Статьи

Документальные электронные проверки сделают невозможным влияние человеческого фактора

Директор Департамента налогового контроля ГНС Украины Сергей КРУХМАЛЕВДепартамент налогового контроля ввел применение субъектами хозяйствования электронной кассовой ленты. В скором времени налогоплательщикам предложат дополнительный сервис — документальную электронную проверку. Для пользователей кассовой техники будет внедрена электронная регистрация РРО, книг учета расчетных операций и расчетных книжек. В начале прошлого года директор Департамента налогового контроля ГНС Украины Сергей Крухмалев на страницах «Вестника» прогнозировал охват плановыми проверками только предприятий с высокими показателями рисков неуплаты налогов. Новая стратегия организации контрольно-проверочной работы, определенная Департаментом, в 2012 г. была подчинена одной из главных задач ГНС Украины — формированию непредвзятых отношений с налогоплательщиками, при которых налоговая служба будет партнером легального бизнеса, обеспечивая снижение налогового давления и создавая благоприятные условия для роста экономики. О рзультатах, которых удалось достичь налоговикам в прошлом году, и планах на год нынешний рассказывает директор Департамента налогового контроля ГНС Украины Сергей КРУХМАЛЕВ.


Риск привлекает внимание

В прошлом году главным критерием отбора предприятий для проверок стало наличие в их финансово-хозяйственной деятельности рисков неуплаты надлежащих платежей в бюджет.

Мы считаем, что большинство наших клиентов работает честно, и доверяем им. Поэтому плановые контрольно-проверочные мероприятия направлялись исключительно на предприятия, сознательно не уплачивающие или уплачивающие не в полном объеме платежи в бюджет, используя схемы уклонения от налогообложения.

Результатом нового подхода в работе подразделений налогового контроля стало то, что в план-график проведения документальных проверок на 2012 г. было включено 7,5 тыс. субъектов хозяйствования, что на 4,5 тыс., или почти на 40%, меньше, чем в 2011 г. (12 тыс.).

Хочу подчеркнуть, что в 2012 г. почти на 6 тыс. было уменьшено и количество проведенных документальных внеплановых проверок.

Четкое регламентирование Налоговым кодексом Украины оснований для проведения фактических проверок, в частности по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования порядка проведения расчетных операций, также привело к уменьшению количества таких проверок — 26 тыс. против 45 тыс. в 2011 г.

Это свидетельствует об уменьшении давления со стороны налоговых органов на субъектов хозяйствования сферы наличного обращения.

При этом следует отметить, что значительная часть фактических проверок (около трети) проводится по заявлениям граждан и информации от государственных органов о наличии правонарушений на хозяйственных объектах налогоплательщиков. А проведение проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих расчеты в наличной форме, ныне используется как крайнее средство воздействия на недобросовестных плательщиков.

Правильность избранных ГНС Украины приоритетов при осуществлении налогового контроля подтверждается тем фактом, что уменьшение количества проверок вследствие переориентации контроля на исключительно рисковые предприятия привело к увеличению поступлений в бюджет — по результатам контрольно-проверочной работы в 2012 г. в бюджет поступило 5,6 млрд. грн., что на 2,5 млрд. грн. больше, чем в прошлом году (3,1 млрд. грн.).

Капитал — украинский, прибыли — иностранные?

В 2012 г. не остались без внимания аудиторов вопросы сокращения непродуктивного оттока капитала из Украины, обеспечения полноты налогообложения доходов нерезидентов с источником происхождения из Украины.

Объем выплаченных доходов в пользу нерезидентов за прошлый год составил более 80 млрд. грн.

Наибольший удельный вес в общем объеме принадлежал выплате дивидендов зарубежным странам — инвесторам (43%), из которых половина направлена на Кипр, остальное — в Германию, Нидерланды, Российскую Федерацию, Австрию, Великобританию, Францию, Швецию и др.

Объемы выплат платежей в виде роялти составили 8% общего объема выплат доходов нерезидентам с источником их происхождения из Украины, из которых резидентам Кипра — 40%.

В целях недопущения оттока капитала за пределы Украины и минимизации налоговых обязательств Государственная налоговая служба Украины неоднократно инициировала вопрос денонсации соглашения с Республикой Кипр.

Кабинет Министров Украины 8 ноября 2012 г. подписал с правительством Республики Кипр Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонений от уплаты налогов на доходы, согласно которой Украина намерена отказаться от 30-летней практики предоставления налоговых льгот компаниям, зарегистрированным в этой стране. Новая Конвенция заменит действующее Соглашение между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

В целом в 2012 г. при перечислении доходов нерезидентам с источником происхождения из Украины удержан налог на прибыль с иностранных юридических лиц на сумму 1,6 млрд. грн., то есть на уровне 2011 г.

Наряду с этим по результатам проверок правильности налогообложения доходов нерезидентов в бюджет дополнительно поступило 46 млн. грн.

Благодаря осуществленному комплексному контролю за недопущением непродуктивного оттока капитала за пределы Украины общая сумма просроченной дебиторской задолженности субъектов внешнеэкономической деятельности от осуществленных операций уменьшилась на 17 млн. дол. США.

В гости — виртуально

Среди нововведений, которые осуществляются в контрольно-проверочной работе, следует выделить разработку дополнительного сервиса для налогоплательщиков — документальной электронной проверки.

Такая проверка будет проводиться только по просьбе налогоплательщика и лишь в определенных случаях и определенным методом. Предоставление этого вида услуг плательщикам позволит им самостоятельно корректировать представленную налоговую отчетность без применения налоговыми органами штрафных санкций.

К тому же такие проверки сделают невозможным влияние человеческого фактора, повысят качество и уменьшат срок проведения проверки и дадут как налогоплательщикам, так и налоговым службам уверенность в правильности налогообложения осуществленной финансово-хозяйственной деятельности.

Верю, что этот сервис приживется среди налогоплательщиков. Впрочем, для его окончательного внедрения потребуется определенное время. Необходимо принять ряд подзаконных актов, которые будут определять порядок и формат предоставления налогоплательщиком соответствующих данных для проверки, разработать программное обеспечение и т. п. Собственно, и Налоговым кодексом Украины предусмотрено постепенное внедрение электронных проверок в зависимости от категории плательщика.

Думаю, налогоплательщикам интересно, по какому графику будет внедряться сервис. Мы планируем ввести документальные электронные проверки для налогоплательщиков, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, с 1 января следующего года, представители микро-, малого и среднего бизнеса смогут воспользоваться им начиная с 1 января 2015 г., для всех других плательщиков услуга станет доступной с 2016 г.

Лента сократит проверку

Еще одним нововведением введено применение электронной кассовой ленты.

Мы тщательно изучили мировой опыт. В развитых странах мира распространена практика применения электронных контрольных лент и электронных технических систем передачи информации с электронных контрольных лент регистраторов расчетных операций налоговым органам. В частности, в России — с 2002 г., в Словакии — с 2010 г., аналогичные системы действуют в Италии, Великобритании, Турции, Канаде, Бразилии, Грузии.

Поэтому с учетом примеров эффективного применения в других государствах электронных технических систем передачи информации с электронных контрольных лент, а также высокого уровня технических специалистов была поставлена задача внедрения подобной системы и в Украине.

С 1 января 2013 г. становится обязательным представление отчетности об использовании регистраторов расчетных операций в органы государственной налоговой службы в электронном виде.

Необходимо отметить, что эти нормы не налагают дополнительных обязательств, а только изменяют старый порядок отчета. Вместо представления отчетности на бумажных носителях один раз в месяц предусмотрено ее представление в электронном виде по проводным или беспроводным каналам связи.

Основной целью принятия указанных норм является создание более комфортных условий для субъектов хозяйствования.

Во-первых, это позволит им экономить время.

Во-вторых, субъекты хозяйствования уменьшат расходы на содержание кассовой техники благодаря отсутствию необходимости печатания бумажной контрольной ленты и ее хранения на протяжении трех лет, поскольку в этом больше не будет надобности.

В-третьих, использование электронной контрольной ленты значительно сократит количество проверок плательщиков.

Для того чтобы выполнить требования законодательства, налогоплательщики могут приобрести регистраторы расчетных операций нового поколения, которые создают контрольную ленту в электронной форме и содержат встроенные модемы, или же усовершенствовать существующую кассовую технику, подключив к ней соответствующие модемы для передачи отчетной информации.

В случае успешной имплементации новой системы проверки проведения наличных расчетов будут проводиться только при поступлении информации о фактах конкретных нарушений от граждан, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Необходимо также отметить, что учиться работать в новых условиях законодатель нам позволил до 1 июля 2013 г. То есть штрафов за ошибки, допущенные при освоении новой технологии, в этот период не будет.

Кроме того, еще одним сервисом для пользователей кассовой техники будет внедрение в 2013 г. электронной регистрации РРО, книг учета расчетных операций и расчетных книжек.

Резервные фонды

Хочу отметить, что длительное время фондовый рынок Украины оставался без внимания налоговых органов, поэтому накапливались проблемные вопросы, касающиеся налогообложения операций с финансовыми инструментами. В частности, это невозможность определения обычной цены ценной бумаги, непрозрачность операций на внебиржевом рынке, разный подход к обсчету результатов в бухгалтерском и налоговом учете.

Наиболее эффективное решение всех этих системных проблемных вопросов требовало прежде всего внесения изменений в законодательство Украины и сближения финансового и налогового учета.

Поэтому в целях упрощения администрирования налогов по операциям с ценными бумагами, уменьшения административного давления на налогоплательщиков, обеспечения простых и прозрачных правил налогообложения операций на фондовом рынке, определения порядка обычной цены на финансовые инструменты на базе фондовых бирж Департамент налогового контроля принял активное участие в разработке проекта закона относительно внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Сейчас уже внесены изменения в Кодекс в части налогообложения операций с ценными бумагами, что, в свою очередь, считаем, положительно повлияет на развитие фондового рынка Украины.

Кроме того, Департаментом были разработаны предложения к порядку ведения реестра фиктивных эмитентов и определения биржевого курса и направлены для согласования в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42