязанность постоянно заботиться, чтобы этот привлекательный образ не потускнел.