Статьи

По карману ли роскошь?

Об актуальности темы едва ли не каждый день напоминают выпуски всемирных теленовостей, многочисленные дискуссии специалистов и экспертов по этой проблеме в бизнес-таблоидах, сенсационные сообщения о неоднозначной реакции богатых знаменитостей на увеличение налоговой нагрузки.


Цели и выгоды

Еще в мае прошлого года Международный валютный фонд порекомендовал украинской власти усилить налогообложение зажиточных граждан. А уже в следующем месяце в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 10558 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно налогообложения богатства и предметов роскоши». И хотя в парламенте зарегистрировали параллельно еще два альтернативных законопроекта о введении налога на роскошь, представители разных фракций были единодушны разве что в том, что вводить налог на богатство следует крайне осторожно. Однако эксперты налоговой сферы уже давно отстаивали идею налогообложения не только недвижимого, а любого имущества, что обеспечивало бы соблюдение принципов социальной справедливости, когда налогами облагался бы не только полученный доход, а и фактические его результаты. И если получатели дохода находят способы припрятать от налогообложения часть полученного, то результаты потребления дохода (недвижимость, другие заметные предметы) не задекларировать намного сложнее.

Такую точку зрения разделяют и члены правительства. 18 января текущего года на сайте Минфина Украины была обнародована информация о разработке проекта закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения богатства и предметов роскоши» во исполнение поручения Кабинета Министрaов Украины от 04.01.2013 г. № 583/0/1-13 к п. 6 протокола совещания от 2 января 2013 г. под председательством Первого вице-премьер-министра Украины Сергея Арбузова.

Законопроектом предусмотрено, что объектами обложения налогом на имущество определяются объекты жилой недвижимости, находящиеся в собственности физических и юридических лиц; нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц, общая площадь которых превышает 500 м2; легковые автомобили с объемом цилиндров двигателя свыше 3990 см3 (кроме бывших в употреблении свыше 5 лет), находящиеся в собственности физических лиц; мотоциклы с объемом цилиндров двигателя свыше 995 см3 (кроме бывших в употреблении свыше 5 лет), находящиеся в собственности физических лиц; судна, оснащенные стационарным или подвесным двигателем мощностью свыше 75 кВт (кроме бывших в употреблении свыше 20 лет), находящиеся в собственности физических лиц; самолеты и вертолеты, находящиеся в собственности физических лиц.

Налоговые обязательства за такие объекты физические лица — владельцы соответствующих объектов налогообложения будут определять самостоятельно в годовой декларации об имущественном положении и доходах.

Единовременно при покупке будут облагаться налогом изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, полудрагоценных камней, обработанных и необработанных драгоценных камней стоимостью свыше 20 размеров минимальной заработной платы, установленной законом по состоянию на 1 января отчетного года; часы, мобильные телефоны и оружие стоимостью свыше 20 размеров минимальной зарплаты; обувь, изделия из меха, кожи, ковровые, швейные, трикотажные, текстильные изделия, изделия из дерева стоимостью свыше 30 размеров минимальной зарплаты; предметы искусства, коллекционирования и антиквариата стоимостью свыше 30 размеров минимальной заработной платы. Налог будет взиматься при приобретении таких товаров и уплачиваться их продавцами (налоговыми агентами) один раз в месяц.

Кроме того, за земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, предназначенные для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений, индивидуального дачного строительства, ведения садоводства, площадь которых по каждому виду использования превышает трехкратные размеры предельных норм, определенных ст. 121 Земельного кодекса Украины, предлагается взимать земельный налог с применением коэффициента 15.

По мнению авторов законопроекта, принятие документа будет способствовать не только увеличению доходной части бюджетов, а и даст возможность повысить вклад зажиточных граждан в его наполнение, сделать шаг к более справедливому перераспределению богатства в украинском обществе. Ведь разница в десять раз между максимальными и минимальными доходами граждан, а также отсутствие действенного механизма налогообложения крупных доходов граждан приводят к социальной дискриминации и не обеспечивают эффективное перераспределение богатств в обществе.

Принесенные ветром

Несмотря на то что налог на рос-кошь и дорогую недвижимость весьма распространен во многих странах, история его введения не складывается гладко и часто завершается отменой этого налога. Даже в государствах с развитой экономикой в основном наблюдается тенденция к замене налога на роскошь повышенной ставкой НДС или применением этого налога исключительно к эксклюзивным предметам. В свое время налог на роскошь отменили даже в государствах с низким уровнем коррупции, где существует эффективная правовая система, — Японии, Ирландии, Авст-рии, Италии, Финляндии, Германии, Дании, Люксембурге.

По мнению экспертов, на причины введения или отмены этого налога большей частью влияют политические факторы. В свое время правительство лейбористов в Великобритании ввело так называемый налог на доходы, принесенные вет-ром. Собственники имущества, которое было передано в частные руки, в 1980-х годах по символическим ценам уплатили разовый сбор. А в результате глава правительства Тони Блэр собрал таким образом в бюджет 5 млрд. фунтов.

А если обратиться к ближайшей истории, то в прошлом году в Испании временно (сроком на два года) возродили налог на дорогую недвижимость стоимостью от 700 тыс. евро, который отменили в 2008 г., что было вызвано заметным ухудшением инвестиционного климата на испанском рынке недвижимости. В прошлом году в связи с обнищанием широких слоев населения и для ослабления протестных настроений среди неимущих граждан правительство решило поддержать госбюджет, в частности, и благодаря налогам с собственников элитной недвижимости. Эти факты свидетельствуют о гибкости и продуманности налоговой политики и умении направить фискальную составляющую на пользу общественным интересам.

Обещание — не пустяк

Введенный в 1991 г. в США налог на роскошь просуществовал всего два года и был отменен. Согласно выводам экспертов, спрос на товары класса «люкс» оказался «эластичным» в отличие от процесса их производства, в котором наблюдались сбои, что в конце-концов пагубно сказалось на деятельности определенных отраслей и послаблении социальных гарантий для их рабочих. Потенциальные покупатели яхт, например, начали приобретать и пришвартовывать их в других странах, в то время как тысячи работников судостроительной отрасли штата Флорида остались без работы. Налог на дорогие автомобили просуществовал в США до 2005 г. А уже в 2009-м было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. дол.), яхты (от 200 тыс. дол.), автомобили (от 60 тыс. дол.) и драгоценности (от 20 тыс. дол.). Но закон так и не был принят. Однако Президент США Барак Обама, выступая в Конгрессе, горячо поддержал введение налога на сверхприбыль (богатством в Америке считают доход свыше 1 млн. дол. в год), а недавно подписал закон о повышении ставок налогов для зажиточных американцев, о чем неоднократно обещал в своих предвыборных выступлениях.

Депардье на демарше

А вот предвыборные обещания президента Франции Франсуа Олланда, выдвинувшего идею налого-обложения сверхбогатых граждан, которые должны были бы направлять в государственную казну 75% своих доходов, потерпели фиаско. Этот налог, который был заложен в бюджет Франции и уже одобрен парламентом, Конституционный совет Франции в последние дни прошлого года признал неконституционным и не соответствующим равномерному распределению налогового бремени, а распространяющимся лишь на отдельных граждан Франции. Таким образом, пополнить доходную часть госбюджета, которая пострадала вследствие финансово-экономического кризиса, благодаря этому налогу правительству страны пока
что не удается. Однако французские чиновники не сдаются, поскольку введение такого налога считают одной из своих приоритетных задач. По словам премьер-министра Франции Жана-Марка Эйро, после того, как власть пересмотрит ряд параметров налога на роскошь, он снова будет внесен в новый проект госбюджета. Таким образом французский премьер дал понять, что ни постановление Конституционного совета, ни громкие демарши богатых французских граждан, таких как Бернар Арно или знаменитый актер Жерар Депардье, никоим образом не повлияют на их намерения. В первые дни нового года звезда французского кинематографа Депардье отказался от французского гражданства из-за введения высокой ставки налогообложения на доходы свыше 1 млн. евро в год и получил российское гражданство. Остается надеяться, что киноактера удовлетворит налоговое законодательство Российской Федерации, где сейчас обсуждается идея введения новых ставок налогообложения роскошных автомобилей и дорогой недвижимости. Эти планы в России собираются воплотить в жизнь в первой половине текущего года и придать им целевую направленность, скажем, налоговые денежные средства могут направляться на предоставление помощи детям-сиротам. По словам чиновников, богачам будет намного сложнее, по крайней мере морально, уклоняться от адресного налога, предназначенного для помощи обездоленным.


Инна ГОЛОВКО