Другие налоги

Святой Матфей — библейский мытарь. Прошлое и настоящее

Новое время диктует иные условия жизни, меняет сознание граждан, обусловливает формирование новых подходов к работе. Реформирование налоговой и таможенной служб Украины, создание общенационального фискального органа — Министерства налогов и сборов Украины и есть те положительные изменения, которые вызваны велением времени. Новообразованное Министерство должно быть единым органом, одновременно занимающимся экономикой и обладающим правоохранительными функциями. Новая финансово-налоговая структура, строящаяся на лучших европейских принципах, в сложных кризисных условиях современности должна создать надежный фундамент для обеспечения государства денежными средствами.

Многие страны мира уже имеют опыт слияния двух ведомств, и хотя в каждом отдельном случае речь идет об абсолютно разных факторах успеха и подводных течениях подобных реформ, все они, так или иначе, были эффективны. Не копировать какую-либо из существующих моделей, а принять за основу все самое лучшее из мировой практики и создать собственную модельтакая цель стоит перед специалистами, закладывающими основы финансово-налоговой структуры.

Впрочем слияние налоговой и таможенной служб исторически не ново. В Украине они были объединены еще при гетманстве Богдана Хмельницкого (16481657), когда действовал единый общегосударственный «войсковый скарб», который объединял обе фискальные службы. Единой была фискальная система гетманского государства и во второй половине XVIIXVIII в. Такой же оставалась налогово-таможенная система и при возглавляемом Владимиром Винниченко правительстве во времена Украинской Народной Республики (19171918) и при Генеральном секретарстве финансов.


Издавна об уплате налогов заботилась и церковь. Именно бывшего сборщика налогов — апостола Матфея избрал Бог для написания первой книги Святого Евангелия, на страницах которого есть такие слова Христа, адресованные ученикам фарисеев и иродианам:

«Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
(Мф. 22:21).

Итак, бывший сборщик налогов, а впоследствии ученик Иисуса Христа апостол и евангелист Матфей (называемый Левием), верный последователь Сына Божьего, и может служить, по нашему мнению, образом достойного налоговика и таможенника для современных служащих в этой сфере.

Матфей жил, собирал налоги и пошлину в галилейском г. Капернауме. Его служебная ятка (временное легкое здание, накрытое камышом для защиты от солнца и дождя. — Авт.) находилась у городских ворот. Здесь он взимал пошлину с купцов, направлявшихся в город со своими товарами, и с местных торговцев, продающих всякую всячину рядом на торжище. Разумеется, такие действия Матфея, как и поведение других тогдашних чиновников, собиравших налоги в казну имперского Рима, не вызывали симпатий со стороны населения захваченных римлянинами земель. Такое отношение имело под собой довольно веские основания, так как среди библейских сборщиков налогов (как и среди наших современников) были такие, которые откровенно унижали простого человека, грубо обращались с плательщиками, обирали их и умышленно обижали. По этому поводу в Евангелии (Лк. 3:12-14) есть поучительная притча:

«Пришли и мытари креститься, и сказали ему (Иоанну Крестителю — Авт.): учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

Как бывшее должностное лицо и мытарь Матфей обращал особое внимание на отношение Иисуса Христа и его последователей к выполнению закона. Описывая святые дела Сына Божьего, апостол полностью однозначно свидетельствовал о том, что Христос проповедовал законопослушание и призывал всех своих последователей соблюдать закон:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить»
(Мф. 5:17).

Еще один принципиально важный эпизод из законотворческой деятельности Иисуса Христа, свидетельствующий о его отношении к выполнению закона, в частности к уплате налогов, зафиксировал святой Матфей в Евангелии:

«Когда же пришли в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм (дидрахма — монета, равная двум драхмам. — Авт.) и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: Как тебе кажется, Симон: цари земные с кого берут пошлины или подати: с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны, но чтобы вам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и открыв у ней рот, и найдешь статир (статир равнялся четырем драхмам. — Авт.); возьми его и отдай им за Меня и за себя»
(Мф. 17:24-27).

Из Библии узнаем об обстоятельствах обращения Матфея в веру во Христа. Находясь в г. Капернауме, Сын Божий увидел сидящего у мытницы Матфея и сказал ему: «Следуй за Мною!»  Мудрый Матфей, услышав призыв, всем сердцем уверовал в Иисуса и не колеблясь оставил свое рабочее место и пошел вслед за Спасителем.

От радости Матфей устроил у себя дома торжественную трапезу, на которую пригласил Иисуса Христа, его учеников, своих родственников и многих коллег — сборщиков налогов, а также некоторых книжников и фарисеев (Лк.5:27-32). Увидев, что Христос не гнушается грешников, они роптали и говорили Иисусу и его ученикам: почему он ест и пьет с мытарями и грешниками? Господь же услышав слова их, сказал им:

«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Лк. 5:31).

С тех пор Матфей никогда не покидал Иисуса, везде сопровождая вместе с его ближайшими последователями. Он был живым свидетелем его чудных дел и слушателем проповедей, присутствовал при творимых им чудесах, сокрушался во время страданий и крестной смерти, восторжествовал при славном Вознесении.

Именно как налоговик и таможенник апостол Матфей имел замечательную привычку — все сверять, запоминать и скрупулезно записывать. И отчасти, видимо, поэтому он и стал одним из авторов первой книги Евангелия — истинного и искреннего благовествования о земной жизни и славных делах Спасителя.

По замечательном Вознесении Христа апостолы, выполняя заветы Сына Божьего, разошлись по миру для проповеди святого учения и свидетельства правды Господней, а Матфей еще восемь лет проповедовал в Палестине, завершая здесь святую летопись — свое свидетельство о благодатных делах Иисуса Христа.

Оставив Иудею, апостол Матфей проповедовал Слово Божье в Сирии, Мидии, Македонии, Персии и напоследок в Африке. Местом своего благовествования на черном континенте апостол Матфей избрал неграмотную языческую Эфиопию. Там на высокой горе, соблюдая пост, он молился Богу об обращении этого народа в христианскую веру. И именно здесь, в Африке, Матфей пережил чудо, которое стало господствующей доминантой всей его жизни. Святому апостолу явился Господь, вручил ему жезл, и велел установить его возле построенной Матфеем церкви. Матфей выполнил поручение Господа, и на глазах многих людей из жезла, как обещал Христос, выросло высокое дерево с большими и сладкими плодами, а из корня его истек источник чистой воды. Местные жители пришли тогда к дереву, съели плоды, испили воды, и, слушая проповедь апостола, уверовали в Господа; здесь же Матфей крестил их в чудотворном источнике.

Местные правители преследовали святого апостола, но ни огнем, ни водой, ни пытками не могли уничтожить ученика Иисуса Христа. Произнося молитвы, святой Евангелист легко переносил все пытки. Апостол «запретил огню» и вышел из него невредимым и, помолившись, сам отдал свою душу в руки Божьи.

Память святого апостола и евангелиста Матфея православные христиане отмечают 29 ноября (по старому стилю 16 ноября) и 13 июля (по старому стилю 30 июня) в день памяти 12 апостолов.


Сергей ТРУСОВ,
Климентий ГАЛЬСКИЙ

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42