НДФЛ

Доступное жилье в Украине

В настоящее время один из наиболее важных вопросов при создании семьи — это собственное жилье. Многие украинцы для его решения воспользовались бюджетными программами по обеспечению граждан доступным жильем.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № 800 доступное жилье — это построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры.

Ныне в Украине действуют две бюджетные программы по обеспечению граждан доступным жильем, одна из которых«Предоставление государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья» (КПКВК 2751190), реализуемая согласно Порядку № 140 и Порядку № 193, другая«Удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (КПКВК 2751470), которая выполняется в рамках Порядка № 343.

Порядок № 140 определяет механизм обеспечения граждан доступным жильем в соответствии с Государственной целевой социально-экономической программой строительства (приобретения) доступного жилья на 2010 — 2017 годы, утвержденной постановлением № 1249.

Согласно п. 4 Порядка №  140 государственная поддержка предоставляется путем:

  • оплаты за счет средств государственного и/или местного бюджета 30% стоимости нормативной площади доступного жилья (при этом гражданин вносит на свой текущий счет, открытый в уполномоченном банке, денежные средства в объеме 70% стоимости нормативной площади доступного жилья);
  • предоставления уполномоченными банками или исполнителем (в случае если это предусмотрено законом) льготного ипотечного жилищного кредита на срок до 30 лет (процентная ставка финансирования по таким кредитам устанавливается в размере не больше учетной ставки Нацбанка Украины плюс 2%).

При этом государственная поддержка предоставляется из расчета не больше чем 21 м2 на одного человека и дополнительно 10,5 м2 общей площади жилья на семью. Остаток стоимости жилья оплачивает гражданин, заключивший договор о строительстве (приобретении) доступного жилья, за собственные денежные средства (п. 3 ст. 4 Закона № 800).

Порядок № 193 определяет механизм использования денежных средств, предусмотренных в госбюджете по программе КПКВК 2751190.

Порядок № 343, в соответствии с которым действует программа КПКВК 2751470, определяет механизм удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем возмещения части процентов по кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в объектах незавершенного строительства или не реализованного заказчиками (управляющими) в объектах, принятых в эксплуатацию после 2009 г. (квартиры в многоквартирных жилых домах, индивидуальные жилые дома или имущественные права на них).

Подтверждение участия в бюджетных программах по обеспечению граждан доступным жильем

В целях реализации плательщиком налога права на налоговую скидку в качестве документального подтверждения участия в бюджетных программах обеспечения доступным жильем обязательным является представление:

  • в рамках реализации бюджетной программы КПКВК 2751190 — договора об обслуживании денежных средств для строительства (приобретения) доступного жилья, заключенного между гражданином и региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству»;
  • в рамках реализации бюджетной программы КПКВК 2751470 — договора о предоставлении частичной компенсации процентов, заключенного между гражданином, региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» и банковским учреждением, предоставляющим ипотечный кредит.

Расходы на уплату затрат на строительство (приобретение) доступного жилья

Статьей 166 Налогового кодекса предусмотрено право плательщика налога на налоговую скидку.

В соответствии с пп. 166.3.8 п. 166.3 этой статьи плательщик налога имеет право включить в налоговую скидку в уменьшение налогооблагаемого дохода по результатам отчетного налогового года, определенного с учетом положений п. 164.6 ст. 164 этого Кодекса, фактически осуществленные им в течение отчетного налогового года суммы расходов на уплату затрат на строительство (приобретение) доступного жилья, определенного законом, в том числе на погашение льготного ипотечного жилищного кредита, предоставленного на такие цели, и процентов по нему.

Учитывая то, что при строительстве (приобретении) доступного жилья налогоплательщик имеет право воспользоваться государственной поддержкой в виде оплаты государством 30% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставления льготного ипотечного жилищного кредита в уполномоченном банке, а остаток стоимости жилья оплачивается физическим лицом за собственные денежные средства, в состав налоговой скидки включаются расходы, которые лично понесло физическое лицо на строительство (приобретение) доступного жилья и погашение льготного ипотечного жилищного кредита и процентов по нему.

Рассмотрим ответы на вопросы, чаще всего поступающие от граждан при реализации ими права на получение налоговой скидки.

Право на налоговую скидку за пользование ипотечным жилищным кредитом

В каких случаях у физического лица возникает право на получение налоговой скидки в части суммы процентов, уплаченных за пользование ипотечным жилищным кредитом?


В соответствии с пп. 166.3.1 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право включить в налоговую скидку в уменьшение налогооблагаемого дохода плательщика налога по результатам отчетного налогового года, определенного с учетом положений п. 164.6 ст. 164 этого Кодекса, фактически осуществленные им в течение отчетного налогового года расходы в виде части суммы процентов, уплаченной таким плательщиком налога за пользование ипотечным жилищным кредитом, которая определяется в соответствии со ст. 175 этого Кодекса.

Так, п. 175.1 ст. 175 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщик налогарезидент имеет право включить в налоговую скидку часть суммы процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом, предоставленным заемщику в национальной или иностранной валюте, фактически уплаченную в течение отчетного налогового года.

При уплате процентов по ипотечному жилищному кредиту в иностранной валюте сумма платежей по таким процентам, осуществленных в иностранной валюте, переводится в гривни по официальному валютному (обменному) курсу Нацбанка Украины, действующему на день уплаты таких процентов.

Такое право возникает в случае, если за счет ипотечного жилищного кредита строится или покупается жилой дом (квартира, комната), определенный плательщиком налога в качестве основного места его жительства, в частности согласно отметке в паспорте о регистрации по местонахождению такого жилья.

Пунктом 175.4 ст. 175 Налогового кодекса установлено, что право на включение в налоговую скидку суммы, рассчитанной согласно этой статье, предоставляется плательщику налога по одному ипотечному кредиту в течение 10 последовательных календарных лет начиная с года, в котором:

  • объект жилищной ипотеки приобретается;
  • построенный объект жилищной ипотеки переходит в собственность плательщика налога и начинает использоваться как основное место жительства.

В случае если ипотечный жилищный кредит имеет срок погашения больше 10 календарных лет, право на включение части суммы процентов в налоговую скидку по новому ипотечному жилищному кредиту возникает у налогоплательщика после полного погашения основной суммы и процентов предыдущего ипотечного жилищного кредита.

В соответствии с п. 175.5 ст. 175 Кодекса в случае если сумма полученного физическим лицом ипотечного жилищного кредита выше суммы, израсходованной на приобретение (строительство) предмета ипотеки, в состав расходов включается сумма процентов, уплаченная за пользование ипотечным кредитом в части, израсходованной по целевому назначению.

Молодежный кредит

Имеет ли право физическое лицо, воспользовавшееся условиями молодежного жилищного кредита, на налоговую скидку?


Если условиями молодежного жилищного кредита предусмотрена полная или частичная компенсация за счет бюджетных средств процентов по такому кредиту, то претендовать на налоговую скидку получатель такого молодежного кредита может только в части лично уплаченных им процентов, но при соблюдении других условий, выполнение которых обязательно для получения права на налоговую скидку. При полной компенсации процентов по кредиту за счет бюджетных средств плательщик налога не имеет законодательных оснований на налоговую скидку по такому кредитному договору.

Мемориальный ордер — подтверждающий документ

Имеет ли право плательщик налога при реализации права на налоговую скидку на ипотечное жилищное кредитование подтвердить сумму уплаченных процентов мемориальным ордером банковского учреждения?


В соответствии с пп. 166.2.1 п. 166.2 ст. 166 Налогового кодекса в налоговую скидку включаются фактически осуществленные в течение отчетного налогового года плательщиком налога расходы, подтвержденные соответствующими платежными и расчетными документами, в частности квитанциями, фискальными или товарными чеками, прибыльными кассовыми ордерами, копиями договоров, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя).

Положениями Закона № 2346 предусмотрено, что мемориальный ордер — это расчетный документ, который составляется по инициативе банка для оформления операций по списанию денежных средств со счета плательщика и внутрибанковских операций в соответствии с этим Законом и нормативно-правовыми актами Нацбанка Украины.

Таким образом, при реализации плательщиком налога права на налоговую скидку мемориальный ордер может применяться как документ, подтверждающий понесение плательщиком расходов. При этом в расчетном документе должны быть указаны фамилия, имя и отчество плательщика налога, уплатившего проценты за пользование ипотечным жилищным кредитом, и этот документ должен соответствовать условиям оформления расчетных документов.

Документы для получения налоговой скидки

Какие документы кроме налоговой декларации об имущественном положении и доходах должен представить плательщик налога в органы ГНС, чтобы воспользоваться правом на получение налоговой скидки по части суммы процентов по ипотечному кредиту?


В налоговую скидку включаются фактически осуществленные в течение отчетного налогового года плательщиком налога расходы, подтвержденные соответствующими платежными и расчетными документами, в частности квитанциями, фискальными или товарными чеками, приходными кассовыми ордерами, копиями договоров, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя). В указанных документах обязательно должна быть отражена стоимость таких товаров (работ, услуг) и срок их продажи (выполнения, предоставления).

Оригиналы таких документов не отправляются органу ГНС, но подлежат хранению плательщиком налога в течение срока давности, установленного Налоговым кодексом (п. 166.2 ст. 166 Налогового кодекса).

Вместе с тем согласно п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса плательщики налога обязаны по требованию органа ГНС и в рамках его полномочий, определенных законодательством, предъявлять документы и сведения, связанные с возникновением дохода или права на получение налоговой скидки, исчислением и уплатой налога, и подтверждать необходимыми документами достоверность сведений, указанных в налоговой декларации по этому налогу. 

Исходя из норм Закона об ипотеке, договоры плательщика налога, который желает начислить налоговую скидку на часть суммы процентов, уплаченных им за пользование ипотечным жилищным кредитом, должны соответствовать, в частности, следующим условиям:

  • в кредитном договоре следует указать, что целью его предоставления является приобретение (строительство) жилья, которое кредитор принимает в залог;
  • к кредитному договору обязательно нужно заключить договор ипотеки (залога) приобретаемого или строящегося недвижимого имущества, который является неотъемлемым дополнением к такому кредитному договору;
  • договор ипотеки (залога) обязательно должен быть нотариально удостоверен.

Таким образом, чтобы воспользоваться правом на получение налоговой скидки по части суммы процентов по ипотечному кредиту, плательщик налогарезидент подает в орган ГНС следующие документы:

  • кредитный договор и нотариально удостоверенный договор ипотеки;
  • соответствующие платежные документы, в которых четко определена сумма уплаченных процентов за пользование ипотечным кредитом и указаны фамилия, имя и отчество плательщика налога как плательщика этих процентов (счет с оттиском кассы о перечислении денежных средств, платежное поручение банка с отметкой о перечислении денежных средств);
  • паспорт плательщика налога с отметкой о регистрации по местонахождению жилого дома (квартиры, комнаты), по которому оформлен ипотечный жилищный кредит;
  • регистрационный номер учетной карточки плательщика налога;
  • справку с места работы о начислении (выплате) дохода в виде заработной платы, удержанного налога и единого социального взноса и т. п.

В квитанции одной суммой указаны уплаченный основной платеж и проценты

Может ли физическое лицо воспользоваться правом на налоговую скидку, если в платежном документе одной суммой указаны уплаченный основной платеж и проценты (аннуитетные платежи)?


Если условиями кредитного договора предусмотрено погашение кредита путем аннуитетных платежей и в платежном или расчетном документе указана только общая сумма перечислений без разбивки на проценты и основную сумму долга, то у плательщика налога отсутствуют основания для включения в налоговую скидку в уменьшение налогооблагаемого дохода по результатам отчетного налогового года части суммы процентов, уплаченных таким плательщиком налога за пользование ипотечным жилищным кредитом, которая определяется в соответствии со ст. 175 Налогового кодекса.

Условия ипотечного договора, дающие право на получение налоговой скидки

Каким условиям должны соответствовать договоры на получение кредита для приобретения (строительства) жилья, чтобы плательщик налога получил право на включение суммы процентов, уплаченных за пользование ипотечным жилищным кредитом, в налоговую скидку?


Согласно пп. 14.1.170 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса налоговая скидка для физических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования, — документально подтвержденная сумма (стоимость) расходов плательщика налога — резидента в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года, на которую разрешается уменьшение его общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года в виде заработной платы, в случаях, определенных этим Кодексом.

Ипотечный жилищный кредит — финансовый кредит, предоставляемый физическому лицу банковским или другим финансовым учреждением в соответствии с законом на срок не менее пяти полных календарных лет для финансирования расходов, связанных с приобретением квартиры (комнаты) или жилого дома (его части) либо строительством жилого дома (его части), предоставляемый в собственность заемщика, с принятием кредитором такого жилья (земли, находящейся под таким жилым домом, в том числе приусадебного участка) в залог (пп. 14.1.87 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Учитывая положения Налогового кодекса, право на налоговую скидку по уплаченным по ипотечному кредиту процентам имеют плательщики налога, у которых договоры на получение кредита на приобретение (строительство) жилья соответствуют одновременно следующим условиям:

  • в кредитном договоре следует указать, что он выдан на приобретение (строительство) жилья, принимаемого кредитором в залог;
  • к кредитному договору обязательно должен быть заключен договор ипотеки (залога) приобретаемого или строящегося недвижимого имущества, который является неотъемлемым дополнением к такому кредитному договору;
  • договор ипотеки (залога) обязательно должен быть нотариально удостоверен;
  • кредит должен быть получен от банка;
  • договор об ипотечном кредите заключен на срок не менее пяти лет.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42