Статьи

Реализация права на доступ к публичной информации

Во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах закреплено, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего взгляда, и это право включает в себя свободу искать, получать и распространять какую-либо информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно либо с помощью печати или художественных форм выражения либо другими способами по своему выбору.

Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод закрепила не только право на свободу выражения взглядов, но и право получать и передавать информацию и идеи без вмешательства органов государственной власти и независимо от границ.

Как указано в Рекомендации № 854, будучи убежденной, что парламентская демократия может адекватно функционировать только тогда, когда люди в целом и их выборные представители в полной мере информированы, а также учитывая то, что государственные министерства и ведомства часто генерируют и владеют информацией, которая не может быть получена из других источников, Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала Комитету министров Совета Европы предложить государствам-членам, которые еще не сделали этого, ввести систему свободы информации, то есть доступа к государственным файлам, включая право искать и получать информацию от государственных учреждений и ведомств, право на ознакомление и исправление личных файлов, право на неприкосновенность личной жизни, а также право быстрого рассмотрения в судах этих вопросов.

Данные положения нашли свое отражение в Рекомендации № R (81) 19, согласно которой, учитывая важность получения общественностью в демократическом обществе адекватной информации по общественно важным вопросам, а также то, что доступ общественности к информации предусматривает укрепление доверия общественности к государственному управлению, были установлены базовые принципы доступа к информации государственных органов всех уровней (кроме законодательных органов и судебной власти).

Рекомендацией Rec (2002) 2 расширен и усовершенствован перечень принципов доступа к информации, в частности: право лица не объяснять причины своего запроса на доступ к официальному документу; формальности при осуществлении запроса нужно свести к минимуму; каждый запрос о доступе к официальному документу должен быть рассмотрен в короткий срок; обязанность органа государственной власти — при наличии в документе информации с ограниченным доступом предоставить всю другую информацию, к которой нет такого ограничения и т. п.

Кроме того, закреплено положение об информировании граждан об их праве на доступ к официальным документам, обнародование информации, имеющейся в распоряжении органа государственной власти.

Конвенция Совета Европы гарантирует как физическим, так и юридическим лицам право на доступ к официальным документам, которые находятся во владении публичных органов. В перечень публичных органов включены центральное правительство и администрация на национальном, региональном и местном уровнях, законодательные органы и судебная власть при осуществлении управленческих функций, а также физические или юридические лица, то есть субъекты частного права, но исключительно при осуществлении ими управленческих функций в случае делегирования таких полномочий со стороны властных субъектов.

Необходимо подчеркнуть, что согласно Конвенции Совета Европы под официальными документами следует понимать какую-либо информацию, зафиксированную в любой форме, сформированную, полученную или находящуюся в распоряжении органов государственной власти.

Основой правового регулирования права на информацию в Украине является Конституция Украины, конституционные гарантии такого права закреплены в статьях 32, 34, 40 и 50.

Так, право на доступ к информации является конституционным правом человека, предусмотренным и гарантированным ст. 34 Конституции Украины, а именно: право каждого на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или другим способом по своему выбору.

Осуществление этих прав может ограничиваться законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия.

Правовое обеспечение права на доступ к публичной информации — одна из важнейших гарантий становления любого демократического общества.

В целях обеспечения прозрачности и открытости субъектов властных полномочий, создания механизмов реализации права каждого на доступ к информации, находящейся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, и информации, представляющей общественный интерес, приняты Закон о доступе к публичной информации, Закон об информации в новой редакции, вступившие в силу 10.05.2011 г.

Согласно Закону об информации основными принципами информационных отношений являются следующие:

  • гарантированность права на информацию;
  • открытость, доступность информации, свобода обмена информацией;
  • достоверность и полнота информации;
  • свобода выражения взглядов и убеждений;
  • правомерность получения, использования, распространения, хранения и защиты информации;
  • защищенность лица от вмешательства в его личную и семейную жизнь.

В соответствии со ст. 5 этого Закона каждый имеет право на информацию, которое предусматривает возможность свободного получения, использования, распространения, хранения и защиты информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов. Реализация этого права не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и другие права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц.

Право на информацию обеспечивается созданием механизма его реализации, возможностей для свободного доступа к статистическим данным, в архивные, библиотечные и музейные фонды, другие информационные банки, базы данных, информационные ресурсы, обязанностью субъектов властных полномочий информировать общественность и средства массовой информации о своей деятельности и принятых решениях и т. п.

Преамбулой Закона о доступе к публичной информации предусмотрено, что этот Закон определяет порядок осуществления и обеспечения права каждого на доступ к информации, находящейся во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом, и информации, представляющей общественный интерес.

Статьей 4 этого Закона определено, что доступ к публичной информации осуществляется на принципах прозрачности и открытости деятельности субъектов властных полномочий, свободного получения и распространения информации, кроме ограничений, установленных законом, равноправия независимо от признаков расы, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.

Доступ к информации обеспечивается путем систематического и оперативного обнародования информации в официальных печатных изданиях, на официальных веб-сайтах в сети Интернет, на информационных стендах, любым другим способом, а также предоставления информации по запросам на информацию (ст. 5 Закона о доступе к публичной информации).

Во исполнение положений этого Закона и Указа № 547 созданы:

в ГНС Украины — отдел организации доступа к публичной информации в составе Департамента обслуживания налогоплательщиков, ответственный за организацию доступа к публичной информации;

в территориальных органах ГНС — отделы (сектора) обеспечения доступа к публичной информации и рассмотрения обращений граждан, а также ответственные должностные лица, которые обеспечивают в установленном порядке доступ к публичной информации.

В целях обеспечения учета запросов на получение публичной информации в автоматизированной системе электронного документооборота, в которой регистрируются все документы, созданные или полученные в процессе деятельности ГНС Украины, создан отдельный журнал для централизованной регистрации таких запросов и ответов на них.

Для создания условий для работы запрашивающих с документами, которые содержат публичную информацию, их копиями, подачи запросов на получение публичной информации в письменном виде, в том числе гражданами с ограниченными физическими возможностями, ГНС Украины определено служебное помещение, оборудованное соответствующей оргтехникой.

Во исполнение требований Закона о доступе к публичной информации и Указа № 547 обеспечено обнародование информации, определенной в ст. 15 этого Закона, а также на официальной веб-странице ГНС Украины создана рубрика «Доступ к публичной информации», которая состоит из следующих разделов:

  • формы подачи запроса на получение публичной информации;
  • порядок составления и подачи запросов на получение публичной информации;
  • информация, которая обнародуется распорядителем согласно Закону;
  • информация о системе учета, видах информации, которую сохраняет распорядитель;
  • перечень сведений, составляющих служебную информацию в органах ГНС Украины;
  • порядок обжалования решений распорядителя информации или бездеятельности;
  • отчеты об удовлетворении запросов на информацию;
  • наиболее запрашиваемые документы;
  • права запрашивающих, предусмотренные Законом о доступе к публичной информации;
  • нормативно-правовые акты;
  • сообщения.

Также на веб-странице ГНС Украины в разделе «Сведения, составляющие служебную информацию в органах ГНС Украины» размещен Перечень сведений № 35.

В целях создания механизмов реализации права каждого на доступ к публичной информации, находящейся во владении ГНС Украины, и максимального упрощения процедуры подачи запроса на получение публичной информации приказом № 1491 утверждены Порядок составления и подачи запросов на получение публичной информации и формы подачи запроса на получение публичной информации, находящейся во владении ГНС Украины.

Кроме того, в целях реализации положений Закона о доступе к публичной информации, Указа № 547 и обеспечения надлежащей организации доступа к публичной информации утвержден Типовой порядок № 511.

Разделом І этого Порядка определен механизм взаимодействия между структурными подразделениями ГНС Украины, Департаментом контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, Информационно-справочным департаментом, Департаментом развития и модернизации, а также между структурными подразделениями территориальных органов ГНС Украины по обеспечению доступа к публичной информации.

Также Типовой порядок № 511 регламентирует процедуру приема, обработки, регистрации и рассмотрения запросов о получении публичной информации физических, юридических лиц, объединений граждан без статуса юридического лица, а также предоставления информации, получаемой или создаваемой ГНС Украины, территориальными органами ГНС Украины в процессе осуществления ими своих полномочий или находящейся в их владении.

Таким образом, ГНС Украины постоянно осуществляет необходимые мероприятия по обеспечению безусловного выполнения положений Закона о доступе к публичной информации, созданию условий для реализации права каждого на доступ к публичной информации.

Также необходимо отметить, что в процессе обеспечения доступа к публичной информации в органы ГНС нередко поступают письма, которые, по мнению запрашивающих, являются запросами на получение публичной информации, а по результатам предварительной обработки таких писем специальным структурным подразделением или ответственными должностными лицами, которые организуют доступ к публичной информации, выясняется, что по содержанию — это обращения граждан или письма с просьбами о предоставлении налоговой консультации.

Так, в ГНС Украины в течение 11 месяцев текущего года поступило по почте, электронной почте, факсу 940 документов с просьбой предоставить публичную информацию со ссылкой на Закон о доступе к публичной информации, из них 668 (71%) составляет количество запросов на информацию и 274 (29%) по сути являются просьбами предоставить налоговую консультацию в соответствии с Налоговым кодексом или обращениями согласно Закону об обращении граждан.

С учетом изложенного предлагаем налогоплательщикам рассмотреть следующие положения законодательных актов в сфере обращений, которые регулируются специальными законами (таблица).

Надеемся, что эта информация пригодится при обращениях в органы ГНС и поможет четко определить необходимость получения информации на запрос в понимании ст. 1 Закона о доступе к публичной информации, предоставления налоговой консультации или рассмотрения обращения.

Положения законодательных актов в сфере обращений субьектов

 

Критерии

Закон
о доступе к публичной информации

Закон
об обращении граждан

Налоговый кодекс

Субъекты

 

Физические лица; юридические лица; объединения граждан без статуса юридического лица

Граждане Украины; лица, которые не являются гражданами Украины и законно находятся на ее территории

Налогоплательщики

 

Сфера действия

Этот Закон не распространяется на отношения в сфере получения информации субъектами властных полномочий при осуществлении ими своих функций, а также на отношения в сфере обращений граждан, которые регулируются специальным законом

Действие этого Закона не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством,

Налоговый кодекс регулирует отношения, которые возникают в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов,

 

законодательством о защите экономической конкуренции, законами Украины о судоустройстве и статусе судей и о доступе к судебным решениям, Кодексом административного судопроизводства Украины

их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушения налогового законодательства

Определение сроков

Запрос на информацию — это просьбы лица к распорядителю информации предоставить публичную информацию, находящуюся в его владении.
Не нуждается в обобщении, аналитической обработке данны х или создании другим способом

Обращение граждан — это изложенные в письменной или устной форме:
предложения;
замечания;
заявления;
ходатайства;
жалобы

Налоговая консультация — это помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику по практическому использованию конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования налогов или сборов, контроль за взиманием которых возложен на такой контролирующий орган

Срок рассмотрения

Распорядитель информации должен предоставить ответ на запрос на информацию:
не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса;
в случаях, предусмотренных частями второй и третьей ст. 20, ответ на запрос предоставляется не позднее 48 часов со дня его получения;
срок рассмотрения запроса может быть продлен до 20 рабочих дней в случае, если запрос касается предоставления большого объема информации или нуждается в поиске информации среди значительного количества данных

Обращения рассматриваются и решаются в срок:
не больше одного месяца со дня их поступления;
не позднее 15 дней со дня их получения; не нуждающиеся в дополнительном изучении — безотлагательно;
не более 45 дней, если в месячный срок решить поставленные в обращении вопросы невозможно

По обращениям налогоплательщиков предоставляют бесплатно консультации по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства в течение 30 календарных дней, наступающих после дня получения такого обращения данным контролирующим органом

Форма обращения

Устная;
письменная;
другая форма по выбору запрашивающего (по почте, факсу, телефону, по электронной почте).
Письменный запрос подается в произвольной форме

Устная (личный прием);
письменная

Устная;
письменная;
электронная

Реквизиты документа

Имя (наименование) запрашивающего, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи, если таковой имеется;

Фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина;

 

Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация;

общее описание информации или вид, название, реквизиты либо содержание документа, по которому сделан запрос, если запрашивающему это известно;

изложена суть поставленного вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования;

реквизиты плательщика налога, суть поставленного вопроса;

 

подпись и дата при условии подачи запроса в письменной форме

подпись и дата

подпись и дата

Плата

Информация на запрос предоставляется бесплатно.

В случае если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, запрашивающий обязан возместить фактические расходы на копирование и печать.

При предоставлении лицу информации о себе и информации, представляющей общественный интерес, плата за копирование и печать не взимается

Плата за обращение не взыскивается

Плата за предоставление налоговой консультации не взыскивается

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42