НДФЛ
Тема: НДФЛ

Перерасчет налога на доходы физических лиц

В соответствии с пп.169.4.2 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса работодатель плательщика налога обязан осуществить, в том числе по месту применения налоговой социальной льготы, с учетом положений абзаца второго п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы:

  • по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года;
  • при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных пп. 169.2.3 п. 169.2 этой статьи;
  • при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, прекращающим трудовые отношения с таким работодателем.

Напомним, что абзацем вторым п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса установлен порядок применения ставки налога на доходы физических лиц в размере 17%, а пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 этого Кодекса — ограничения по применению налоговой социальной льготы.

Кроме того, работодатель и/или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения независимо от того, имеет ли плательщик налога право на применение налоговой социальной льготы (пп. 169.4.3 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса).

Заработная плата и налоговая социальная льгота

Перерасчет налоговой социальной льготы производится в целях обеспечения выполнения нормы Налогового кодекса по ограничению размера заработной платы отчетного налогового месяца, дающего право плательщику налога на применение налоговой социальной льготы, и проверки правильности начисления налога на доходы физических лиц за каждый отдельный налоговый период (месяц).

Согласно пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (в 2012 г. — 1500 грн.).

В соответствии с абзацем вторым п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса если база налогообложения, определенная с учетом норм п. 164.6 ст. 164, относительно доходов, указанных в абзаце первом п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса (в частности, относительно заработной платы и вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг), уменьшенным на сумму единого социального взноса), в календарном месяце превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, к сумме такого превышения применяется ставка 17%.

Плательщики налога, представляющие налоговые декларации за налоговый (отчетный) год согласно статьям 177 и 178 Налогового кодекса, применяют ставку налога 17% к части среднемесячного годового налогооблагаемого дохода, превышающей десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года. Размер среднемесячного годового налогооблагаемого дохода рассчитывается как сумма общих месячных налогооблагаемых доходов, указанных в абзаце первом п.  167.1 ст. 167 этого Кодекса, деленная на количество календарных месяцев, в течение которых плательщиком налога были получены такие доходы в налоговом (отчетном) году, за который осуществляется декларирование.

Таким образом, перерасчет заключается в уточнении размеров выплачиваемых в течение года месячных доходов с учетом сумм, начисленных непосредственно за соответствующие отчетные месяцы (отпускные, больничные и т. п.). Уточненные месячные налогооблагаемые доходы рассчитываются каждый отдельно как объекты налогообложения.

Алгоритм проведения перерасчета

Алгоритм проведения перерасчета сумм доходов и предоставленных физическому лицу налоговых социальных льгот составляется с учетом положений подпунктов 169.4.1, 169.4.2, 169.4.4 п. 169.4 ст. 169 и абзаца третьего п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса.

Алгоритм перерасчета сумм доходов, начисленных физическому лицу в виде заработной платы, а также сумм предоставленной налоговой социальной льготы таков:

определяется сумма начисленного дохода за каждый месяц отчетного года с учетом периодов, за которые проведены начисления сумм доходов, и требований абзаца третьего пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса:

  • если размер месячного налогооблагаемого дохода не превышает десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового года, то производится перерасчет налога с применением ставки 15%;
  • если размер месячного налогооблагаемого дохода превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового года, то производится перерасчет налога с применением ставок 15 и 17%;
  • рассчитанная за каждый месяц сумма налогооблагаемого дохода сравнивается с:
  • предельной суммой дохода, дающей право плательщику налога на применение налоговой социальной льготы;
  • суммой дохода, определяемой для налогообложения по ставке 15 и/или 17%;
  • производится конечное налогообложение месячных налогооблагаемых доходов и определяется сумма налога за каждый месяц отдельно и за год в целом, которая сравнивается с суммой налога, фактически удержанной в течение года из выплаченных доходов, относительно которых проводился перерасчет.

Последствия проведения перерасчета

В случае превышения годовой расчетной суммы налога над фактически удержанным налогом за год определяется сумма недоплаты.

Такая сумма недоплаты взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы такого дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев, до полного погашения суммы такой недоплаты.

Если вследствие проведения окончательного расчета с плательщиком налога, прекращающим трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоплаты, которая превышает сумму налогооблагаемого дохода плательщика налога за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоплаты включается плательщиком налога в состав налогового обязательства по результатам отчетного налогового года и уплачивается самим плательщиком.

Рассмотрим, как осуществляется перерасчет налога на доходы физических лиц в разрезе одного месяца.

Пример 1

Применение налоговой социальной льготы

Работнику предприятия за сентябрь 2012 г. начислена заработная плата — 1485 грн. Поскольку его доход соответствует предельному размеру (1500 грн.), такой работник имеет право на применение налоговой социальной льготы. Налогом на доходы физических лиц облагается заработная плата, из которой уже удержаны единый социальный взнос и налоговая социальная льгота.

Определяем сумму единого социального взноса, которая удерживается из начисленной заработной платы:

1485 грн. х 3,6% = 53,46 грн.

Вычитается сумма единого социального взноса:

1485 грн. — 53,46 грн. = 1431,54 грн.

Определяем базу обложения налогом на доходы физических лиц с учетом налоговой социальной льготы:

(1431,54 грн. — 536,50 грн.) х 15% = 134,26 грн.

Таким образом, исходя из расчета, общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию работодателем из заработной платы работника с учетом налоговой социальной льготы, составляет 134,26 грн.

 

Пример 2

Заработная плата и удержание налога на доходы физических лиц по ставкам 15 и 17%

Работнику предприятия в сентябре 2012 г. начислена заработная плата в размере 16 000 грн. Ставка единого социального взноса в виде удержаний из заработной платы составляет 3,6%.

Определяем сумму единого социального взноса, удерживаемую из начисленной заработной платы:

16 000 грн. х 3,6% = 576 грн.

Определяем базу обложения налогом на доходы физических лиц (начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого социального взноса):

16 000 грн. - 576 грн. = 15 424 грн.

Поскольку база налогообложения превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы (15 424 грн. > 10 730 грн.), превышение облагается налогом по ставке 17%.

База налогообложения, к которой применяется ставка налога 17%, составляет

16 000 грн. - 576 грн. - 10 730 грн. = 4694 грн.

Определяем сумму налога:

по ставке 15% облагается налогом доход 10 730 грн., с которого налог составляет

10 730 грн. х 15% = 1609,50 грн.;

по ставке 17% облагается налогом доход 4694 грн., с которого налог составляет

4694 грн. х 17% = 797,98 грн.

Таким образом, исходя из расчета, общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию работодателем из заработной платы работника, составляет 1609,50 грн. + 797,98 грн. = 2 407,48 грн.

 

Пример 3

Размер заработной платы превышает десять минимальных заработных плат, и налог на доходы физических лиц удерживается по ставке 15%

Работнику предприятия в сентябре 2012 г. начислена заработная плата в размере 10 800 грн., ставка единого социального взноса составляет 3,6%.

Сумма единого социального взноса, подлежащая удержанию из начисленной заработной платы:

10 800 грн. х 3,6% = 388,80 грн.

База обложения налогом на доходы физических лиц определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого социального взноса:

10 800 грн. - 388,80 грн. = 10 411,20 грн.

Поскольку база обложения налогом на доходы физических лиц не превышает 10-кратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января 2012 г. (10 730 грн.), к заработной плате работника в сентябре применяется ставка налога в размере 15%.

Определяем сумму налога:

10 411,20 грн. х 15% = 1561,68 грн.

Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию из заработной платы, составляет 1561,68 грн.

 

Пример 4

Размер заработной платы превышает доход, с которого уплачивается единый социальный взнос

Начисленная заработная плата в сентябре 2012 г. работнику предприятия составляет 28 000 грн., ставка единого социального взноса — 3,6%. Максимальный размер заработной платы, с которого уплачивался единый социальный взнос с 01.07.2012 г. по 30.09.2012 г., составляет 18 734 грн. (1102 грн. х 17 грн.).

Определяем сумму единого социального взноса с начисленной заработной платы с учетом максимального размера базы для его начисления:

18 734 грн. х 3,6% = 674,42 грн.

Определяем базу обложения налогом на доходы физических лиц (начисленная заработная плата уменьшена на сумму единого социального взноса):

28 000 грн. - 674,42 грн. = 27 325,58 грн.

Поскольку база налогообложения превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы (27 325,58 грн. > 10 730 грн.), превышение облагается налогом по ставке 17%.

База налогообложения, к которой применяется ставка налога 17%, составляет

28 000 грн. - 674,42 грн. - 10 730 грн. = 16 595,58 грн.

Определяем сумму налога:

по ставке 15% облагается налогом доход 10 730 грн., с которого налог составляет

10 730 грн. х 15% = 1609,50 грн.;

по ставке 17% облагается налогом доход 16 595,58 грн., с которого налог составляет

16 595,58 грн. х 17% = 2821,25 грн.

Таким образом, исходя из расчета, общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию работодателем из заработной платы работника, составляет 1609,50 + 2821,25 = 4430,75 грн.

 

Пример 5

Одновременная выплата заработной платы и вознаграждения по гражданско-правовому договору

В сентябре 2012 г. работнику предприятия одновременно начислены заработная плата в размере 11 000 грн. и вознаграждение за выполнение работ по гражданско-правовому договору — 4000 грн. Ставка единого социального взноса с заработной платы составляет 3,6%, с вознаграждения — 2,6%.

Определяем сумму единого социального взноса, которая удерживается из начисленной заработной платы:

11 000 грн. х 3,6% = 396 грн.

Определяем сумму единого социального взноса, удерживаемую с начисленного вознаграждения:

4000 грн. х 2,6% = 104 грн.

Общий доход работника в сентябре составил

11 000 грн. (заработная плата) + 4000 грн. (вознаграждение) = 15 000 грн.

База налогообложения, к которой применяется ставка налога 17%, составляет

15 000 грн. - 396 грн. - 104 грн. - 10 730 грн. = 3770 грн.

Определяем сумму налога:

по ставке 15% облагается налогом доход 10 730 грн., с которого налог составляет

10 730 грн. х 15% = 1609,50 грн.;

по ставке 17% облагается налогом доход 3770 грн., с которого налог составляет

3770 грн. х 17% = 640,90 грн.

Таким образом, общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию налоговым агентом с месячного дохода плательщика налога, составляет 1609,50 грн. + 640,90 грн. = 2250,40 грн.

Ответственность за непроведение перерасчета

В случае непроведения перерасчета сумм доходов, начисленных плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной ему налоговой социальной льготы налоговые агенты могут быть привлечены к ответственности.

Если в результате перерасчета возникает недоплата налога на доходы физических лиц, а налоговый агент не взимает ее с налогооблагаемого дохода плательщика налога, то к налоговому агенту применяется штраф, установленный ст. 127 Налогового кодекса.

Так, согласно п. 127.1 этой статьи неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика, влекут за собой наложение штрафа в размере 25% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней, влекут за собой наложение штрафа в размере 50% суммы налога, который подлежит начислению и/или уплате в бюджет.

Действия, предусмотренные абзацем первым этого пункта, совершенные в течение 1095 дней в третий и более раз, влекут за собой наложение штрафа в размере 75% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.

Кроме того, предусмотрена также административная ответственность для виновных должностных лиц юридического лица, а также граждан-предпринимателей.

Согласно ст. 1634 КоАП неудержание или неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисление налога на доходы физических лиц за счет денежных средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление государственных налоговых инспекций по установленной форме сведений о доходах граждан влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 2 до 3 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 34 до 51 грн.).

Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за то же нарушение, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 85 грн.).

«Горячие линии»

Дата: 19 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42