Другие налоги
Тема: Налоговый долг

Списание предприятиям судостроительной промышленности санкций, начисленных на налоговый долг, в связи с введением экономического эксперимента

С  01.01.2013 г. вступает в силу Закон № 5209, которым предусмотрено признание судостроения приоритетной отраслью экономики Украины и введение в судостроительной отрасли экономического эксперимента.

Целью введения государственного регулирования соответствующих отношений является поддержка со стороны государства эффективного развития судостроительной отрасли в Украине, создание для предприятий судостроительной промышленности условий, необходимых для увеличения объема производства продукции и поступлений в госбюджет, за счет повышения эффективности и конкурентоспособности продукции судостроения.

В соответствии с этим Законом одной из стабилизационных мер улучшения ситуации, сложившейся на предприятиях судостроительной промышленности, а также в исследовательско-конструкторских организациях, предоставляющих услуги таким предприятиям, определен механизм прощения.

Статьей 4 Закона № 5209 предусмотрено, что списанию подлежат суммы финансовой ответственности за нарушения законодательства по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, примененной в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.

То есть списание распространяется на все виды штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и пени.

Общие положения по применению штрафных (финансовых) санкций (штрафов) предусмотрены главой 11 раздела ІІ Налогового кодекса, а по начислению пени — главой 12  этого раздела.

Обязательным условием такого списания является то, что такие суммы должны оставаться не уплаченными в бюджет на дату принятия решения о списании и продолжать учитываться в информационной системе органов ГНС за такими налогоплательщиками — предприятиями судостроительной промышленности на зафиксированную Законом № 5209 дату — по состоянию на 01.01.2013 г.

Этим Законом предусмотрено, что списание проводится в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Положения о списании безнадежного налогового долга регламентируются ст. 101 главы 9 раздела ІІ Налогового кодекса и Порядком № 1034.

Исходя из положений Закона № 5209, в целях избежания неточностей, связанных с отнесением некоторых предприятий к перечню субъектов, на которых распространяется процедура списания, предусмотрено использовать коды, присвоенные органами статистики согласно КВЭД ДК 009:2010.

Таким образом, списание в соответствии с Законом № 5209 распространяется на следующих субъектов:

  • предприятия судостроительной промышленности в соответствии с классом 30.11 группы 30.1 раздела 30, классом 33.15 группы 33.1 раздела 33 КВЭД ДК 009:2010;
  • исследовательско-конструкторские организации, предоставляющие услуги предприятиям судостроительной промышленности в соответствии с классом 72.19 группы 72.1 раздела 72, класса 71.12 группы 71.1 раздела 71, класса 71.20 группы 71.2 раздела 71 КВЭД ДК 009:2010.

Класс 30.11 «Строительство судов и плавучих конструкций»

Расшифровывая класс 30.11 группы 30.1 «Строительство судов и лодок», раздела 30 «Производство других транспортных средств» секции C «Перерабатывающая промышленность» КВЭД ДК 009:2010, следует отметить, что к нему относятся следующие виды экономической деятельности:

  • строительство промышленных судов: пассажирских, паромов, грузовых судов, танкеров, буксиров и т. п.;
  • строительство военных кораблей;
  • строительство рыболовных судов и перерабатывающих плавучих рыбозаводов;
  • строительство транспортных средств на воздушной подушке (кроме судов развлекательного типа);
  • строительство буровых платформ, плавучих или погружных;
  • строительство плавучих конструкций: плавучих доков, понтонов, кофердамов, плавучих или наземных пристаней (дебаркадеров), бакенов, плавучих резервуаров, барж, маяков, плавучих кранов, надувных спасательных плотов и т. п.;
  • производство секций судов и плавучих конструкций;
  • модернизация (переоснащение) и реконструкция (восстановление) судов, плавучих платформ и конструкций;
  • специализированное внутреннее оснащение судов, плавучих платформ и конструкций, например услуги по установлению столярных изделий, электрооборудования, систем кондиционирования воздуха;
  • услуги по специализированным малярным работам на судах, плавучих платформах и конструкциях.

Несмотря на непосредственную связь перечисленных ниже видов деятельности со строительством судов к классу 30.11 КВЭД ДК 009:2010 не относятся (поскольку включены в другие классы), в частности:

  • производство частей судов, кроме собранных корпусов судов: производство парусов включено в класс 13.92; производство гребных винтов и лопастей для судов включено в класс 25.99; производство железных или стальных якорей включено в класс 25.99; производство судовых двигателей включено в класс 28.11;
  • производство навигационных инструментов включено в класс 26.51;
  • производство осветительного оборудования для судов включено в класс 27.40;
  • производство автомобилей-амфибий включено в класс 29.10;
  • производство надувных плотов и лодок для отдыха включено в класс 30.12;
  • специализированный ремонт и техническое обслуживание судов и плавучих конструкций включены в класс 33.15;
  • разборка судов включена в класс 38.31;
  • осуществление внутренней отделки интерьера судов (кроме выполнения малярных и столярных работ) включено в класс 43.3.

Также к этому классу не относятся суда для спорта и отдыха.

Класс 33.15 «Ремонт и техническое обслуживание судов и лодок»

К классу 33.15 группы 33.1 «Ремонт и техническое обслуживание готовых металлических изделий, машин и оборудования» раздела 33 «Ремонт и монтаж машин и оборудования» секции C «Перерабатывающая промышленность» согласно КВЭД ДК 009:2010 относятся:

  • ремонт и техническое обслуживание судов;
  • ремонт и техническое обслуживание лодок.

Этот класс не включает: заводской капитальный ремонт судов (относится к классу 30.1); ремонт двигателей для судов и лодок (относится к классу 33.12); демонтаж (разборка) судов (относится к классу 38.31).

Класс 72.19 «Исследования и экспериментальные разработки в сфере других естественных и технических наук»

Также к сфере действия Закона № 5209 отнесен класс 72.19 группы 72.1 «Исследование и экспериментальные разработки в сфере естественных и технических наук» раздела 72 «Научные исследования и разработки» секции M «Профессиональная, научная и техническая деятельность», который включает в себя:

  • исследования и экспериментальные разработки в сфере естественных и технических наук, кроме биотехнологий: в сфере естественных наук; в сфере инженерии и технологий; в сфере медицинских наук; в сфере сельского хозяйства;
  • многоотраслевые исследования и разработки преимущественно в сфере прикладных технических наук.

Класс 71.12 «Деятельность в сфере инжиниринга, геологии и геодезии, предоставление услуг технического консультирования в этих сферах»

Класс 71.12 группы 71.1 «Деятельность в сферах архитектуры и инжиниринга, предоставление услуг технического консультирования» раздела 71 «Деятельность в сферах архитектуры и инжиниринга; технические испытания и исследования» секции M «Профессиональная, научная и техническая деятельность» включает в себя:

  • инженерный дизайн (то есть применение законов и принципов инженерии в конструировании машин, отборе материалов, инструментов, структур, процессов и систем) и консультирование в сферах: проектирования машиностроения, промышленного строительства; проектов строительства инженерных сооружений, гидротехнических сооружений и транспортного строительства; проектов управления водными ресурсами; проектов в сфере электроники и электротехники, добывающей инженерии, химической технологии, машиностроения, организации производства, системотехники, техники безопасности;
  • разработку проектов систем кондиционирования, охлаждения, инженерные разработки по контролю санитарного состояния и загрязнения окружающей среды, борьбы с шумом и т. п.;
  • геофизические, геологические и сейсмические исследования;
  • деятельность в сфере геодезии: измерение земельных участков и их границ; гидрологические разведывательные работы; работы по изучению подземных пластов; картографическая деятельность и деятельность по предоставлению данных о пространственных параметрах.

Этот класс не включает:

  • пробное бурение в связи с дальнейшей добычей полезных ископаемых, которое относится к классам 09.10, 09.90;
  • разработку стандартного программного обеспечения, которое относится к классам 58.29, 62.01;
  • консультирование в сфере информатизации, которое относится к классам 62.02, 62.09;
  • технические испытания, которые относятся к классу 71.20;
  • инженерные исследования и разработки, которые относятся к классу 72.19;
  • промышленный дизайн, который относится к классу 74.10;
  • аэрофотосъемку, которая относится к классу 74.20.

Класс 71.20 «Технические испытания и исследования»

Класс 71.20 группы 71.2 «Технические испытания и исследования» раздела 71 «Деятельность в сферах архитектуры и инжиниринга; технические испытания и исследования» секции M «Профессиональная, научная и техническая деятельность» включает в себя:

  • проведение физических, химических, других испытаний по всем видам материалов, подлежащих анализу, и продуктов, в том числе: акустические и вибрационные испытания; исследование состава минералов и содержания в них примесей и т. п.; исследование в сфере гигиены питания, в том числе ветеринарный контроль и контроль производства пищевых продуктов; исследование физических и эксплуатационных характеристик материалов: силы, толщины, износоустойчивости, радиоактивности и т. п.; испытание свойств и надежности материалов; испытание эксплуатационных характеристик механизмов: двигателей, автомобилей, электронного оборудования и т. п.; радиографическое тестирование сваренных швов и стыков; анализ разрушений; исследования и измерения параметров окружающей среды: загрязнение воздуха и водных ресурсов и т. п.;
  • сертификацию продуктов, в том числе товаров народного потребления, двигателей, воздушных транспортных средств, контейнеров под давлением, атомных электростанций и т. п.;
  • периодические испытания автотранспортных средств на предмет дорожной безопасности;
  • испытания с применением моделей и макетов (например, воздушных транспортных средств, водной техники, плотин и т. п.);
  • деятельность милицейских лабораторий.

Этот класс не  включает:

  • тестирование материалов, взятых у животных, отнесенное к классу 75.00;
  • зрительную диагностику, исследование и анализ медицинских и стоматологических материалов, отнесенные к классу 86.

В дальнейшем такая детализация позволит избегать лишних недоразумений при проведении налоговыми органами списания платежей налогоплательщикам и идентифицировать круг предприятий, имеющих право принимать участие в экономическом эксперименте, на которые распространяется действие Закона № 5209.

В заключение отметим, что первый шаг в начатом экономическом эксперименте будет сделан уже в ближайшее время, а в результате проведения процедуры прощения задолженности определенному кругу предприятий следует ожидать стабилизации их финансово-экономического положения.

Таким образом, в 2023 г., после завершения десятилетнего экономического эксперимента в судостроительной промышленности и в сфере, связанной с предоставлением исследовательско-конструкторских услуг судостроительной отрасли, следует ожидать наибольшего экономического эффекта от введения такого эксперимента.

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42