Новости

Любишь кататься, люби и налоги уплачивать

Количество автомобилей такси, перевозящих пассажиров в Украине, составляет, по разным оценкам, около 300 тысяч. Причем примерно 95% водителей такси работают в «тени», а оборот от нелегальных перевозок только в г. Киеве составляет около 2 млрд.  грн. в год. Совершенно очевидно, что рынок услуг такси требует упорядочения и организации. Удастся ли реформировать систему цивилизованно, так, чтобы таксисты, пассажиры и государство могли рассчитывать на полное взаимопонимание и поддержку?


Уже в течение многих лет в среде таксистов кипит накал страстей. Противостояние «старой гвардии» — тех, кто имеет лицензии, и новичков, которые идут работать в такси «по-черному», периодически возобновляется и становится все более острым. Причина вражды aпростая — борьба за клиента: на всех желающих везти пассажиров катастрофически не хватает. Противостояние принимает самые различные формы — от словесных перепалок до периодически возникающих призывов бить «нелегалов».

Это объясняется различным подходом к выполнению такой работы. Законопослушных таксистов, которых остается все меньше, можно понять, ведь на предусмотренное законом оформление своей деятельности они потратили деньги и время и в результате оказались в поле зрения контролирующих организаций, их стало легче найти и устроить проверку. И перед «серыми» таксистами они никаких преимуществ не получили. Есть, как говорится, и другая сторона медали — легальные таксисты работают в правовом поле, значит, совесть их чиста. Но, к сожалению, от слова «сахар» во рту слаще не становится.

Почему же тогда сейчас столько людей стремятся стать водителями такси? Причин, пожалуй, много, но главная заключается в том, что водитель такси — ныне уже не профессия. Каждый желающий, имея водительское удостоверение, может стать таксистом. Есть свой автомобиль — хорошо, нет — тоже не беда. Можно взять машину в аренду и начинать «грести деньги лопатой». Именно лопатой, по крайней мере так пишут в объявлениях о наборе водителей такси: 8 — 10 тыс. грн. в месяц. Вот только скромно не уточняют, что это не зарплата, а доход, из суммы которого придется вычесть расходы на топливо, техническое обслуживание автомобиля и 7 — 10% комиссионных диспетчерской службе. И если из этого дохода останется третья часть — это уже неплохо (при условии, что не было штрафов, аварии и проверки транспортной инспекции). 

Журналист меняет профессию

Получив редакционное задание и изучив рынок нелегальных такси, я решил теорию закрепить на практике и... пошел в таксисты. Позвонил по объявлению «Требуются водители в такси», и через час стоял уже у офиса, куда меня пригласили для оформления на работу. Офис оказался однокомнатной квартирой в столичном районе Позняки: комната, разделенная стеклянной перегородкой на так называемые кабинет директора и диспетчерскую, где две девушки принимали телефонные звонки и вносили в базу данных заказы. Директор был немногословен — попросил мой телефон, с помощью Bluetooth установил программу, обеспечивающую прием заказов, и взял с меня 100 грн. — оплату комиссионных наперед. Все, я таксист!

Пользоваться программой я научился быстро: выбираешь район города, в котором находишься (чтобы далеко за клиентом не ехать), и просматриваешь заказы. Вот тут и была первая загвоздка — заказов много, но соображать надо очень быстро, потому что если заказ берет выполнять другой таксист, он пропадает с экрана. И тут я понял, что все заказы с привлекательными суммами моментально исчезали, но так, чтобы я успел их прочесть и пожалеть вдогонку.

Осознав, что сразу стать миллионером я не смогу, решил брать заказы помельче, но много. В первый день удалось отвезти восьмерых клиентов, получив 280 грн. На 200 грн. заправил машину, немного с запасом. От моих 100 грн. оплаты за заказы отсчитали 26 грн. Осталось маловато. На следующий день выехал пораньше: возил ребятишек с тренером на соревнования, секретаршу в супермаркет за продуктами ко дню рождения, женщину — любительницу котов с ее любимцем к ветеринару. И еще много интересных пассажиров. Не раз были заказы типа «машина — не «Ланос», водитель — некурящий». Но и такие привередливые клиенты, воспользовавшись услугами неназойливого водителя без вредных привычек на новенькой иномарке, не были щедры и не отступали от тарифа ни на гривню. Хулиганы мне не попадались, так как ночью я не работал.

На третий день закончились 100 грн., внесенные в качестве аванса за заказы. У меня осталось 380 грн. заработанных денег, из которых нужно было вычесть стоимость обслуживания машины, отложить на покупку шин, страховки, учесть износ автомобиля. Я понял одно: чтобы заработать хотя бы минимально приличную сумму, надо жить в машине и работать день и ночь. Так что, если вдруг утром к вам подъедет водитель такси, похожий на чучело, — не удивляйтесь, он на работе.

Интересные факты о такси

Первая попытка упорядочить рынок пассажирских перевозок была предпринята в 1639 г., 373 года назад. Корпорация английских коучменов учредила лицензию на извоз. В те времена тарифы не привязывали ни к километрам, ни к милям. Таксометр представлял собой ящичек с камешками, закрепленный возле колеса. При каждом обороте колеса специальная зацепка приоткрывала задвижку, и в емкость под ящичком падал очередной камешек. По количеству таких камешков рассчитывались за поездку.

1907 г. оказался знаменательным для такси. В этот год автомобили такси появились в городах Москве и Нью-Йорке, а лондонские такси оборудовали механическими таксометрами.

В 1914 г. парижские такси подтвердили старую истину, что в жизни всегда есть место подвигу. Германские силы под командованием маршала фон Клюге прорвали оборону французов на р. Марне и двигались в сторону Парижа. Чтобы спасти город от захватчиков, требовалась срочная переброска резервных войск. Марокканский легион — 6,5 тыс. солдат были перевезены силами парижских таксистов. 1200 машин сделали по два рейса «Париж — окопы» и наступление немцев было остановлено.

Самая высокая оплата услуг такси зафиксирована в Финляндии. Сумму, эквивалентную 15 000 дол. США, уплатили двое туристов за путешествие длиной 23 тыс. км. Они выехали из финского города Нокиа и через Скандинавию и Испанию вернулись назад.

Чтобы работать в такси Нью-Йорка, нужно сдать экзамен на знание города и языка. А диплом таксиста в Лондоне можно получить только после трехлетнего обучения вождению и обслуживанию клиентов.

В такси Нью-Йорка существует специальный список автомобилей, который утверждается соответствующими органами. Только попавшие в этот список модели могут быть использованы в качестве такси.

На итальянском курортном острове Капри все такси — кабриолеты, то есть без крыши. В 60-х годах прошлого века использовали автомобили «Фиат 600», похожие на наши «ЗАЗ  965», только вместо крыши был легкий тент от солнца, а в салоне — плетеные сидения.

Обострение противоречий перед Евро-2012

Заметное обострение противоречий в среде таксистов происходило перед чемпионатом Европы по футболу. «Мы ждем евро! А также — доллары и фунты!», — примерно так встречали болельщиков не только таксисты Киева. Многочисленное «подкрепление» (так называемые непрошеные гости) прибыло из провинции. И в этот напряженный момент появляется законопроект об изменениях в некоторых законах Украины относительно урегулирования транспортных проблем к Евро-2012, который вызвал массовые протесты таксистов. Принятие этого документа тогда отложили, учитывая, что наряду с нормами, направленными на упорядочение работы такси, в документе были и спорные моменты. Например, требование предлагать услуги на автомобилях не ниже класса «D», то есть размером не меньше «Волги», что, бесспорно, не очень оправдано.

Еще одна попытка

В октябре прошлого года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона «О перевозке на такси и перевозке по заказу», предусматривающий обязательную аттестацию водителей такси. То есть такому способу зарабатывания денег вернут статус профессии. Если нормы аттестации будут соблюдены, то клиентов будут возить профессионалы. Вероятность того, что за рулем такси — наркозависящий или не имеющий достаточных навыков управления автомобилем человек, будет существенно снижена.

Также предлагается внести в регистрационное свидетельство автомобиля отметку «Такси». Зачем это нужно? Чтобы избежать отказов в выплате страховых компенсаций. Ведь нелегальный таксист заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности обычного типа. И в случае аварии, если страховая компания узнает, что автомобиль использовался в качестве такси, последует немедленный отказ в выплате пострадавшим. При наличии техпаспорта с отметкой «Такси» страховые компании заключают специальный договор, предусматривающий компенсацию ущерба пассажирам.

Если новый закон будет принят, то обязательной деталью интерьера автомобиля такси станет таксометр — универсальный инструмент, исключающий дискуссии между водителем и пассажиром о стоимости поездки.

Важный момент — тарифы на услуги такси, которые будут устанавливать специальные советы. Ведь сейчас тарифы формируются в основном информационно-диспетчерскими службами, у которых главная задача — завлечь клиента и получить с водителя комиссионные, а насколько тарифы реальны, это посредников не волнует.

Новый закон кроме повышения качества услуг такси и безопасности сулит немалый экономический эффект. По оценкам авторов законопроекта, бюджет страны пополнится на 500 млн.  грн. за счет уплаты единого налога и почти на 900 млн. грн. социальных взносов. Откуда возьмутся эти деньги? Ведь таксистов станет меньше. Эти сборы уплатят те, кто останется на рынке такси, ведь у них практически не будет простоев.

Устами таксистов...

Сергей Ж., полулегальный, как он себя называет, таксист, потому что единый налог он уплачивает, но лицензии и таксометра у него нет.

«В последнее время Киев все чаще стоит в пробках, и расход бензина такой, что никакие тарифы его не покроют. Я называю клиенту цену, понимая, что это очень много, но ничего сделать не могу, иначе я повезу клиента за свои деньги. А ведь мои расходы — это не только бензин, но и обслуживание машины. Вот и аккумулятор разрядился в эти морозы, а новый стоит 700 грн.

Если примут закон о такси, я, наверное, не стану тратиться на покупку лицензии, перерегистрацию автомобиля и таксометр. Займусь чем-нибудь другим».

Станислав Григорьев; по его словам, он станет легальным таксистом, как только будет понятен порядок на рынке такси.

«Действительно, рассчитывая только на заказы от диспетчеров, — не проживешь, у них одна задача — получить заказ, а как он будет выполняться, их не волнует. Мне повезло, я живу рядом со станцией метро и пассажиров там достаточно. Кроме того, у меня машина — универсал, и я оборудовал багажник для перевозки домашних любимцев — там поместится даже крупная собака. У меня есть постоянные клиенты среди собаководов, и они — весомая часть моего дохода. Если власти возьмутся за наведение порядка в такси, я приобрету таксометр и лицензию, не такие уж это большие деньги. Вот только с перерегистрацией для отметки в техпаспорте могут возникнуть проблемы, поскольку моя машина — в кредите».

Чтобы все не вернулось на круги своя

В случае принятия закона желающих участвовать в перевозке пассажиров станет меньше. Придется искать другое занятие тем, кто не сможет или не захочет выполнять требования закона, а также тем, для кого занятие извозом было не постоянным источником дохода, а подработкой. Однако оставшимся придется, засучив рукава, хорошенько поработать — ведь если они не смогут качественно обслуживать пассажиров, количество которых останется прежним, суровые законы рынка вынудят заработать нелегалов, и все может вернуться на круги своя.


Дмитрий ЗАБАШТАНСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42